Конспект и презентация классного часа на тему "Толерантность"
Зеленоград ГОУ СОШ №909
Конспект классного часа
На тему: «Толерантность»
Шувалова Ирина Владимировна
Зеленоград 2009
Классный час по теме
«Толерантность».
Цели:
• осознание учениками собственной индивидуальности
• формирование мультикультурного восприятия
• развитие межкультурной компетентности
• формирование у учащихся установок толерантности в отношении культурного многообразия мира.
Ход урока
Сегодня мы постараемся убедиться, что мир многообразен и удивителен, что так же как в природе нет двух одинаковых листочков на дереве так – же и мы все очень разные, ведь не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Будучи абсолютно не похожими, друг на друга мы имеем свою точку зрения, мы готовы её отстаивать, но при этом мы должны уметь понять и принять и чужое мнение. Итак, учимся быть толерантными.
В современном мире понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства и взаимозависимости человечества – всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого, в том числе права быть иным.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть в представителей разных народов. Представьте, что вы – участники крупного международного проекта в области разработки новейших технологий. Для совместной работы вы приехали из самых разных мест в одну из стран – участниц проекта. По случаю приезда и начала работы организован вечер знакомства. Никто из присутствующих не знает, из каких стран приехали другие участник встречи, и не знает, на каких языках они говорят. Ваша задача – почтительно и не торопясь, молча приветствовать всех присутствующих, используя только приветственные жесты, принятые в вашей стране.
Вы должны вытянуть по одной карточке с описанием способа приветствия (необходимо следить за тем, чтобы присутствовало, как минимум, по две одинаковых карточки, поскольку каждый участник обязательно должен встретиться с представителем «своего народа»). Зачитайте про себя способ приветствия, и по команде начнем вечер знакомства.
Карточки с описанием приветственных жестов в разных культурах.
Вы из Индонезии Вы из Тибета Покажите собеседнику язык, обнимите его, потритесь друг о друга носами. |
Вы из Эфиопии Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя ею по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка. |
Вы из Индонезии Пожмите руку своего визави обеими руками, так вы покажите ему, что принимаете его близко к сердцу. |
Вы из племени Туарег Подайте руку собеседнику ладонью вверх; следом за тем резко отдернете руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника. |
Вы из Франции Дважды поцелуйте друг друга в обе щёки. |
Вы племени Маори Согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги. |
Вы из Японии На расстоянии трёх шагов поклонитесь (руки опущены вдоль туловища) |
Вы из Росси Пожмите друг другу руки. |
Итак мы познакомились , а теперь попробуйте описать «свой народ» используя следующие слова (они записаны на доске):
- доброжелательный - веселый
- гостеприимный - умный
- музыкальный - спортивный
- миролюбивый - демократичный
- сообразительный - жизнерадостный
Обратите внимание у всех народов есть положительные качества.
Между прочим, и у нас в классе есть представители разных народов и разных культур, но я очень рада, что все вы друзья.
Хотелось бы только узнать кто же у нас «Самый – самый». Я предлагаю вам встать со своих стульев. А теперь сядет самый высокий и самый низкий член группы. А теперь сядут те из оставшихся участников, у которых самые темные и самые светлые волосы. Затем садятся самый старший м самый младший из оставшихся (и так далее, пока все участники не сядут на свои места). Можно использовать такие пары признаков, как самый серьёзный – самый веселый, самый «физик» - самый «лирик», самый спокойный – самый подвижный, или подумать другие признаки, отвечающие особенностям конкретной группы. В затруднительных случаях вся группа может помогать принять решение. Когда все участники сядут на стулья, ведущий говорит им, что выходит, что они все – «самые- самые». Затем группа переходит к обсуждению.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытывали, когда оказалось, что вы самый …. (высокий, веселый, светлый, и т.д.)?
- Вы согласны, что нетрудно отыскать качество или особенность, за которое можно выделить человека или похвалить его?
Сегодня мы поговорили о толерантности, а значит о доброте и взаимопонимании. Я уверен – вы самые – самые (учитель открывает створку доски, где крупно написано) Д О Б Р Ы Е.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шувалова Ирина Владимировна
→ Иринза 17.12.2012 1 20935 4193 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.