Голева Марина Александровна
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3» Великий новгород
учитель начальных классов
Работа
по изучению истории родного города
является неотъемлемой частью нравственного,
эстетического и патриотического
воспитания детей.
При изучении истории родного города
неизбежно происходит процесс формирования
гражданских, нравственных, духовных и
культурных основ личности ребенка.
Воспитательная работа по данному
направлению состоит из двух органически
связанных между собой и дополняющих
друг друга этапов:
сбор, изучение информации через классные
часы, викторины, чтение литературы;
экскурсионные поездки, посещение музеев
и выставок.
Я предлагаю материал
классного часа (теоретическое знакомство
с историей Новгородского Кремля); после
данного классного часа дети ездили на
экскурсию, где смогли познакомиться с
новыми фактами и уточнить известные;
завершающим этапом была викторина
(внеклассное мероприятие).
Конспект
классного часа.
«
мой город – моя гордость»
Тема:
"Знакомство с Новгородским Кремлём".
Цели:
Расширять представления детей о родном
крае. Продолжить формировать интерес
к своему краю, вызывать чувство
ответственности по отношению к родине.
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
проектор, презентация.
Методы
воспитания:
метод воспитания, формирующий познание
– беседа, сообщение, (словом по В.
Караковскому).
1.Организационный
момент. Ребята, сегодня мы с вами будем
говорить о нашем родном крае. Как
вы понимаете эти слова?
Родной край – понятие очень широкое.
Это деревня, где ты родился; это река,
где ты первый раз купался; это лес, где
ты собираешь ягоды и цветочки, слушаешь
пение птиц. Школа, в которой вы учитесь
– это тоже родной край. Это небо, дающее
вам возможность дышать, это солнце,
согревающее нас и эта земля, которая
дает нам хлеб. Нет прекраснее и красивее,
чем наша родная земля.
Слайд
1.
Да,
родной край – это местечко, где ты
родился, где живут твои родные и
близкие, где ты прожил много лет. И
каждый из нас обязан знать историю и
культуру своего родного края, а также
открыть для себя что-то новое, сделать
что-то доброе и полезное. Сегодняшнее
наше мероприятие называется “Мой
город - моя гордость”. Как
же называется город в котором мы живём?
Как вы думаете, что означает его
название? На какой реке расположен
Великий Новгород?
|
2.
Вступительная беседа.
Ребята,
давайте вспомним символы нашего
города. Что вы о них знаете?
Символы
Великого Новгорода
Современный
герб Великого Новгорода основан на
историческом гербе города, утвержденном
в 1781 г. Геральдическое описание Герба
Великого Новгорода в Уставе города:
"На серебряном поле щита два черных
медведя, поддерживающие золотое кресло
с червленой (красной) подушкой. На
сиденье поставлены накрест с правой
стороны золотой скипетр, завершенный
крестом, с левой стороны - золотой
крест. Над креслом золотой трехсвечник
с горящими червленым пламенем свечами.
В лазоревой (синей, голубой) окраине
щита четыре серебряные, одна против
другой, рыбы."
Слайд
2.
Флаг
Великого Новгорода представляет собой
прямоугольное полотнище из трех
горизонтальных равновеликих полос:
верхней - белого, средней - голубого,
нижней - белого цветов, в центре которого
располагается герб Великого Новгорода,
украшенный стилизованными зубцами
кремлевской стены красного цвета.
Отношение ширины флага к его длине
1,5 : 2,5. Белый цвет на флаге символизирует
чистоту, цвет стен православных
церквей; голубой - реку Волхов, красный
- цвет стен Новгородского Кремля.
|
В
нашем городе очень много замечательных
мест. В Великий Новгород приезжает
много туристов со всего мира, чтобы
познакомиться с историей нашего
города. Если
бы к вам приехали гости, какие
достопримечательности вы показали
бы им в первую очередь?
Многие из вас назвали Кремль. Именно
в Кремль мы и отправимся сегодня.
|
Слайд
3.
3.
История кремлёвской стены.
Кремль
в Новгороде Великом считается одним
из самых древних архитектурных
памятников России.
Слайд
4.
Заложенный
князем Ярославом, он является
древнейшим из сохранившихся в России
кремлем (впервые упоминается в летописи
под 1044 годом). Он расположен
в самом центре города, на левом
берегу Волхова. В древности кремль
называли кромом, детинцем или городом.
«Кром», «кремник, кромное место»
означало ограждённое пространство.
Стены древнего детинца состояли
из засыпанных землей деревянных
срубов — городеен, отчего пошло
другое название кремля — город.
Стены нашего Кремля не
всегда были каменными. Когда-то они
были деревянными. Деревянный Детинец
XI—XII вв. был для своего времени надежной
крепостью. За весь период его
существования только один раз он был
захвачен врагом — полоцким князем
Всеславом Брячиславичем в 1065 г.
Деревянные крепостные стены, стоящие
на валу, не раз горели и вновь
восстанавливались. Снаружи Кремль
опоясывал ров с водой. Как вы думаете
для чего? Ров служил д
ополнительной
защитой от врага.
Слайд
5.
|
В
течение XIV – XV вв. происходит постепенная
замена деревянных укреплений Детинца
каменными. Как
вы думаете почему?
(Появилось новое оружие, частые пожары…)
Стены нового Кремля не отвесные. Они
имеют специальный уклон, спасающий
их отсильных ударов ядер.
|
Слайд
6.
4.
История башни Кокуй.
Особенность
Кремля являютсь башни. Когда-то их
было 12. Сейчас мы можем увидеть 9 башен.
Кто
знает какие башни есть в Новгородском
Кремле? Какая башня самая высокая?
Какое второе название она имеет?
Башня
Кокуй - возвышается над кремлем и из-за
своей значительной высоты (ее высота
вместе с куполом 38,5 м) выглядит как
смотровая караульная башня. По всей
вероятности, название башни происходит
от голландского слова «coqe» - смотри,
что связывалось с главным назначением
башни, являвшейся дозорной вышкой.
Свой теперешний
вид башня получила лишь в конце XVII
века, при Петре I.
Верхний ее мост,
расположенный на уровне боевого хода
крепостной стены, служил площадкой
для установки крупной пушки. Сохранившаяся
ныне нижняя часть башни, сложенная в
основном из серого известняка.
Башня Кокуй была
приспособлена для нужд Воеводского
двора. При перестройке в первом этаже
был сделан каменный свод и "учинен
погреб винной". На втором этаже
помещалась "казенная палата".
Самое верхнее помещение занимала
"осмотрительная всего города
палата". И сейчас из этого помещения
можно осмотреть город и его окрестности.
Во время минувшей войны (1941-1945 гг.)
башня серьезно пострадала. Немцы
устроили в башне наблюдательный пункт.
Верхняя часть ее северо-восточного
угла была сильно разрушена прямым
попаданием авиабомбы.
С башней Кокуй
связаны легенды о подземных ходах.
Легенды не соответствуют действительности.
При археологических раскопках внутри
башни никаких подземных ходов не было
найдено. Под башней проходит насыпь
вала начала XII века, на которой стоят
стены и башни южной части кремля.
|
Слайд
7.
5. Софийский собор.
Софийский собор - первое каменное
здание Новгорода, построенное в 1054
году. Шесть куполов венчают собор,
средний купол был позолочен в ХV веке;
очертания этого купола явственно
напоминают шлем русского воина-богатыря.
На его золоченном кресте уже почти
тысячу лет сидит голубь... Конечно, не
позавидуешь этому усидчивому символу
«святого духа», но легенда говорит:
«Как голубь слетит с креста, тут и
Новгороду конец».
И не берёт голубь на себя такую
ответственность... На стенах Софийского
собора сохранились не только фрагменты
фресковой росписи ХII века, но и
многочисленные надписи, нацарапанные
в разное время посетителями храма. С
1991 года Софийский собор вновь стал
действующим.
Бывал ли
кто-нибудь из вас в Софийском соборе?
Какие впечатлении у вас остались?
|
Слайд
8.
6. История Софийской звонницы.
А сейчас мы с вами оказались у Софийской
звонницы.
Звонница возвышается у
восточной стены Кремля. Первые
воспоминания о ней связаны с 1437 годом,
когда Волхов подмыл кремлёвскую стену
во время наводнения, и Звонница рухнула
в реку. Потом она была восстановлена.
Рядом на специальном постаменте
установлены колокола, снятые с Софийской
Звонницы за несколько дней до оккупации
города гитлеровцами. Теперь они уже
не пригодны для звона, но сохранили
свою историческую ценность. Самый
крупный колокол - Праздничный. В него
звонили только по особо торжественным
случаям, он отлит в ХVII веке, весит -
26,5 тонны. Есть ещё Воскресный колокол
(ХIХ век) и вседневные (ХVII-ХVIII вв.).
Сейчас, как и в былые времена, благовест
колоколов Звонницы разносится над
городом.
Колоколам
в древности приписывали волшебную
силу. Считалось, что колокол сам может
предупредить о появлении врага. Если
он не справлялся со своей задачей, ему
вырывали язык или отбивали уши.
|
7.Памятник
Тысячелетия России.
Осмотр кремля мы закончим у
памятника Тысячелетия России,
расположенного в самом центре кремля.
Он поставлен в 1862 году в связи с
тысячелетием основания Русского
государства.
Для сооружения памятника был объявлен
конкурс и сбор добровольных
пожертвований. Первая премия
конкурса
досталась двадцатипятилетнему
скульптору М.О. Микешину, в будущем
известному монументалисту, автору
нескольких памятников в русских
городах.
Сбор пожертвований проходил медленно.
Вместо требовавшихся 600 тысяч рублей
собрали всего 150 тысяч. Народ не хотел
участвовать в прославлении самодержавия.
Недостающие для сооружения памятника
деньги пришлось взять из царской
казны.
Памятник «Тысячелетие России»
напоминает по форме знаменитую шапку
Владимира Мономаха.
Некоторые исследователи видят в
силуэте памятника колокол, который
по замыслу автора был призван
"благовестить потомкам о героическом
прошлом России"
Высота памятника — 15,7 м. Диаметр
гранитного пьедестала - 9м.Всего на
памятнике изображено 129 фигур.
На грандиозном постаменте покоится
большой шар — царская держава. Держава
покрыта орнаментом из крестов,
символизирующих единение церкви и
самодержавия. На державе стоит ангел
с крестом, а у его ног изображена
коленопреклоненная женщина —
олицетворение России.
Во время Великой Отечественной войны
памятник был разобран фашистами. Немцы
успели только запаковать мелкие
фигуры, но не смогли вывезти их из
города. После войны памятник
восстановили и он был открыт вновь 2
ноября 1944 года.
Ребята
узнаёте ли вы кого-то на памятнике?
(Пётр 1. Кто
это? Основателем какого города он
является? Какие п
реобразования
ввёл в России?
(из материалов предыдущих бесед).
Слайд
9.
|
7.
Обобщение. Подведение итогов. Вот
и подошло к концу наше путешествие.
Что нового вы узнали? Что заинтересовало
больше всего? О чём вы хотели бы узнать
подробнее?
Великий Новгород
В киоске дремлет синеглазка
Над
стопкой утренних газет.
Земля,
старинная, как сказка,
Без воли
встретила рассвет.
Был дик
невыспавшийся город
В дремучих
ивах берегов,
И тихо луковки
соборов
Текли по вате облаков.
Устал.
Прошли века седые,
Прошли торговые
ладьи,
Вожди и рати боевые.
Все
тонет в хмуром забытьи.
И только
западная башня,
Весь день, весь
вечер дотемна
Угрюмо помня день
вчерашний,
В страну врагов обращена.
Каждый из нас должен знать историю
и культуру своего родного края, а также
открыть для себя что-то новое, сделать
что-то доброе и полезное. Я надеюсь,
что сегодняшнее наше мероприятие
помогло вам задуматься о родном крае,
вы узнали для себя много нового и
интересного.
На следующем занятии мы совершим
настоящее путешествие в Кремль. Все
желающие могут подготовить вопросы
или интересные факты из истории
Новгородского Кремля.
|
Информационные источники:
http://www.novgorod.ru
http://www.country.alltravels.com.ua
http://www.visitnovgorod.ru
В.С. Смирнов История Великого Новгорода
Д.М. Балашов Повесть "ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ
НОВГОРОД"