Конспект классного часа "Законы нравственности – часть культуры общества"; 5 класс
|
|
План-конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Законы нравственности – часть культуры общества»
Дата проведения: __.11.2020 г.
Участники: воспитанники 5 «Б» класса.
Форма: мотивирующая беседа с элементами тренинга.
Цель: создать условия для формирования у воспитанников нравственной культуры общения, обогащения духовного мира и мотивационного обеспечения жизни обучающихся, через поселение в нём светлых образов и мыслей.
Задачи:
Образовательные
- формировать у обучающихся представления о нравственных качествах личности, о доброте; учить прогнозировать последствия своих поступков и быть готовым к социальному взаимодействию.
Воспитательные
- воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим; способствовать процессу самовоспитания.
Развивающие
- развивать умения выражать свою точку зрения и умения слушать мнения других.
Использование современных образовательных технологий: элементы ИКТ технологии; личностно – ориентированная технология; технологии критического мышления.
Методическое оснащение: магнитная доска, презентация, раздаточный материал, мотивирующий мультфильм «Подарок».
Подготовительная работа: при входе в класс воспитанники не выбирают, с кем они хотят сидеть (садятся парами); на доке эпиграф мероприятия: «Всё, что прекрасно – нравственно»
-
Вступление.
-
Введение в тему (предварительные сообщения)
Воспитатель: Добрый день, уважаемые кадеты! Сегодня я хочу поговорить с вами о законах нравственности и о том, что они являются частью вашей культуры общения. А, зная и соблюдая эти законы, вы будете чувствовать себя комфортно и уверенно при взаимодействии с окружающими. Но, а для начала давайте порассуждаем. Человек с самого рождения живёт среди людей, среди них делает первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности, только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «Я» каждого человека.
(Слайды №1,2,3)
Вопрос классу: Как вы думаете, что такое социум?
Ответы воспитанников…………….
Правильно! Это группа людей, но, которая живёт по определённым закономерностям и может быть не только крупным объединением людей, но и маленькая группа, как наш класс. Что же такое класс!? Это тоже объединение людей, где «Я» каждого превращается в общее «МЫ». А главное, чтобы каждое «Я» в общем «МЫ» чувствовала себя комфортно и не подавляла окружающих. Посмотрите, сколько людей вы встречаете ежедневно: сверстники и старшие товарищи, воспитатели, учителя, руководство училища, служащие различных подразделений училища и нам с ними необходимо в той или иной мере взаимодействовать, общаться. Поэтому, тема сегодняшнего мероприятия: Законы нравственности – часть культуры общества» выбрана не случайно.
-
Основная часть.
-
Первичное формулирование темы мероприятия.
(Слайд №4)
Воспитатель: Что же такое нравственность? Это наука об отношениях, правильном поведении человека среди окружающих его людей и природы, а так же о душевных качествах человека. Подлинная цель данной науки – счастье наибольшего числа людей.
Вопрос классу: Кто может нам разъяснить, при чём тут счастье?
Ответы воспитанников…………….
Благодарю. Ваши ответы привели к новому вопросу: Что такое человечность?
Ответы воспитанников…………….
(Слайды №5,6) Человечность – это моральное качество, включающее в себя принцип гуманизма в соответствии с повседневными отношениями людей и имеющая следующие качества: доброжелательность, уважение, сочувствие, доверие, великодушие, самопожертвование ради чьих – либо интересов, а также предполагается: скромность, честность и искренность. То есть, человечность – это хорошее отношение одного человека к другому, независимо от того, кто он, а также оказание помощи и поддержки. А, если вы вступаетесь за человека, которого обижают, оскорбляют и унижают – это тоже проявление человечности. Знайте, человечность способна не только спасти жизнь кому – либо, но и привести в чувство того, кто о ней позабыл! Вам понятны первые правильные представления о нравственности? Если « да», то, пожалуйста, повернитесь к своему соседу лицом и правой ладошкой хлопните ладошку товарища и я пойму, что мы можем двигаться дальше.
-
«Мозговой штурм». (Слайд №7,8)
Цель – дать возможность воспитанникам сформулировать своё представление о нравственном кодексе. Участники «мозгового штурма» должны включить в свои ответы то, что, по их мнению, является главной составляющей кодекса и кто, по их мнению, должен отвечать за соблюдением данного кодекса. Ответы должно быть краткими, конкретными. После обсуждения приходим к единому определению.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, существует ли нравственный кодекс?
- Кто следит за его соблюдением?
- Каким образом он распространяются в обществе?
Ответы воспитанников. Обучающиеся приходят к выводу, что в отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы.
Воспитатель: Тысячелетиями создавались правила жизни людей в обществе. Они передавались из поколения в поколение в процессе повседневной жизни – труда, праздников, общения. Постепенно складывались представления, каким должен быть человек, какие нравственные качества помогают ему жить в социуме, правильно строить отношения, а какие качества наносят вред ему самому и окружающим его людям.
(Слайд №9)
И, вот, что сами люди утвердили:
- Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.
- Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.
3. Расширение темы. Предлагается выполнить несколько упражнений, которые помогут воспитанникам понять: Считают ли они себя нравственным человеком?
(Слайд№10)
4. Упражнение №1.
Каждый воспитанник лично получает листик и честно сам себе отвечает на
поставленные вопросы.
Вопросы для самостоятельной работы:
Способны ли вы, если никто не узнает:
1. Взять без разрешения понравившуюся вам, пусть даже самую незначительную, вещь товарища?
2. Съесть лишнюю конфету или печенье, которые были приготовлены всему классу на сладкий стол?
3. Бескорыстно помочь кому – либо?
4. Написать анонимное письмо или устно донести?
5. Поднять клочок бумаги и выбросить в урну?
6. Найти чужую вещь и вернуть законному владельцу;
7. Нечаянно испортить чужую вещь и не признаться.
Если нет добровольца, обучающиеся могут не зачитывать ответы вслух. Так как, они только учатся правильно думать и правильно принимать решение, главное, чтобы воспитанники провели самоанализ своего морального облика.
(Слайд№11)
5. Притча старого индейца.
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце победит?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Провести обсуждение притчи.
6. Тест.
Цель: способствовать формированию у воспитанников умений выбирать правильные жизненные ценности, проводит самоанализ, делать правильный вывод.
Воспитатель: Представьте, что у вас в руках волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять. (Слайд№12)
Список желаний:
-
Быть человеком, которого любят и уважают
-
Иметь много денег
-
Иметь самый современный компьютер
-
Иметь верного друга
-
Мне важно здоровье родителей
-
Иметь возможность многими командовать
-
Иметь много товарищей, которые стараются тебе угодить
-
Иметь доброе сердце
-
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
-
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
5 - высокий уровень.
4, 3 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Это личностная диагностика, если есть добровольцы, рады их услышать.
Воспитатель: Спасибо за работу. Но, на один вопрос прошу ответить классу: Трудно было честно признаться себе в неправильных желаниях или действиях?
Ответы воспитанников…………………….
Вы – герои! Если человек видит свои недостатки и старается с ними распрощаться, то он на правильном пути к совершенству нравственности. Расскажу вам ещё одну притчу.
(Слайд№13)
7. Притча о маленьком мальчике.
Один мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… - самого себя.
Вопросы для обсуждения:
- О чём эта притча?
- Какой вывод вы сделали для себя?
- Какая поговорка подходит? (Хочешь изменить мир - начни с себя)
Отвечая на вопросы, обучающиеся делают вывод, что поговорка «Хочешь изменить мир – начни с себя» также заложена в основу закона нравственности.
III. Итоги. Рефлексия.
Воспитатель: В завершении нашей беседы, предлагаю разгадать кроссворд, отвечая на вопросы которого, мы сможем сформулировать правило нравственности одним словом.
(Слайды№14 - 21)
Вопросы (по горизонтали):
1. Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)
3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)
4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)
5. Столкновение противоположных интересов? (конфликт)
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)
7. Заботливое отношение к людям? (внимание)
Воспитатель: Какое ключевое слово мы получили? Доброта! Вспомните, пожалуйста, в самом начале нашего мероприятия я сказала вам, что подлинная цель науки о нравственности – это счастье наибольшего числа людей. Видите, какие бы мы с вами сегодня не решали жизненные задачки, сходится всё к одному слову «доброта». Добрый человек – это нравственный человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтобы другие были счастливы, но и он сам непременно будет счастливым!
И напоследок, предлагаю вашему вниманию мультфильм «Подарок».
Спасибо за внимание! Творите добро и будьте счастливы во всех своих проявлениях!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лакизова Наталья Викторовна
→ Публикатор 18.12.2021 1 13751 672 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.