Рабочая программа учебного предмета "Астрономия"; 11 класс


 

Управление образования администрации Горноуральского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

 

Приложение ______.

Основной общеобразовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом МБОУ СОШ №6

от ___.08.2021 г №

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ – «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ»

11 КЛАСС


 

  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

    1. Личностные результаты:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

  • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции;

  • дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

  • умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

    1. Метапредметные результаты:

В соответствии с ФГОС СОО выделяются три группы метапредметных универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные:


 

 

Содержание умения

Обучающийся сможет:

1

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие не материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; •организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

определять несколько путей достижения поставленной цели; •выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; •сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; •оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

2

Познавательные универсальные учебные действия

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; •распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; •использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

искать и находить обобщенные способы решения задач;

приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого

3

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

аргументировано, развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией. Уметь отстаивать свою точку зрения на опираясь на рациональную аргументацию

    1. Планируемые предметные результаты освоения ООП

Раздел

На базовом уровне выпускник научится

На базовом уровне выпускник получит возможность научиться

Цели освоения предмета

Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием астрономии

Объяснять причины возникновения и развития астрономии. Иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии

Предмет астрономии

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; •изображать основные круги, линии, точки небесной сферы • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; • использовать звездную карту для поиска созвездий на небе.

Астрометрия

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время, синодический, сидерический период).

формулировать понятия «высота звезды и кульминация», определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин, объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

Небесная механика

воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); вычислять расстояние до планет по горизонтальному • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; объяснять петлеобразные движения планет с использованием эпициклов и дифферентов; • воспроизводить понятия «конфигурация планет», «синодический и сидерический параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; периоды», «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера.

Строение Солнечной системы

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты); • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; • описывать характерные особенности природы планет гигантов, их спутников и колец; • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

формулировать определения терминов и понятий: «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; • пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию.

Астрофизика и звездная астрономия

определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр – светимость»; • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; • объяснять причины изменения светимости переменных звезд; • описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; • описывать этапы формирования и эволюции звезды; • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, коронарные выбросы массы), характеризовать потоки солнечной плазмы; • описывать последствия влияний выбросов на магнитосферу Земли; • характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; • перечислять спектральные классы звезд, объяснять зависимость светимости от спектра; • давать определение понятий «двойные звезды», «кратные звезды»; • объяснять зависимость «период-светимость»; • объяснять этапы эволюции звезд; • характеризовать явления в тесных системах двойных звезд; • объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; • рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; • объяснять варианты конечных стадий жизни звезд.

Наша Галактика - Млечный Путь

объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; • пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; • характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; • характеризовать процесс вращения Галактики; • пояснять сущность проблемы скрытой массы.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва; • формулировать закон Хаббла; • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;

характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездного образования; • описывать методы обнаружения органических молекул; • раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; • описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; • определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд; • формулировать основные постулаты общей теории относительности; • определять характеристики стационарной Вселенной А.Энштейна; • знать выводы А.Фридмана о нестационарности Вселенной; • пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера; • характеризовать процесс однородного и изотропного расшерения Вселенной; • формулировать закон Хаббла

 

 

 


 

  1. Содержание учебного предмета «Астрономия»

    Тема

    Содержание учебного материала

    Предмет астрономии

    Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.Гагарина. Достижения современной космонавтики.

     

     

    Астрометрия

    Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Небесная сфера. Использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

    Небесная механика

    Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел

    Строение Солнечной системы

    Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

    Астрофизика и звездная астрономия

    Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

    Наша Галактика - Млечный Путь

    Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

    Галактики

    Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла

    Строение и эволюция Вселенной

    Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

    Современные проблемы астрономии

    Генезис Вселенной. Темная материя. Темная энергия. Планеты земного типа за пределами Солнечной системы

  2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 

Тема

Количество часов

1

Предмет астрономии

2

2

Астрометрия

5

3

Небесная механика

3

4

Строение Солнечной системы

5

5

Астрофизика и звездная астрономия

9

6

Наша Галактика - Млечный Путь

3

7

Галактики

2

8

Строение и эволюция Вселенной

2

9

Современные проблемы астрономии

3

 

ИТОГО

34


 


 


 


 


 


 


 

АСТРОНОМИЯ 11 класс, 34 часа

урока

Тема

количество часов

ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ (2Ч)

1

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии

1

2

Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.Гагарина. Достижения современной космонавтики.

1

АСТРОМЕТРИЯ (5 ч)

3

Звезды и созвездия

1

4

Звездные карты, глобусы и атласы. Небесная сфера. Использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина

1

5

Движение Земли вокруг Солнца. Эклиптика. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя

1

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

1

7

Время и календарь

1

НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА (3 ч)

8

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров

1

9

Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

1

19

Движение искусственных небесных тел

1

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (5 ч)

11

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна

1

12

Планеты земной группы

1

13

Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет

1

14

Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность

1

15

Происхождение Солнечной системы

1

АСТРОФИЗИКА И ЗВЕЗДНАЯ АСТРОНОМИЯ (9 Ч)

16

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел.

1

17

Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты.

1

18

Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

1

19

Строение Солнца, его атмосферы Солнечная активность: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Магнитное поле Солнца. Солнечно-Земные связи

1

20

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Звездные характеристики. Определение расстояния до звезд, параллакс

1

21

Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов

1

22

Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры. Коричневые карлики.

1

23

Двойные и кратные звезды. Переменные и вспыхивающие звезды

1

24

Новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии

1

НАША ГАЛАКТИКА-МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ (3 ч)

25

Состав и структура Галактики. Межзвездный газ и пыль

1

26

Звездные скопления. Вращение Галактики

1

27

Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики.

1

ГАЛАКТИКИ (2Ч)

28

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики

1

29

Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла.

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (2 Ч)

30

Эволюция Вселенной.

1

31

Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной

1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АСТРОНОМИИ (3 ч)

32

Генезис Вселенной. Темная материя. Темная энергия

1

33

Планеты земного типа за пределами Солнечной системы. Проблема существования жизни во Вселенной

1

34

Солнечная система. Обобщение изученного материала Строение и Эволюция Вселенной. Обобщение изученного материала

1


 


Полный текст материала Рабочая программа учебного предмета "Астрономия"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бастрикова Екатерина Григорьевна  Публикатор
06.10.2022 0 536 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК