Милосердие в нашей жизни
"О МИЛОСЕРДИИ"
(беседа)
Классный руководитель
МОУ «Гимназия»
г.Тырныауза КБР
Криворотова Л.Н.
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц
Помнящий добро никогда не сотворит зла.
Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее".
Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
Как вы понимаете значение слова "милосердие"?
Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
Идет беседа
Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - традиционная черта россиян.
"Вернемся" на столетие назад.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;
в Москве - 1813060 рублей;
в Одессе - 709863 рубля;
в Риге - 504556 рублей.
Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:
7- 9 рублей стоила корова;
3 - 5 рублей - костюм тройка;
25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
А сколько их интересно сегодня?
Кому они помогают?
Идет беседа
Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (чтение очерка Д.Гранина «О милосердии).
Почему мог произойти такой случай?
Откуда же в людях равнодушие?
Почему бездушие, жестокость стали нормальными?
Почему утрачивается чувство милосердия?
Беседа по содержанию
Какую проблему поднимает Д. Гранин?
По какому поводу собирается он бить тревогу?
Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).
Как вы понимаете значение этого слова?
(несколько ответов)
Найдем синонимы к слову «милосердие»
Подбор антонимов
А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»
Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
Нужно ли милосердие в наше время?
В чем оно проявляется? Примеры.
В чем причины людского равнодушия и невнимания?
Можно ли воспитать милосердие в себе?
Домашнее задание учащимся: Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко рассказать о них.
Мать Тереза
Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)
Движение сестер милосердия
Красный крест
Доктор Л. Рошаль
Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Нужно ли милосердие сегодня?
Идет беседа
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
Идет беседа
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
Ученик читает стихотворение Э. Асадова.
Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека – обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
флажка
Выбросила тоска
Измена? Мечты ли разбитой зов?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случилась катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска –
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет, к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
- Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?
Идет беседа
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»
( Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Предлагаю продолжить работу по теме классного часа.
1 группа
Прочитать материал о сестрах милосердия. Кратко рассказать о них.
Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».
Как вы его понимаете?
2 группа
Прочитать продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».
Какой совет дает он читателю?
3 группа
Прочитать цитаты, пословицы, поговорки.
Обдумайте их. Объясните значение.
4 группа
Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин
В прошлом году со
мной приключилась беда. Шел по улице,
поскользнулся и упал... Упал неудачно,
хуже и некуда: сломал себе нос, рука
выскочила в плече, повисла плетью. Было
это примерно в семь часов вечера. В
центре города, на Кировском проспекте,
недалеко от дома, где живу.
С большим
трудом поднялся, забрел в ближайший
подъезд, пытался платком унять кровь.
Куда там, я чувствовал, что держусь
шоковым состоянием, боль накатывает
все сильнее и надо быстро что-то сделать.
И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил
повернуть назад, домой.
Я шел по улице,
думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот
путь метров примерно четыреста. Народу
на улице было много. Навстречу прошли
женщина с девочкой, какая-то парочка,
пожилая женщина, мужчина, молодые ребята,
все они вначале с любопытством взглядывали
на меня, а потом отводили глаза,
отворачивались. Хоть бы кто на этом пути
подошел ко мне, спросил, что со мной, не
нужно ли помочь. Я запомнил лица многих
людей, — видимо, безотчетным вниманием,
обостренным ожиданием помощи...
Боль
путала сознание, но я понимал, что, если
лягу сейчас на тротуаре, преспокойно
будут перешагивать через меня, обходить.
Надо добираться до дома. Так никто мне
и не помог.
Позже я раздумывал над
этой историей. Могли ли люди принять
меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и
производил такое впечатление. Но даже
если и принимали за пьяного — они же
видели, что я весь в крови, что-то случилось
— упал, ударили, — почему же не помогли,
не спросили хотя бы, в чем дело? Значит,
пройти мимо, не ввязываться, не тратить
времени, сил «меня это не касается»
стало чувством привычным?
С горечью,
вспоминая этих людей, поначалу злился,
обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать
самого себя. Нечто подобное — желание
отойти, уклониться, не ввязываться — и
ее? мной было. Уличая себя, понимал,
насколько в нашей жизни привычно стало
это чувство, как оно пригрелось, незаметно
укоренилось.
Я не собираюсь оглашать
очередные жалобы на порчу нравов. Уровень
снижения нашей отзывчивости заставил,
однако» призадуматься. Персонально
виноватых нет. Кого винить? Оглянулся
— и причин видимых не нашел.
Раздумывая,
вспоминал фронтовое время, когда в
голодной окопной вахней жизни исключено
было, чтобы при виде раненого пройти
мимо него. Из твоей части, из другой —
было невозможно, чтобы кто-то отвернулся,
сделал вид, что не заметил. Помогали,
тащили на себе, перевязывали, подвозили...
Кое-кто, может, и нарушал этот закон
фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры,
и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас
— о главных жизненных правилах той
поры.
Я не знаю рецептов для проявления
необходимого всем нам взаимопонимания,
но уверен, что только из общего нашего
понимания проблемы могут возникнуть
какие-то конкретные выходы. Один человек
— я, например, — может только бить в
этот колокол тревоги и просить всех
проникнуться ею и подумать, что же
сделать, чтобы милосердие согревало
нашу жизнь. (По Д. А. Гранину. Из
очерка «О милосердии»)
Ответьте на вопрос: «В чем вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?»
Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д. Граниным: «Что сделать, чтобы милосердие согревало"
На странице приведен фрагмент.
Автор: Криворотова Лариса Николаевна
→ klarisa 12.10.2009 6 47401 4778 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.