Классный час "Толерантность всегда и во всем"


Классный час на тему «Толерантность всегда и во всем»

Цели и задачи:

1. Знакомство с определением “толерантность”, его значением.

2. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе и к окружающим, желание и умение прощать.

3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение и уважать чужое.

4. Объяснить ученикам, степень важности мирного решения при конфликтах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал (карточки с личностными характеристиками), портрет – 2 копии, плакат с изображением поляны, готовые шаблоны - ромашки.

Форма проведения: Лекция с элементами тренинга и арт-терапии.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

«Чем человек умнее и добрее,

тем больше он замечает добра в людях!»

Б. Паскаль

1. Знакомство с понятием «Толерантность».

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи людей. Каждый день мы встречаемся с новыми, незнакомыми лицами. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

Среди факторов мешающих развитию толерантности религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация; масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества.

Несмотря на все эти факторы, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.

Главным шагом в развитие было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы интолерантности общества.

16 ноября – Международный день толерантности.

2. Игра – эксперимент.

Учитель: Уважаемые ребята, для участия в этом эксперименте необходимо вам поделиться на 2 группы. Каждой группе будет предложены портреты, ваша задача составить характеристику личности. (Портреты – 2 копии, но ученики об этом не знают, первой группе представить, что - это добрый человек, второй группе - злой человек). Для этого вам помогут карточки, на которых записаны личностные качества человека.

Качества: Терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение,

вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество, уважение прав других, раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть.

После того, как ученики выполнили работу, они начинают по очереди рассказывать о человеке, которого они охарактеризовали

Рефлексия:

Какого человека можно назвать толерантным?

Помогла ли вам первоначальная характеристика в подборе личностных качеств?

После рефлексии дети показывают друг другу портреты, совместно подводят итог.

3. Практическое упражнение «Правила толерантного общения»

Учитель: Для того, чтобы взаимодействие людей было толерантным, в первую очередь необходимо соответствовать толерантной модели общения, сейчас я попрошу вас перечислить все правила этикета общения 1 группа – слушающего, 2 группа говорящего собеседника.

Рефлексия: обсуждение проблемных ситуаций в общении.

4. Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Слушаем команды ведущего:

  1. Объединитесь те, кто имеет одинаковый цвет волос.

  2. Объединитесь те, кто имеет одинаковый цвет глаз.

  3. Объединитесь те, у кого есть сестра.

  4. Объединитесь те, кто имеет брат.

  5. Объединитесь те, кто имеет имена, начинающие на одну буквы.

  6. Объединитесь те, у кого есть бабушки и дедушки.

  7. Объединитесь те, кто учится в 6Г классе.

Рефлексия: обсуждение игры.

5. Творческая работа “Поляна толерантности”

Ученики на листочках бумаги в форме ромашки пишут, что надо сделать, чтобы классный коллектив стал толерантности в отношении друг к другу, ромашки наклеиваются на, заранее подготовленный плакат с изображением поляны.

Посмотрите на нашу поляну! Только что она была одинокой. Но наши добрые намерения (цветы) оживили его.

6. Рефлексия: Подведение итогов классного часа. Какие качества присущи толерантной личности? Каково преимущество толерантного общения? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?


Слайд 1
Классный час на тему: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях!» Б. Паскаль
Слайд 2
(лат. tolerantia) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Слайд 3
- это способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание.
Слайд 4
Слайд 5
Факторы мешающие развитию толерантности: 1. религиозный экстремизм (ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов); 2. ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация; 3. масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества.
Слайд 6
Международный день толерантности.
Слайд 7
Слайд 8
Этикет говорящего: 1. Нельзя использовать в речи выражения , наносящие адресату обиду, оскорбление, высказывать пренебрежение. 2. Нужно учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата . Избегайте во время беседы ставить в центр внимания собственное «я».Старайтесь быть скромным в самооценках, не навязывать упорно и категорично собеседнику собственного мнения и оценки ( но это не значит - не убеждать). 3. Умейте выбирать тему для разговора интересную, понятную собеседнику. Учитесь рассуждать логично. Используйте в своей речи высказывания , состоящие не более чем из 10 слов, так как возможность концентрации внимания у слушающего ограничена. По этой же причине время устного сообщения без паузы должно длится от 45 секунд до 1, 5 минут. Употребляйте в речи короткие фразы и следите за тем, чтобы слушатель не устал: дайте ему время усвоить предыдущее и вновь сосредоточится .
Слайд 9
Этикет слушающего: Искусство говорить и слушать - это две стороны одного процесса беседы. 1. Обратившегося к вам с речью нужно внимательно выслушать, так как для говорящего тот вопрос, по которому он обратился, является важным . 2. Начав слушать , наберитесь терпения , приложите старания выслушать внимательно до конца . 3. Отнеситесь к говорящему доброжелательно и уважительно. Выслушивая человека , жестами ,взглядом, мимикой подчеркните заинтересованность в его словах. Не следует отвечать на вопрос, заданный не вам, а другому собеседнику . 4. О культуре человека судят и по тому, как он разговаривает. От того, как много речевых ошибок он делает, зависит его репутация в обществе как культурного и образованного человека. 5. Зачастую в строгую, официальную речь вплетаются жаргонизмы, грубые просторечия, которые принято относить к неофициальной речи, тем самым нарушается единство стиля. Также не следует злоупотреблять иностранными словами, которые по своему значению не всем могут быть известны.
Слайд 10
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Слайд 11
«Я не разделяю Вашего мнения, но я готов отдать жизнь за Ваше право его свободно высказать» Вельтер.

Полный текст материала Классный час "Толерантность всегда и во всем" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зотова Наталья Владимировна  Nat_Zot
02.10.2013 0 22240 4631

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК