Презентация "Размножение и развитие насекомых"


Проверочная работа по теме

«Внешнее и внутренне строение насекомых»

Вариант 1

1 (1 – 2 балла)

Имеется перечень представителей типа «Членистоногие»: камчатский краб, комар, сенокосец, рак широкопалый, жук майский, паук-серебрянка.

Выпишите: а) насекомых, б) паукообразных.

2 (3 – 4 балла)

Перечислите отделы тела и органы каждого отдела тела у майского жука как представителя класса Насекомые.

3 (5 – 6 баллов)

Каковы строение и функции половой системы пчелы медоносной как представителя класса Насекомые?

4 (7 – 8 баллов)

Сравните строение и функции органов дыхания рака узкопалого и майского жука.

5 (9 – 10 баллов)

Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он живёт на скалах гор и питается дикими паслёновыми растениями. Попав же в Европу, стал злейшим врагом картофеля. Почему?

_______________________________________________________________

Проверочная работа по теме

«Внешнее и внутренне строение насекомых»

Вариант 2

1 (1 – 2 балла)

Имеется перечень представителей типа «Членистоногие»: кокосовый краб, тарантул, муха комнатная, рак узкопалый, паук-крестовик, жук-короед.

Выпишите: а) насекомых, б) ракообразных.

2 (3 – 4 балла)

Перечислите отделы тела и органы каждого отдела тела у пчелы медоносной как представителя класса Насекомые.

3 (5 – 6 баллов)

Каковы строение и функции кровеносной системы майского жука как представителя класса Насекомые?

4 (7 – 8 баллов)

Сравните строение и функции органов выделения рака широкопалого и пчелы медоносной.

5 (9 – 10 баллов)

Самые массивные насекомые – жук-геркулес длиной до 12 см и палочник – до 26 см. Такой же размер имеют в размахе крыльев некоторые бабочки. Это предельные размеры. Почему же не существует более крупных насекомых, например, с большую собаку?



Методические рекомендации

по использованию мультимедийного продукта


Автор:

Петреня Игорь Михайлович, учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Республики Беларусь.


Дата создания:

ноябрь 2013.


Программа исполнения:

Power Point 2010.


Вид:

мультимедийная презентация.


Название:

Размножение и развитие насекомых.


Назначение:

наглядное средство обучения для использования учителем на уроке биологии по теме «Размножение и развитие насекомых» в 8 классе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.

Возможно использование в школах России и стран СНГ.


Соответствие УМК:

Л.В.Камлюк, Е.С. Шаоапёнок. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск. Народная асвета. 2010


Комплектация:

презентация, текст письменной проверочной работы по теме «Внешнее и внутреннее строение насекомых» для 2 вариантов, настоящие рекомендации.


Пояснение к использованию


Пособие состоит из 21 слайда.

1 слайд титульный.

2 слайд содержит информацию о формах проверки (устно и письменно) уровня усвоения учащимися изученных тем, подготовки домашнего задания и вопросы для устного фронтального опроса.

3 слайд соответствует этапу постановки познавательных задач для учащихся на уроке.

4 слайд поможет учителю актуализировать знания учащихся о строении и функциях системы органов размножения насекомых.

5 слайд поможет учителю сформировать познавательный интерес учащихся к необычным способам размножения насекомых на основе использования ресурсов Интернета.

Структура слайда двуслойна: 1 слой «Живорождение», 2 слой «Партеногенез».

При переходе от 1 слоя ко 2 использован анимационный приём «Вход. Фигура» по щелчку, длительность 2 секунды.

6 слайд направлен на формирование наиболее общих, характерных, особенностей размножения представителей насекомых.

7 слайд поможет учителю формировать у учащихся основные представления о развитии насекомых с полным метаморфозом.

8 слайд: содержание направлено на усвоение схемы последовательного развития насекомого с полным превращением на примере бабочки монарха.

9 слайд поможет учителю формировать у учащихся понимание биологической роли личиночной стадии у насекомых с полным метаморфозом.

10 слайд: информация и фотографии окрашенных препаратов окажут содействие в формировании понимания биологической роли стадии куколки у насекомых с полным метаморфозом.

Слайд двуслоен: 1 слой информационный, 2 слой демонстрационный, способствует формированию представлений о развитии органов куколки.

При переходе от 1 слоя ко 2 использован анимационный приём «Вход. Фигура» по щелчку, длительность 2 секунды.

11 слайд окажет содействие учителю в формировании у учащихся общих представлений о типе развития с неполным метаморфозом и насекомых, развивающихся по этому типу.

12 слайд окажет содействие в усвоении учащимися этапов развития насекомых с неполным метаморфозом, наличии отличительных черт от изученного типа развития.

13 слайд формирует представление о последовательном развитии стадии личинки у насекомых с неполным метаморфозом на примере саранчи, сходстве в образе жизни и питании личинки и взрослого насекомого и результате – конкуренции. Позволяет увидеть в динамике последнюю линьку личинки на примере цикады. Показывает Интернет как источник интересной и полезной информации.

Слайд двуслоен. 1 слой: развитие личинки саранчи; 2 слой: последняя линька личинки цикады.

При переходе между слоями использован анимационный приём «Вход. Фигура» по щелчку, длительность 2 секунды.

14 слайд содержит общую информацию о вши головной как представителе насекомых, развивающихся без метаморфоза.

15 слайд окажет содействие в формировании понимания жизненного цикла головной вши как представителя насекомых с развитием без метаморфоза.

16 слайд окажет содействие в закреплении знаний и подведении итогов урока.

17 слайд содержит информацию о структуре и формах подготовки домашнего задания.

18 – 20 слайды содержат активные ссылки на использованные изображения.

Для слайдов 18 – 20 применён приём «Скрыть слайд» с целью перехода от слайда 17 к слайду 21.

21 слайд является копией титульного, но имеет дополнительно внизу слева кнопку «Ссылки», являющейся гиперссылкой на слайд 18. Кнопка работает по щелчку.


Благодарю Вас за использование моей разработки. Мне важно услышать Ваши критические замечания, которые Вы можете оставить для меня на странице материала на сайте или направить по адресу ihar.piatrenia@gmail.com .


С уважением,

Петреня Игорь Михайлович, автор.

Слайд 1
Государственное учреждение образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Размножение и развитие насекомых Разработал учитель химии и биологии Петреня Игорь Михайлович
Слайд 2
Проверим домашнее задание Устно 1. Какое царство живых организмом мы изучаем? Назовите несколько признаков царства. 2. Какой тип живых организмов мы изучаем? Назовите несколько признаков типа. 3. Какие классы организмов относятся к изучаемому нами типу? Какие классы мы закончили изучать? Какой класс изучаем сейчас? 4. Перечислите основные признаки изучаемого нами класса организмов. Письменно Выполните, пожалуйста, задания, которые вы получили. 3/21/18 2
Слайд 3
Задачи урока Вспомним известное: размножение и развитие ракообразных и паукообразных; строение половой системы насекомых. Узнаем новое: различные типы развития насекомых. Учимся сравнивать: развитие и размножение насекомых с развитием и размножением ракообразных и паукообразных; разные типы развития насекомых. 3/21/18 3
Слайд 4
Особенности размножения насекомых Вспомним строение и функции половой системы у самца 3/21/18 у самки 4
Слайд 5
Особенности размножения насекомых Интересное из Интернета… Партеногенез существует почти во всех отрядах. При партеногенезе из Живорождение наблюдается у тараканов, кокцид, неоплодотворенных яиц развиваются только жуков и мух: яйца задерживаются в вагине, и самцы или только самки, либо оба пола. развитие проходит внутри тела самки. Иногда яйца на Партеногенез для пчел, некоторых некоторое времяхарактерен задерживаются в половых путях, паразитических перепончатокрылых, начинают там развиваться, а затем откладываются, как у палочников, Партеногенез мух-тахин; у них жесаранчовых. бывает яйцеживорождение, когда откладывается яйцо, содержащее готовую личинку, повышает шансы на расселение, позволяет которая сразу женеблагоприятное покидает яйцевую оболочку. преодолеть воздействие среды. Источник: Энтомология – всё о насекомых. Живорождение у насекомых. http:// insecticea.ru/osobennosti_rolj_nasekomyh_kak_klassa_chlenistonogih_izuchenie_yentomologami/zhivoro zhdenie_u_nasekomyh . Источник: Энтомология – всё о насекомых. Живорождение у насекомых. http://insecticea.ru/osobennosti_rolj_nasekomyh_kak_klassa_chlenistonogih_izuchenie_ yentomologami/zhivorozhdenie_u_nasekomyh 3/21/18 . 5
Слайд 6
Особенности размножения насекомых Характерные признаки класса: раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее, характерен половой диморфизм, чаще всего размножаются, откладывая яйца, возможен партеногенез, возможно живорождение. 3/21/18 6
Слайд 7
Развитие с полным превращением, Бабочки, жуки, мухи, или с полным метаморфозом комары развиваются с Бабочка монарх 3/21/18 полным метаморфозом. У взрослого животного по сравнению с личинкой другая форма тела, конечности, ротовой аппарат, иные внутренние органы, есть крылья; у них разный образ жизни. Чтобы это произошло, нужна стадия покоя – куколка – самая загадочная стадия 7 развития.
Слайд 8
Развитие с полным превращением, или с полным метаморфозом Стадии развития: Бабочка монарх 1 2 4 3 3/21/18 1) взрослое насекомое, 2) яйцо (сильно увеличено), 3) личинка, 4) куколка. Бабочка откладывает оплодотворённые яйца на нижнюю поверхность листа, веточку растения. Считается, что яйца насекомых с метаморфозом не содержат много 8 питательных веществ.
Слайд 9
Развитие с полным превращением, Этот тип развития – приспособление, позволяющее или с полным метаморфозом Личинка проволочники 3/21/18 выживать в различных, часто неблагоприятных условиях жизни. Оплодотворённое яйцо не имеет большого запаса питательных веществ. Поэтому и нужна стадия прожорливой личинки – стадия накопления питательных веществ для дальнейших преобразований. Различия в питании – отсутствие внутривидовой конкуренции – способствует расселению насекомых. 9 На фото: личинки жуков-
Слайд 10
Развитие с полным превращением, Стадия куколки – это фантастически интересная, или с полным метаморфозом необычная, часто Куколка загадочная и не видимая человеку стадия развития насекомых. Это стадия относительной неподвижности. У куколки имеются зачаточные крылья, согнутые в коленях ноги, антенны, хотя все эти органы неподвижны. Личиночные глаза заменяются на фасеточные. Куколки не способны питаться, так как ротовой аппарат неподвижен. Они не способны передвигаться, так как мышцы у них в состоянии формирования. Внутри куколки перестройка почти всех систем органов, иногда очень Слева внутренние, асложный справа – процесс! Это сильная. Это –чрезвычайно внешние органы питательным веществам, возможно благодаря 10 3/21/18
Слайд 11
Развитие с неполным превращением, Личинки саранчи, или с неполным кузнечиков, выходя из метаморфозом яиц очень похожи на саранча 3/21/18 взрослое насекомое по форме тела, по характеру питания и по местам обитания. Отличие состоит в недоразвитии крыльев, половых признаков, невозможности летать и в размерах тела. Им просто надо подрасти, не забыв о линьке. Линька многократная. 11
Слайд 12
Развитие с неполным превращением, или с неполным Стадии развития: 1) взрослое насекомое Саранча метаморфозом (самка откладывает в 1 2 3 3/21/18 почву яйца, 2) яйца в почве, 3) личинки выбираются наружу из почвы. Стадия куколки отсутствует. Саранчатам надо сильно напрячься, что бы поднять засохшую почву. Раз, два, взяли! Ого! На них ещё видны остатки яйцевой 12
Слайд 13
Развитие с неполным превращением, «Жареные» факты о насекомых илиЯйцо с неполным насекомых имеет У одного из видов запасы цикад, достаточные Личинка метаморфозом проживающих в Северной питательных веществ, саранча цикада 3/21/18 Америке, около благодаряпериод чему развития формируется 17 лет, вследствие чего маленькая личинка очень насекомое в большом похожая напоявляется взрослую особь. Рост количестве каждые 17 По личинки, поэтапная её лет. линька 1 сравнению большинством позволяют со свременем достичь насекомых такой период развития стадии половозрелого представляется чрезвычайно насекомого. Очень часто типы долгим. Личинку и взрослого называют питания личинки нимфой. Индейцы жарят и едят насекомого одинаковы или эту цикаду.похожи, отсюда – очень На изображении: переход цикады конкуренция. 2 жесткая из нимфы во взрослое На стадии схеме: 1) последовательные 13 насекомое. стадии развития личинки, 2)
Слайд 14
Развитие без превращения, Вошь головная – мелкое или без метаморфоза паразитическое вошь головная 3/21/18 насекомое человека. Питается кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий. На фотографии видны черты приспособлений к образу жизни: коготки, щетинки, направленные назад, нет крыльев. Вызывает заболевание педикулёз. Посмотрите внимательно. Какая же она чистюля! Ну, чем 14не
Слайд 15
Развитие без превращения, или без метаморфоза Стадии развития: Вошь головная 1 2 а б №2 3 3/21/18 №2 1) взрослое насекомое: а)самец, б) самка; 2) яйцо на волосе (гнида); 3) личинки на разных этапах развития. У вшей личинки по своему внешнему виду ничем не отличаются от взрослых особей, кроме размеров и недоразвитием половой системы. 15
Слайд 16
Ответим на вопросы и подведём итоги нашей работы 1. Какие типы развития насекомых нам известны? 2. Перечислите последовательные стадии для каждого типа развития насекомых. Приведите примеры насекомых. 3. Охарактеризуйте каждую стадию развития насекомых: внешнее строение, образ жизни и биологическая роль. 4. Какой тип развития насекомых обеспечивает наибольшую приспособленность к существованию? Почему? Докажите на примерах? 5. *Как вы считаете, какой из изученных нами классов членистоногих имеет наиболее «продвинутые» черты в размножении и развитии? Докажите на примерах. 3/21/18 16
Слайд 17
Домашнее задание 1. Учить по учебнику §21, обратив внимание на соответствующие рисунки. 2. Устно ответить на вопросы №1 - №5 на странице 83, после параграфа. *3. Подготовить сообщение «Медведка – бич наших огородов. Особенности её строения и жизнедеятельности». 3/21/18 17
Слайд 18
Государственное учреждение образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Размножение и развитие насекомых ссылки Разработал учитель химии и биологии Петреня Игорь Михайлович

Полный текст материала Презентация "Размножение и развитие насекомых" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петреня Игорь Михайлович  Ihar
13.01.2014 1 8599 1098

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК