Статья "Профилактика правонарушений, алкоголизма и наркомании. Действие новых законов в системе профилактики"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МИЧУРИНСКИЙ ОКРУГ
Профилактика правонарушений, алкоголизма и наркомании. Действие новых законов в системе профилактики.
(в рамках реализации образовательной услуги
«Родительская школа»)
Автор:
Балабаева Оксана Анатольевна
педагог дополнительного образования
Мичуринский округ, 2024 г.
Аннотация
Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации.Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут табак, алкоголь, наркотики, понять, что такое зависимость, как трудно с ней бороться, просто недостаточно развита. Поэтому роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения подростка.
Ключевые слова: авторитет родителей, влияние отца и матери на детей, в семье закрепились навыки, привычки правильного поведения, учителя и родители действуют согласованно…
Важное условие успешного воспитания в семье – авторитет родителей. Авторитет родителей — это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам.
Следующее условие правильного воспитания ребенка – любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, очень переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевный комфорт.
Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей дома.
В профилактической работе учителям и родителям необходимо поставить следующие задачи:
дать детям полную информацию о действии химических и растительных веществ на организм;
формировать у детей понятие «здоровый образ жизни»;
дать детям возможность понять свое поведение, способствоватьсделать свой собственный выбор.
Рекомендации для родителей по работе с подростками
1. Будьте ближе к своему ребенку. Старайтесь понять егомир. Принимайте их такими, какие они есть.
2. Не нарушайте свои границы общения. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка.
3. Научитесь доверять своему ребенкуучите на примерах, как выжить и мире.
4. Объясняйте, что ожидает подростка за вашими стенами дома. Ваши объяснения должны быть понятны ему, также как и Ваши побудительные мотивы.
5.Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила.
6.Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.
7.Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений.
8. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они
признают.
Что делать, если ребенок закурил?
Запретить подростку курить, наказаниями и скандалами не получится, вся надежда на его собственный здравый смысл и генетическую устойчивость к наркотическим веществам. Но, к сожалению, оба эти фактора начинают действовать в полной мере только во взрослом состоянии, а вред ребенок наносит себе с первой же сигаретой и совершенно неосознанно. Важно понимать, что дети начинают курить не родителям назло, а потому, что сами не справились со своими проблемами, и грамотно помочь им было некому.
При уличении в курении ребенка необходимо родителям и педагогам постараться сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка, но и не скрывать, что расстроены, и вам это далеко небезразлично. Если в семье есть человек, отношения с которым у ребенка в данный момент лучше, чем с родителями, и который имеет авторитет, можно попросить его прояснить ситуацию, по-дружески пообщавшись с ребенком. Убедитесь, что ребенок действительно знает реальные причины, почему курение наносит вред организму, какой именно вред. Если не знает, спокойно объясните ему, но не пугайте, укажите лишний раз на индивидуальность реакции каждого организма, напомните, что «яд — не вещество, а доза». Т.е. любым способом давайте понять, что исправить такую ситуацию можно, но под силу это только ему самому, нужно лишь понять, что для него более важно (имидж сейчас или здоровье потом). Так или иначе, эта неприятность — не повод воспитывать в ребенке комплекс вины, делать его пребывание дома невыносимым из-за постоянных нотаций и поучений. Не забывайте, что подростку особенно необходим дом со спокойной обстановкой, уважительным и доверительным отношением к нему родителей.
Детский алкоголизм
Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.
В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы, она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является изменение личности подростка нарушается:
— логическое абстрактное мышление;
— интеллект;
— память;
— эмоциональное реагирование.
При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5—7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.
Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.
На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3—6 мес.
Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.
На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков. Это начальная стадия хронического алкоголизма.
Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений (головная боль, головокружение, утомляемость, боли в сердце).
Далее, на пятом этапе, наступает быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, с частой сменой настроения, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.
Важная задача педагогов и родителей — вовремя заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам. Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.
Наркомания приводит к распространению ВИЧ-инфекции в различных частях земного шара. Причинами этого являются: попадание вируса, вызывающего СПИД, непосредственно в кровяное русло — самый опасный способ передачи ВИЧ-инфекции, гораздо более опасный, чем половой путь. Поскольку потребители инъекционных наркотиков часто объединены в сообщества и обычно пользуются общими шприцами, распространение ВИЧ-инфекции в таких сообществах происходит особенно быстрыми темпами. Наркоманы, независимо оттого, потребляют ли они инъекционные или другие наркотики, в гораздо большей степени, чем другие слои населения вовлечены в секс- индустрию по принципу «секс за наркотики» и/или «секс за деньги» и могут передавать инфекцию своим не употребляющим наркотики партнерам, а также детям.
Наркотики, действующие на психику человека, независимо от того, вводятся они с помощью шприца или другим путем, влияют на способность человека принимать решения, касающиеся безопасного сексуального поведения, и тем самым повышают вероятность его участия в незащищенном сексе.
Главное правило воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в школе и других учреждениях детского отдыха и оздоровления заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать, а показывать преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.
В целях осуществления комплексного подхода в работе, психолого-педагогической помощи семье и детям по профилактике семейного неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних разработана комплексная программа.
Реализация практики предполагает систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих семейному неблагополучию, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении на основе координации действий всех заинтересованных структур района при соблюдении принципов комплексности и результативности, преемственности, системности, адресной направленности.
Формы проведения
Условно формы реализации можно разделить:
1.индивидуальные:беседы, консультирование, посещение семьи, материальная помощь и т.д.;
2.групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;
3.коллективные - различные виды собраний, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, организация досуговых мероприятий;
Направление деятельности
Приоритетными направлениями работы являются:
1.Краткосрочное кризисное консультирование семьи, направленное на профилактику кризисных ситуаций и оказание экстренной психологической помощи в преодолении острой кризисной ситуации, включающее в себя:
-работу с индивидуальным случаем;
-налаживание детско-родительских отношений;
-адресную помощь в нахождении эффективных подходов для преодоления существующих проблем (приложение№1)
2.Разработаны и применяются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга для родителей и детей, с целью повышения родительской компетентности. Работа ведется по следующим направлениям:
- «Я и мой ребенок» (в основе лежит поиск во взаимопонимании, налаживание конструктивного взаимодействия с детьми). Рекомендуемые мероприятия: дискуссия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», беседа «Права и обязанности родителей», практикум «Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребенка», круглый стол «Семейные традиции… Важно ли это?»; (приложение №2)
- «Чувства родителей и детей» (целью является научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми). Рекомендуемые мероприятия: занятия с элементами тренинга «Эмоциональное благополучие детей в семье», «Особенности воспитания мамой и папой», «Агрессия у детей, ее причины и предупреждение»; (приложение №3)
- «Поощрение хорошего поведения» (целью является научить родителей пользоваться поощрениями и похвалой). Рекомендуемые мероприятия: беседа «Поощрение и наказание ребенка», ролевая игра «Кнут или пряник» (приложение №4)
- «История жизни» (целью является психологическая реабилитация ребенка). С недавних пор специалисты службы используют «Книгу жизни» как метод психологической реабилитации ребенка в семье.
В зависимости от цели проводимого занятия, к нему прилагается: ИКТ, наглядно-информационный материал в виде практических рекомендаций, буклетов и памяток для родителей.
3.Организация семейного досуга в виде экскурсий в музеи, посещений детских развлекательных центров, которые играют немаловажную роль в зарождении семейных традиций и способствуют формированию семейных ценностей.
4. Привлечение благотворительной помощи для улучшения положения детей, находящихся в социально-опасном положении, в т.ч. проведение благотворительных акций.
Целевая аудитория
- несовершеннолетние;
- семьи, находящиеся в социально опасном положении;
Единовременное увлечение детей
Целевая группа включается в интегрированную группу. Интегрированная группа – та, в которой дети «группы риска» проводят досуг, занимаются, обучаются в естественных условиях вместе с другими «благополучными» детьми. (Количество детей «группы риска» в интегрированной группе не должно превышать 30%).
Возрастные ограничения
Родители и подростки от 7 до 18 лет.
Цель практики
- содействие предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства;
-социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи
Задачи практики
1. Осуществлять раннее выявление семейного неблагополучия.
2.Содействовать оказанию социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении, а также предоставлять меры социальной поддержки семьям, находящимся в социально опасном положении.
3. Защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4. Осуществлять консультативно-профилактическую работу среди несовершеннолетних, родителей, педагогов.
5. Расширять спектр предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи.
6. Совершенствовать межведомственное сотрудничество с организациями, учреждениями города, осуществляющими процесс профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Краткое обоснование актуальности практики
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2019 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) одной из основных проблем в сфере детства называет распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей, а также низкую эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми. Если посмотреть на развернутый анализ причин и условий совершения подростками преступлений и правонарушений, а также причин совершения преступлений в отношении детей, наряду с иными причинами решающую роль играет фактор семейного неблагополучия. Необходимо отметить, что под «неблагополучием», в данном случае, мы понимаем не столько материальное положение, сколько низкий педагогический потенциал, ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, отсутствие должного внимания и контроля над времяпровождением ребенка.
Методология практики
Особенность данной технологии заключается в том, что по результатам диагностики проблем и дефицитов развития личности подростков в программу проведения внеклассных мероприятий включается реабилитационный компонент, направленный на создание для дезадаптированных подростков комфортной реабилитационной среды, включение их в деятельность по подготовке и проведению мероприятия.
Реабилитационным компонентом могут быть различные тренинговые упражнения, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, музыкально-поэтические эпиграфы, настрои и т.д.
Цель технологии – реабилитация детей и подростков в процессе их деятельногоучастия в досуговых, массовых мероприятиях.
Кадровый ресурс технологии составляют следующие специалисты:
-педагоги-психологи;
-воспитатели;
-педагоги-предметники;
-педагоги дополнительного образования.
Все специалисты имеют необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических работников. Закончили курс переподготовки.
Основные принципы работы:
1. Создание педагогически организованной среды.
2. Актуальность и практичность.
3. Адекватная сложность.
4. Постепенность.
5. Интегрированность.
6. Активность.
7. Профессионализм.
8. Включенность значимого взрослого.
9. Приоритет социальной компетентности над функциональными навыками.
Результатом использования технологии является отрыв подростков от негативного влияния асоциальной среды, освоение методов саморегуляции и способов эффективной коммуникации, мотивация к саморазвитию, изменения картины мира, ценностных установок.
Алгоритм введения технологии
Внедрение технологии «Реабилитация через досуговую деятельность» осуществляется в несколько этапов (Приложение 5)
1.Исследование контингента. Выделение подростков для экспериментального введения услуги.
2.Изучение позитивных возможностей и дефицитов личностного развития подростков.
3.Психолого-педагогическая и социально-педагогическая диагностика. Разработка реабилитационных карт с учетом маршрутной карты занятости подростка (приложение 6).
4.Первичная диагностика по основным критериям результативности услуги:
самооценка,
тревожность;
агрессивность;
волевая саморегуляция
5.Обеспечение кадрового и научно-методического ресурса введения услуги.
6.Разработка тематики мероприятий (актуальной для конкретных подростков), подбор форм досуговой деятельности.
7.Формирование интегрированной группы. Введение целевой группы в детское объединение (клуб, творческий или проектный коллектив, волонтерский отряд, трудовую бригаду и т.д.)
8.Индивидуальные беседы. Контакт с семьѐй.
9.Тренинги на доверие, на снятие стресса, на сплочение группы, на командообразование (приложение №6)
10.Разработка досуговых мероприятий, внесение реабилитационного компонента.
11.Поиск социальных партнѐров. Связь с общественными, властными и коммерческими структурами.
12.Проведение досуговых мероприятий с реабилитационным компонентом
13.Индивидуальная коррекционная работа в соответствии с дефицитами подростков целевой группы.
Тренинги на коммуникацию, формирование положительного образа «Я», снятие агрессии, личностного роста, освоения социальных навыков (приложение 7).
15.Подведение итогов. Поощрения.
16.Заключительная диагностика по критериям результативности услуги
Диагностические методики, используемые для оценки показателей эффективности технологии
Наименование критериев и показателей диагностики |
Диагностические методики |
Уровень самооценки |
Методика «Лесенка» В.Г.Щур |
Уровень тревожности личности |
Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина |
Уровень агрессивности |
Опросник Басса-Дарки |
Уровень волевой саморегуляции |
Методика исследования волевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана |
Продолжительность реализации практики
В период с 1.09.20223 по 29.12.2023 гг.
Материально-техническое оснащение:
материальными ресурсами введения технологии являются: помещение для групповой и индивидуальной работы, актовый зал для проведения праздников, материалы для поощрений (дипломы, грамоты, самодельные медали и т.д), фотоаппарат, канцелярские принадлежности, компьютер, музыкальный центр, диски для релаксации), диагностические методики, разработки игр и тренингов.
Перспективы практики
Результатом использования технологии является отрыв подростков от негативного влияния асоциальной среды, освоение методов саморегуляции и способов эффективной коммуникации, мотивация к саморазвитию, изменения картины мира, ценностных установок.
формирование у родителей грамотного отношения к применению методов поощрения и наказания ребёнка; стремление побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Внедрение инновационных технологий работы по профилактике правонарушений несовер- шеннолетних, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (Пермь, 27 — 28 марта 2014 г.) / под общ. ред. А.В. Волкова, З.П. Замараевой. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 150 с.
2. Иноземцева Н. Берегись бед, пока их нет! / Источник: http://www.top68.ru/society/beregis-bed-poka-ikh-net-35673
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Сфера, 2001.
4. О внесении изменений в комплексную программу профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013 — 2015 годы. Постановление Администрации Тамбовской области от 23 марта 2015 года № 282./ Источник: http://docs.pravo.ru/document/view/67010337/78133144/.
5. Опросник «Басса-дарки». Источник: http://www.relaxon.net/vsyako-razno/
6. Смолярчук И.В. Диагностические методы в практике педагога-психолога. Часть II: метод. Пособие / И.В. Смолярчук, Н.В. Вязова; Федеральное агентство пол образованию, ГОУВПО «Тамбов. Гос. ун-т им. Г.Р. Державина», Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009, 83 с.
7. Современные образовательные и социальные технологии в работе с подростками, находящимися в конфликте с законом.-РРЦ Тамбов. Источник: http://podrostok.68edu.ru/
Приложение 1
Основные этапы и мероприятия кризисного консультирования
1.Установление контакта и прояснение ситуации.
Проведение первичного консультирования.
3
часа (3 консультации по 1 час в неделю, в
отдельных случаях до 3 раз в неделю).
1.Установление контакта.
2.Получение информации о кризисной ситуации.
3.Формирование мотивации на получение медико-социально-психологической и иной помощи.
4.Родители будут проинформированы об услугах, предоставляемых службой.
5.Заключение соглашения о сотрудничестве с данной семьи.
2.
Изучение и проработка проблемы
1.Проведение повторного консультирования, индивидуальная беседа.
2.Составление семейной социограммы.
3.Беседа с элементами тренинга.
4 часа (1 консультация по 1 часу в неделю).
Улучшение эмоционального состояния родителей и ребенка.
3. Поиск внутренних ресурсов семьи для преодоления выхода из
кризисной ситуации. Рефлексия.
1.Консультирование.
2.Дискуссия.
3.Занятия с элементами тренинга.
3 часа (3 консультации по 1 часу 1 раз в неделю)
Преодоление острой кризисной ситуации в семье.
4.
Мониторинг
Приложение 2
Тема
дискуссии «Счастлив тот, кто счастлив
у себя дома»
Цель: формирование у обучающихся уважительного отношения к семье, родителям и близким.
Задачи:
1. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
2. Формировать понимание учащимися роли семьи в обществе.
3. Воспитание качеств личности, необходимых для семейной жизни.
Форма проведения: беседа.
Оборудование: раздаточные материалы, ватманы, фломастеры, технические средства обучения (мультимедийная установка), электронная презентация.
Ожидаемые результаты
В ходе проведения занятия участники смогут
- получить опыт работы в группе, участия в дискуссии;
- принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;
- научиться отстаивать собственное мнение;
- задуматься, осознать, занять позицию.
Предварительная подготовка:
- проведение анкетирования среди учеников класса;
- совместное создание буклетов;
- презентация.
Ход занятия
Педагог: Ребята, вы уже не раз слышали, что человек счастлив, когда у него есть дом, семья, хорошая работа. Мы с вами много разговаривали по поводу выбора вами будущей профессии и многие уже с этим выбором определились. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Ответы детей: семья, дом.
Педагог: Вы хотите об этом поговорить? Ответы детей.
Слайд 1. Сегодня мы с вами попробуем создать образ счастливой семьи; выясним, какими качествами должны обладать муж и жена; обозначим причины распада семей и постараемся понять, как этого избежать.
Педагог: семья необходима каждому человеку, независимо от возраста. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но задумываемся ли о том, что оно обозначает? Для каждого слово “семья” имеет особое значение. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Ответы детей.
Блок информационно-аналитический.
Слайд
2. Педагог:
Спасибо, а вот что мы можем прочитать в
словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа
живущих вместе близких родственников».
Но далее отмечено, что слово «семья»
многозначное. Это и многодетная семья,
семья животных и птиц, языковая
семья.
Слайд
3. С
социальной точки зрения, семья — это
малая социальная группа, члены которой
связаны браком, родительством и родством,
общностью быта, общим бюджетом и взаимной
моральной ответственностью.
Слайд
4. В
произведении Юрия Куранова «Тепло
родного очага» так раскрывается понятие
«семья»: семь — я. То есть я повторен в
детях моих семь раз. Потому что считалось:
семь человек детей должно быть в каждой
семье. А почему? Издавна цифра «семь»
считается многозначительной и особо
счастливой, потому что означает полноту
земной жизни человека, успех во всех
его добрых начинаниях.
Как видим,
какое бы определение семье мы ни дали,
во всех значениях есть одна общая черта
— это единение. Как же важно это сейчас,
в наши дни!
Слайд
5. Педагог:
Семья – это мир, где царят бескорыстие,
преданность, самопожертвование, уют,
радость, душевный покой.
А знаете ли вы, как образуется семья? (ответы учащихся)
Педагог: семья образуется, если мужчина и женщина любят друг друга, у них возникает желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
Слайд 6. Сейчас я расскажу вам притчу, которая называется «Пятьдесят лет вежливости».
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
- Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Слайд 9. Педагог: все хотят иметь крепкую и счастливую семью. Почему же статистика говорит о всё увеличивающемся числе разводов? Как вы считаете, почему число разводов растёт и браки распадаются? Подумайте и сформулируйте, пожалуйста, вашу точку зрения. На подготовку вам дается 2 минуты. Выявление проблем современной семьи. Работа в группах. Учащиеся думают и обсуждают.
Педагог: итак, у нас готов стол …, пожалуйста, слушаем …
Слайд 10. Итак, мы можем сделать вывод, что главными причинами разводов являются:
- Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.
- Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка.
- Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.
- Неумение решать конфликты, уступать друг другу, понять собеседника.
Слайд 11. Частично эти проблемы помогает решить государство:
с 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.
Выплачивается материнский капитал на рождение второго ребенка.
Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос и обеспечивая государственную поддержку при покупке жилья.
Педагог: создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем. Ребята, давайте подумаем, что является причинами разных конфликтов, ведь они могут быть не только между мужчиной и женщиной, но и между старшим поколением и детьми. Я предлагаю вам посмотреть ролик, который называется «Воробей». Возможно, он вам поможет ответить на этот вопрос. Просмотр ролика.
Педагог: итак, ребята, мы посмотрели с вами ролик, а теперь попробуйте сформулировать причины конфликтов. Вам 2 минуты на обсуждение.
Слайд 12. Мнения детей.
Педагог: мы сделали вывод, что чаще становится причиной конфликтов.
Но всегда ли неизбежен конфликт?
Можно ли его избежать?
Что для этого можно сделать?
Слайд 13. Педагог: а вот какие советы дают психологи:
Попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у собеседника не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной;
Помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки взрослых, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.
Заключительная часть. Рефлексивный блок. ПРОЕКТ «ДОМ».
Педагог: от чего же будет зависеть прочность отношений?
Ответы детей: от умения решать конфликты, уступать…
Слайд 14. Педагог: Спасибо. Правильно. Умение решать конфликты поможет создать более прочную семью, которая будет счастлива в своём доме. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? «Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Как же построить такой Дом? Предлагаю вам поиграть в «строителей». На ватмане нарисован макет дома. У вас на столах лежат кирпичики, ими нужно будет выложить дом, но сначала вы должны написать на них то, что я скажу, а потом построить дом. Слайд 15
1 группа: добрые слова о доме.
2 группа: качества супругов.
3 группа: как избежать ссоры и конфликты.
4 группа: основные ценности семьи (напр., взаимопонимание, уважение, ответственность, традиции, честность, гибкость).
Из полученных кирпичей сложите дом. Учащиеся работают под песню Юрия Антонова «Под крышей дома твоего».
Слайд 16, ч.1 (картинка) Педагог: Дом построен, но он может и разрушиться. Послушайте, пожалуйста, притчу:
«В древнем городе жил один мудрец. Слава о нём прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: спрошу – А я: о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони –бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станем ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней и отправился к мудрецу. Какая у меня бабочка, живая или мёртвая? А мудрец ответил: всё в твоих руках»
Почему так ответил мудрец? Ответы учащихся.
Красный лист – принесло восторг;
желтый – приятно;
коричневый – грустно.
Слайд 17. Благодарю за участие и активность. Мне было приятно с вами общаться.
Приложение 3
Тренинг ««Эмоциональное благополучие детей в семье»
Приветствие.
Упражнение «Пальчики».
Цель: создание позитивного настроения, актуализация принципа здесь и сейчас, настраивание на работу в группе.
Участники тренинга занимают места по кругу, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами.
2. Упражнение «Правила».
Цель: акцентирование внимания участников на правилах работы в группе и регламентации работы.
3. Мозговый штурм.
Тяжело переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка.
В семье удовлетворяются основные потребности ребенка- дошкольника: - в любви и принятии; - в понимании и уважении; - в новых впечатлениях; - в самостоятельности; - придерживании правил;- в организации жизни.
Способы удовлетворения эмоциональных потреб ребенка: - контакт глазами; - телесный контакт; - пристальное внимание; -дисциплина, режим; - пример взрослых; - обеспечение самостоятельности.
Чтобы знать, комфортно чувствует себя ребенок, необходимо различать проявления эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка.
Эмоциональное благополучие ребенка выражается в таких чертах: - способность проявлять гуманные чувства; - умение сочувствовать и сопереживать; - наличие положительных эмоций и чувства юмора; - способность и потребность в телесном контакте; - чувство удивления; - вариативность поведения; - способность к позитивному подкреплению себя и своих действий; - уверенность в себе; - умение находить общий язык с другими людьми.
Черты, что сигнализируют об эмоциональном неблагополучии ребенка, если:- не получает достаточно любви от своих родителей, особенно матери; - чувствует несогласованность в действиях по отношению к нему; - чувствует большую, не соответствующую возрасту нагрузку; - в семье не гармоничный стиль воспитания; - в семье неблагополучная атмосфера; - чувствует чрезмерную строгость родителей или взрослых, наказания, боится сделать что-то не так.
Чаще всего эмоциональное неблагополучие переживают дети, которые воспитываются в проблемных семьях. В таких семьях часто учат и контролируют, отсутствует качественное общение и общая деятельность.
Эмоциональное благополучие обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрации ребенку своего положительного отношения к нему: - принятие ребенка с его положительными и отрицательными качествами; - создание в семье безопасной атмосферы, наполненной положительными эмоциями; - поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;- поддержка успехов ребенка;-выражение своих чувств: делится чувствами- значит доверять; - решение конфликтов конструктивными способами; -использование в жизни приветных фраз;- проявление любви в виде физического прикосновения: следует обнимать не менее 4, а лучше – 8 раз на день.
И необходимо просто любить ребенка!
Как результат, у ребенка возникает чувство эмоционального комфорта, склонность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает, что дает уверенность ребенку в отношениях с миром. И ребенок вырастает уверенным человеком, что верит в свои силы, и который сможет реализоваться.
Приложение 4
Тема родительского собрания «Поощрение и наказание
детей в семье»
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Не спеши карать – спеши миловать.
Русские народные пословицы
Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания
Задачи:
Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.
Вопросы к собранию:
Значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье.
Какие методы поощрения и наказания приемлемы в семье?
Какова их эффективность?
Участники родительского собрания: учитель, родители учащихся, социальный педагог.
Ход собрания.
Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня на собрании, являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.
Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д.
Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространённая и всё – таки сложная. Начнём с сути понятий.
Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».
Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.
На практике, чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.
Слайд
Можно выделить следующие виды наказаний:
*физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);
*словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);
*наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);
*наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);
*наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).
Разберём каждый вид наказаний в отдельности.
Слайд
Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.
Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.
Слайд
Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:
● агрессия родителей приводит к агрессии детей;
●дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
● наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;
● повышается уровень тревожности ребёнка.
Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребёнок лучше учиться)?
Слайд
Следующий вид наказания- наказание словом.
Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой.
Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из - за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет.
А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.
Слайд
Следующий вид наказаний – наказание изоляцией.
Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну).
Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!».
Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.
Слайд
Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом.
«За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру».
Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц».
Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
Слайд
Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям?
Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Как общаться с ребёнком?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила:
Слайд
«Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».
Слайд
Речь здесь идёт о наказании лишением.
Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Слайд
Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания:
при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;
ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость;
будьте справедливы к детям;
не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший;
прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).
Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Слайд
А.С. Макаренко правильно указывал: « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Пожалуйста, помните следующее:
Слайд
Вы можете ошибаться.
Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующие условия:
Слайд
Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.
В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь».
Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.
Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по–разному.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.
«Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке.
« Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном.
Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.
Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку.
Слайд
Главным методом воспитания является убеждение.
А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
В заключение своего выступления мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных, на мой взгляд, советов « как поощрять ребёнка в семье»
Слайд
1.Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
3. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.
4.Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
5.Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.
Анкета
1.
Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
-
Да
- Не очень
- Плохо
2.
Много ли внимания вы уделяете воспитанию
своего ребёнка?
- Круглые сутки
-
5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3.
Часто ли вы хвалите своего ребёнка за
его успехи?
- Всегда
- Иногда
-
Никогда
4.
Как вы поощряете своего ребёнка?
-
Радуетесь вместе с ним его успехам
-
Стараетесь совместно организовывать
досуг
- Просто хвалите
- Покупаете
дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5.
Как вы наказываете своего ребёнка?
-
Всем своим видом показываете, что
огорчены, не разговариваете с ним
-
Ругаете, кричите на него, иногда даже
обзываете
- Не разрешаете смотреть
телевизор, играть в компьютер и т.д.
-
Наказываете трудом
- Не разрешаете
гулять, общаться с друзьями
- Применяете
физическую силу (подзатыльник, а иногда
и ремень)
Приложение 5
План мероприятий по введению технологии «Реабилитация через досуговую деятельность» на МОП «Подросток и общество»
№ |
|
Мероприятия |
|
|
Сроки проведения |
||||||
1. |
Изучение передового опыта и научных статей о |
|
сентябрь 2021г. |
||||||||
|
реабилитационной деятельности и применении |
|
|
||||||||
|
современных технологий, направленных на социализацию и |
|
|||||||||
|
реабилитацию детей группы риска, находящихся в |
|
|||||||||
|
конфликте с законом, в условиях образовательной |
|
|||||||||
|
организации. |
|
|
|
|
|
|||||
2. |
Включение в план работы МОП мероприятий по |
январь 2022г. |
|||||||||
|
использованию технологии. |
|
|
|
|
||||||
3. |
Реализация плана работы по использованию технологии в |
2021г.- 2022.г |
|||||||||
|
работе с детьми целевой группы в рамках плана работы |
|
|||||||||
|
МОП. |
|
|
|
|
|
|||||
3.1. |
Исследование контингента. Выделение подростков для |
январь |
|||||||||
|
экспериментального введения услуги. |
|
|
|
|||||||
3.2. |
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая |
январь-февраль |
|||||||||
|
диагностика. Разработка реабилитационных карт. |
|
|||||||||
3.3. |
Первичная диагностика по критериям результативности |
январь-февраль |
|||||||||
|
услуги. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||||||
3.4 |
Обеспечение кадрового и научно-методического ресурса |
2021г. |
|||||||||
|
введения услуги. Курсы по обучению специалистов |
|
|||||||||
|
использованию современных технологий. |
|
|
||||||||
3.5 |
Разработка тематики мероприятий (актуальной для |
январь-февраль |
|||||||||
|
конкретных подростков), подбор форм досуговой |
|
|||||||||
|
деятельности. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
||||||||
3.6 |
Формирование интегрированной группы. |
|
январь-февраль |
||||||||
3.7 |
Индивидуальные беседы. Контакт с семьѐй. |
|
в течение всего |
||||||||
|
|
|
|
|
|
периода |
|||||
3.8 |
Тренинги на доверие, на сплочение группы. |
|
февраль-апрель |
||||||||
3.9 |
Разработка |
досуговых |
мероприятий, |
внесение |
февраль-декабрь |
||||||
|
реабилитационного компонента. |
|
|
|
|||||||
3.10 |
Поиск партнѐров. Связь с общественными, властными и |
февраль-декабрь |
|||||||||
|
коммерческими структурами. |
|
|
|
|||||||
3.11 |
Проведение досуговых мероприятий с реабилитационным |
февраль-декабрь |
|||||||||
|
компонентом. |
|
|
|
|
|
|||||
3.12 |
Индивидуальная коррекционная работа в соответствии с |
февраль-декабрь |
|||||||||
|
дефицитами подростков целевой группы. |
|
|
||||||||
3.13 |
Подведение итогов. Поощрение детей. |
|
ноябрь-декабрь |
||||||||
3.14 |
Заключительная |
диагностика |
по |
критериям |
ноябрь-декабрь |
||||||
|
результативности технологии. |
|
|
|
|||||||
4. |
Мониторинг использования технологии «Реабилитация |
по полугодиям и за |
|||||||||
|
через досуговую деятельность» в работе с детьми целевой |
год до 5 числа |
|||||||||
|
группы. |
|
|
|
|
месяца, следующего |
|||||
|
|
|
|
|
|
за отчетным |
|||||
|
|
|
|
|
|
периодом |
|||||
5. |
Размещение материалов по использованию современных технологий в работе с детьми целевой группы на межведомственном портале |
2022 г. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 6
Реабилитационная карта несовершеннолетнего целевой группы ФИО ребенка____________________________
Дата рождения__________________________
Критерии реабилитации |
Описание |
|
Задачи, |
Ответственные |
Результат |
|
проблемы |
|
действия |
|
|
Физическое и психическое |
|
|
|
|
|
здоровье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование и |
|
|
|
|
|
интеллектуальное развитие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональное развитие и |
|
|
|
|
|
поведенческие |
|
|
|
|
|
характеристики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование личности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальные связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимоотношения в семье |
|
|
|
|
|
Приложение 7
Упражнения на сплочение группы и команд образование.
Упражнения на сплочение
1. «Мой идеальный коллектив»
Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.
Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.
Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».
Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.
По истечении времени обсуждения команды одновременно приступают к выполнению задания. За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргументируя ее не более 2 минут.
2. «Выбор»
Исходное положение участников: участники сидят на стульях в круге, по команде «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытянутой руки на одного из других участников.
Задание: добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары.
Правила: участникам нельзя разговаривать, участникам нельзя вставать со стульев, участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до следующей команды.
Примечание: ведущий дает команды в быстром темпе.
3. «Автопортрет»
Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист А4, согнутый пополам. Нижняя половина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.
Исходное положение участников: участники сидят за столом, каждому участнику ведущий выдает игровой листок.
Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его.
Время на выполнение: 5 минут.
Правила:
По истечении времени на выполнение участники сдают автопортреты ведущему.
Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произвольном порядке.
Каждый участник пишет на самой нижней полоске под автопортретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисованному на портрете. Время – 1 минута.
После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу.
Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.
Участники, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску.
Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем участники разбирают автопортреты.
По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам.
5. «Маятник»
Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит один из студентов. Он начинает падать в какую-либо сторону, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддержки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно.
Примечание: физически сильные и слабые студенты должны чередоваться.
6. «Поддержка на доверие»
Группа делится на пары, которые встают один затылком к другому на расстоянии 0,5 м друг от друга. Тот, кто стоит впереди, не сгибая ног, падает на стоящего сзади. Тот, кто сзади, должен поймать падающего как можно мягче и нежнее. Затем стоящие меняются местами и повторяют упражнение.
Примечание: для обеспечения безопасности тот, кто ловит, должен занять удобное положение (см. «Маятник»); принимать падающего необходимо всем корпусом, а не только руками. Если расстояние кажется большим или наоборот маленьким, его можно изменить, приближаясь или отходя на полшага до тех пор, пока участникам не станет удобно.
7. «Фотоаппарат»
Группа делится на пары. Один в паре становится фотографом, второй – фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении или на улице и, слегка нажимая на его голову, «делает снимок» (фотоаппарат во время нажатия на секунду открывает глаза и вновь их закрывает). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте были «сделаны снимки». Роли меняются.
Затем студенты садятся в круг, и проводится обсуждение произошедшего. Наиболее важные моменты, на которые необходимо обращать внимание: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасности, думал ли о напарнике; насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему; кому приятнее было быть фотографом (ведущим), а кому фотоаппаратом (ведомым).
8. «Веревочка»
Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым студентами висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим студентами, потом третий повторяет действия второго и так далее по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.
Приложение 7
НАБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ
Методика определения уровня личностной тревожности
(Ч. Спилбергер)
Цель: изучение уровня личностной тревожности.
Стимульный материал: опросник из20утверждений.
Инструкция: «Прочитай каждое из приведѐнных суждений и обведи кружкомцифру справа, соответствующую твоему варианту ответа».
№ |
Суждения |
Почти |
Иногда |
Часто |
Почти |
п/п |
|
никогда |
|
|
всегда |
1 |
Я часто испытываю чувство удовольствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Я быстро устаю. |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я легко могу заплакать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
другие. |
|
|
|
|
5 |
Я проигрываю из-за того, что недостаточно |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
быстро принимаю решения. |
|
|
|
|
6 |
Я обычно чувствую себя бодрым |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я обычно спокоен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Ожидаемые трудности обычно очень |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
тревожат меня |
|
|
|
|
9 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я принимаю всѐ слишком быстро к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я чувствую себя в безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я стараюсь избегать трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
У меня часто бывает плохое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я обычно всем доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я сильно переживаю свои разочарования и не могу о них долго забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обработка результатов.
Прежде надо найти сумму чисел в ответах: 2, 3 ,4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму отмеченных чисел ответов: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; затем к полученной разнице прибавить 35.
Интерпретация.
До 30 баллов – низкая тревожность или еѐ отсутствие; 31-45 баллов – умеренная личностная тревожность; 46 и более – высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Балабаева Оксана Анатольевна
→ balabaevaoks197281 25.02.2024 0 459 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.