Рабочая программа по физике; 7 класс
«Согласовано» Зам. директора по УР ________________ ____________________ « » _______________ 2019г.
|
«Утверждаю» Директор школы: ____________________ _____________________________ Приказ № от « » 2019г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Рабочая программа
по физике для 7- Б, В класса
на 2019 – 2020 учебный год
Предметная область: «Естественнонаучные предметы»
Составитель: учитель физики
Костырко Людмила Алексеевна
Бурла
2019 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы авторы А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, Методическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Физика.7-9 классы/ сост. Е. Н. Тихонова. - 4-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2014 к учебнику Пёрышкин А.В. Физика-7. - М.: Дрофа, 2016.
Общее количество часов по авторской программе 70, что соответствует учебному плану школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временно2-й перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
ИКТ компетенции
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
• строить математические модели;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• моделировать с использованием средств программирования;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
Содержание курса
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговая контрольная работа (1ч)
Резервное время (2ч)
Тематический план
№ |
Раздел программы |
Кол-во часов |
Количество и темы контрольных работ и зачетов |
Количество и темы лабораторных работ |
1 |
Введение
|
4 |
|
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
|
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества
|
6 |
|
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» |
3 |
Взаимодействия тел
|
23 |
Контрольная работа по теме: «Механическое движение». «Масса». «Плотность вещества»
Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Равнодействующая сил»
|
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела»
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Лабораторная работа №7 « Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра» |
4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов
|
21 |
|
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» |
5 |
Работа и мощность. Энергия
|
13 |
|
Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
6 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Итоговая контрольная работа |
|
7 |
Резервное время |
2 |
|
|
|
Всего |
70 |
3 |
11 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Учебно-лабораторное оборудование |
||
По плану |
фактич |
|||||
Введение (4) |
|
|||||
1 |
|
|
Что изучает физика. Некоторые физические термины |
1 |
Набор грузов, желоб, шарик, лампа |
|
2 |
|
|
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин |
1 |
Линейка, амперметр, мензурка, термометр, секундомер и др. |
|
3 |
|
|
Точность и погрешность измерений. Физика и техника |
1 |
Современные технические и бытовые приборы |
|
4 |
|
|
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
1 |
Набор для л. р. №1 |
|
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) |
|
|||||
5 |
|
|
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение |
1 |
Металлический шар, колба, мензурка |
|
6 |
|
|
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» |
1 |
Набор для л. р. №2 |
|
7 |
|
|
Движение молекул |
1 |
Мензурка, образцы кристаллических тел, модели кристаллических тел |
|
8 |
|
|
Взаимодействие молекул |
1 |
Свинцовые цилиндры, стеклянная пластинка |
|
9 |
|
|
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел |
1 |
Модель кристаллической решётки, набор сосудов различной емкости |
|
10 |
|
|
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
1 |
|
|
Взаимодействие тел (23 ч) |
|
|||||
11 |
|
|
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение |
1 |
Тележка, линейка, секундомер, желоб, шарик |
|
12 |
|
|
Скорость. Единицы скорости |
1 |
Тележка, линейка, секундомер, желоб, секундомер |
|
13 |
|
|
Расчет пути и времени движения |
1 |
|
|
14 |
|
|
Инерция |
1 |
Тележка, наклонная плоскость, песок |
|
15 |
|
|
Взаимодействие тел |
1 |
Две тележки |
|
16 |
|
|
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах |
1 |
Рычажные весы, набор гирь |
|
17 |
|
|
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
|
1 |
Набор для л. р. №3 |
|
18 |
|
|
Плотность вещества |
1 |
Рычажные весы, набор гирь, набор тел равной массы и равного объема |
|
19 |
|
|
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела» |
1 |
Набор для л. р. №4 и №5 |
|
20 |
|
|
Расчет массы и объема тела по его плотности |
1 |
Деревянный брусок, линейка |
|
21 |
|
|
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
1 |
|
|
22 |
|
|
Контрольная работа по теме «Механическое движение». «Масса». Плотность вещества» |
1 |
|
|
23 |
|
|
Сила |
1 |
Магнит, тележки, пружина |
|
24 |
|
|
Явление тяготения. Сила тяжести |
1 |
Мяч, стальной шарик, трубка Ньютона |
|
25 |
|
|
Сила упругости. Закон Гука |
1 |
Пружина, линейка |
|
26 |
|
|
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела |
1 |
Брусок |
|
27 |
|
|
Сила тяжести на других планетах |
1 |
|
|
28 |
|
|
Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
1 |
Набор для л. р. №6 |
|
29 |
|
|
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил |
1 |
Демонстрационный динамометр, грузы |
|
30 |
|
|
Сила трения. Трение покоя |
1 |
Брусок, каток, деревянная линейка |
|
31 |
|
|
Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 « Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра» |
1 |
Набор для л. р. №7 |
|
32 |
|
|
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил» |
1 |
|
|
33 |
|
|
Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Равнодействующая сил» |
1 |
|
|
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч) |
|
|||||
34 |
|
|
Давление. Единицы давления |
1 |
Брусок, гвозди, песок |
|
35 |
|
|
Способы уменьшения и увеличения давления |
1 |
|
|
36 |
|
|
Кратковременная контрольная работа по теме «Давление твердого тела» Давление газа |
1 |
Шарик, колба, поршень |
|
37 |
|
|
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля |
1 |
Шар Паскаля |
|
38 |
|
|
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
1 |
Прибор для демонстрации давления жидкости |
|
39 |
|
|
Решение задач. Кратковременная контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
1 |
|
|
40 |
|
|
Сообщающиеся сосуды |
1 |
Сообщающиеся сосуды, жидкости различной плотности |
|
41 |
|
|
Вес воздуха. Атмосферное давление |
1 |
Поршень, стакан с водой, лист бумаги |
|
42 |
|
|
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
1 |
|
|
43 |
|
|
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
1 |
Барометр-анероид |
|
44 |
|
|
Манометры |
1 |
Жидкостный манометр |
|
45 |
|
|
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс |
1 |
Модель гидравлического пресса |
|
46 |
|
|
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
1 |
Мензурка, вода, грузы, динамометр |
|
47 |
|
|
Закон Архимеда |
1 |
Ведерко Архимеда |
|
48 |
|
|
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
1 |
Набор для л.р. №8 |
|
49 |
|
|
Плавание тел |
1 |
Тела различной плотности, сосуд с содой |
|
50 |
|
|
Решение задач по темам «Архимедова сила», Условия плавания тел» |
1 |
|
|
51 |
|
|
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
|
1 |
Набор для л.р. №9 |
|
52 |
|
|
Плавание судов. Воздухоплавание |
1 |
Кораблик из фольги, сосуд с водой |
|
53 |
|
|
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов», Воздухоплавание» |
1 |
|
|
54 |
|
|
Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
1 |
|
|
Работа и мощность. Энергия (13)
|
|
|||||
55 |
|
|
Механическая работа. Единицы работы |
1 |
Брусок, деревянная линейка, динамометр |
|
56 |
|
|
Мощность. Единицы мощности |
1 |
|
|
57 |
|
|
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге |
1 |
Рычаг, грузы, штатив |
|
58 |
|
|
Момент силы |
1 |
Рычаг, грузы, штатив |
|
59 |
|
|
Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» |
1 |
Набор для л.р. №10 |
|
60 |
|
|
Блоки. «Золотое правило» механики |
1 |
Блок, груз, штатив |
|
61 |
|
|
Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» |
1 |
|
|
62 |
|
|
Центр тяжести тела |
1 |
Модель для определения центра тяжести плоского тела |
|
63 |
|
|
Условия равновесия тел |
1 |
Модель равновесия тел |
|
64 |
|
|
Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
|
1 |
Набор для л.р. №11 |
|
65 |
|
|
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия |
1 |
Металлический шар, стальная пластинка |
|
66 |
|
|
Превращение одного вида механической энергии в другой |
1 |
Металлический шар, стальная пластинка |
|
67 |
|
|
Зачет по теме «Работа, мощность, энергия» |
1 |
|
|
68 |
|
|
Повторение пройденного материала |
1 |
|
|
69 |
|
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
70 |
|
|
Обобщение материала |
1 |
|
Лист корректировки Рабочей программы
№ урока |
Дата проведения по плану |
Дата проведения фактич. |
Причина внесения изменений* |
Корректирующие мероприятия |
Подпись внёсшего изменения |
Подпись зам. директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Костырко Людмила Алексеевна
→ Публикатор 12.01.2020 0 3187 48 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.