Урок и презентация по биологии "Фотосинтез" для 6 класса по учебнику Д.И.Трайтака
Приложение №1
Приложение №1А
Приложение №2
Моя оценка за знания о фотосинтезе _____
Верные суждения отметь знаком +
Неверные суждения отметь знаком -
Хлорофилл в хлоропластах образуется на свету и в темноте
В процессе фотосинтеза выделяется кислород
Органические вещества в растениях образуются только на свету
Для образования органических веществ необходим кислород
Для образования органических веществ нужна вода с растворенными минеральными веществами
Фотосинтез - это способ воздушного питания растений
Для протекания фотосинтеза достаточного только листьев
В процессе фотосинтеза образуются белки, жиры, углеводы
Фотосинтез - это часть круговорота веществ
Фотосинтез обеспечивает существование всех живых организмов
Оценка моего товарища за мои знания о фотосинтезе _____
Итоговая оценка учителя ______
Приложение №3
Лист рефлексии
Сегодня на уроке я могу похвалить:
себя за ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
моих одногруппников за…..…………………………………..……………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
учителя за…………………………………………………………………………….…………………………….…………………………………………..…..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Приложение №4
Домашнее задание по биологии:
Обязательное: § 27
Дополнительное: в «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта рассказывается о Великой Академии в Лагадо, один из ученых которой искал способ извлекать из огурцов заключенные в них солнечные лучи. Оцени правдоподобность этого проекта. Какое практическое значение он может иметь? (ответ оформите письменно в тетради)
Проект урока по биологии в 6 классе
Автор: учитель биологии МОУ «Лесная СОШ» Бийского района Алтайского края
Николаева Славяна Борисовна
Тема урока: Фотосинтез
Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений, связи
между внутренним строением листа и его функциями.
Задачи урока: создать условия для развития:
предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением листа и его функциями, понимания сущности процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле
общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Тип урока: комбинированный урок
Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании биологии
Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах (см. ход урока и приложения)
УМК: авторская линия Д.И.Трайтака, учебник Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники», Мнемозина, 2008
Ход урока:
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент 1’ |
СЛАЙД №1 Деление класса на группы, проверка организации рабочих мест, приветствие. |
Организация рабочих мест, приветствие. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 4 - 5’ |
СЛАЙД №2 Ребята! В этом году в нашей стране отмечается Год Космонавтики. Как вы думаете, почему именно в этом году?
А какое отношение год космонавтики и космос вообще может иметь к уроку биологии? Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли, что существует связь между космосом и растениями
И связь ребята, эта самая прямая, прочтите, какие слова о ней сказал русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев. СЛАЙД №3 О какой связи идет речь в этом высказывании, как вы думаете? Организация обсуждения ответа Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что связь эта заключается в питании растений с помощью Космоса. Вот Вы можете питаться, получая энергию из Космоса? Вместо столовой выходить под открытое небо и получать оттуда энергию для жизни? А растения делают это каждую минуту… Итак, цель нашего урока сегодня выяснить, как питание растений связано с Космосом.
В течение тысячелетий люди считали, что питается растения исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы. СЛАЙД №4 Проверить эту точку зрения взялся в начале XVI века голландский натуралист Ян ван Гельмонт. Он поставил простоя опыт, который при наличии хорошего терпения может повторить любой из Вас. Гельмонт взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. В течение 5 лет он поливал деревце, а затем высушил землю и взвесил ее и растение. Ива весила 75 килограмм, а вес почвы уменьшился всего на 50 грамм. Вывод ученого был непреложен: он решил, что все питательные вещества растение получает из воды. СЛАЙД №5 Позже английский химик Джозеф Пристли проводил опыты с «испорченным воздухом». Он в своих опытах выяснил, что если под стеклянный колпак посадить мышь, то через некоторое время она погибает от удушья. Ученый решил, что с растением должна произойти аналогичная ситуация. И поместив его под колпак, стал наблюдать. Но растение чувствовало себя прекрасно, как и мышка, которую к нему подсаживали, и тогда, Пристли сделал вывод о том, что растение получает питание из воздуха, очищая его. СЛАЙД №6
Итак, каковы были точки зрения на то, откуда растения получают питательные вещества для своей жизнедеятельности? СЛАЙД №7 |
В этом году исполняется 50 лет во дня первого полета в космос. Первым космонавтом мира был наш соотечественник Герой Советского союза Юрий Алексеевич Гагарин. Высказывают свои предположения.
Знакомятся с высказыванием К.А.Тимирязева
Высказывают свои предположения.
|
Постановка учебных задач 3 - 4’ |
Что нужно сделать, чтобы выяснить, какая из них верная? Записывает ответ учащихся на доске А знаете ли Вы что-то о питании растений? Фиксирует слово «минеральные в-ва» на доске СЛАЙД №8 Прочтите в учебнике, из каких веществ состоит само растение? Из почвы получает минеральные, а само состоит из органических веществ. Как такое может быть? Что нам нужно сделать, чтобы решить это противоречие? Это и будет задача нашего урока. Скажите, может быть, Вы уже знаете, как происходит это превращение? Или как называется процесс превращения? Верно, с этим понятием мы знакомились с вами уже в прошлом году в 5 классе. Но пока мы знаем, как НАЗЫВАЕТСЯ, но не знаем, как ПРОИСХОДИТ. |
Выяснить, как питаются растения Растения из почвы получают воду и растворенные в ней минеральные вещества Читают текст учебника на стр. 85 первые 3 абзаца. Выяснить, как происходит превращение минеральных веществ в органические.
Фотосинтез |
«Открытие» нового знания учащимися 11’ |
А выяснить я предлагаю это Вам самим, работая в группах. Через 10 минут Вы должны представить заполненную схему фотосинтеза СЛАЙД №9-11 в бланке групповой работы (см. приложение №1). Заполнять вы ее будете с помощью разрезных карточек, которые лежат у вас на партах (см. приложении №1а) Скажите, а откуда Вы можете взять информацию, для заполнения схемы? А как организовать работу в группе так, чтобы не мешать, а помогать друг другу? Учитель должен акцентировать внимание учащихся на необходимость взаимного уважения, умение выслушать чужую точку зрения, распределение обязанностей в группе, обмен результатами деятельности. Итак, Вы должны заполнить схему, которая отражает, как протекает процесс фотосинтеза, и выбрать выступающего от группы, который будет защищать часть схемы. |
Учебник, учитель, компьютер, Интернет, справочная литература, собственные знания, видеофильм. Высказывают свои предположения.
Работают в группах с разными источниками информации, заполняют одну схему от группы. |
Первичное закрепление во внешней речи 5 - 7’ |
Время вышло, пожалуйста, давайте теперь проговорим, как же протекает процесс фотосинтеза в растениях.
СЛАЙД №12 |
Представители групп защищают заполненный ими логический блок схемы. |
«Открытие» нового знания учащимися 5’ |
Напомните мне, какой пигмент необходим для протекания фотосинтеза? СЛАЙД №13 Представляете, я недавно прочитала в Интернете, что химические заводы выбрасывают в атмосферу опасное вещество, которое разрушает хлорофилл зеленых растений. Этого вещества накапливается в атмосфере все больше с каждым годом, и вскоре, он может разрушить весь хлорофилл на нашей планете. Обсудите в группе, какие последствия для жизни на планете Земля может иметь разрушение всего хлорофилла. Время обсуждения 3 минуты. Можно использовать учебник. СЛАЙД №14 |
Хлорофилл
Обсуждают в группе последствия разрушения хлорофилла. |
Первичное закрепление во внешней речи 3’ |
Организация обсуждения последствий разрушения хлорофилла. Условие работы групп: не повторять уже сказанное другими группами. Давайте из вышесказанного сделаем выводы: какое значение имеет процесс фотосинтеза для жизни на земле? СЛАЙД №15 |
Группы высказывают свои предположения.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7’ |
Обобщение предположений по информации слайда. Итак, вы теперь знаете, как происходит процесс фотосинтеза? У вас на столах тетради для самостоятельной работы, в них приготовлен тест (приложение №2), вверху есть строчка «Моя оценка за знания о фотосинтезе». Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме фотосинтез. СЛАЙД №16 А теперь давайте проверим, соответствует ли Ваша оценка действительности. За пять минут выполните задания в бланке индивидуальной работы. СЛАЙД №17 Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. |
Скорее всего, весь класс скажет, что знает. Оценивают себя
Выполняют индивидуальные задания. Проверяют работы друг друга выставляют оценки за тест |
Включение знаний в систему и повторение 3’ |
Ребята, а напомните мне, с чего начался наш урок? СЛАЙД №18 Итак, мы теперь можем ответить на этот вопрос? Нам достаточно знаний. Ведь решили задачи, стоявшие перед нами в начале урока: выяснили как именно происходит питание растений. Обсудите в группе в течение 1 минуты вашу точку зрения на то, какая версия является более верной. В итоге, учащиеся, с помощью учителя, должны придти к выводу, растения выполняют важную космическую роль: поддерживают постоянство состава атмосферы Земли и переводят космическую энергию солнца в доступное для других живых организмов состояние. |
С того, что мы выясняли какое отношение к космосу имеет питание растений?
Обсуждают в группах, выбирают верную точку зрения. |
Рефлексия деятельности. Итог урока. 3’ |
СЛАЙД №17 Организуется индивидуальная рефлексия по карточкам (приложение №3) Желающим предлагается озвучить свои записи. |
|
Домашнее задание 1’ |
Запишите в дневниках домашнее задание: СЛАЙД №18 Обязательное § 27 Дополнительное: в «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта рассказывается о Великой Академии в Лагадо, один из ученых которой искал способ извлекать из огурцов заключенные в них солнечные лучи. Оцени правдоподобность этого проекта. Какое практическое значение он может иметь? (задание выдается на заранее подготовленных листочках, приложение №4) СЛАЙД №19 Спасибо за работу на уроке! |
Записывают домашнее задание |
Список литературы, использованной при подготовке урока:
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: пособие для учащихся 6 - 7 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 1998. - 272 с.
Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: сборник задач и упражнений. 6 (7) кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2002. – 160 с.
Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 144 с. научный редактор С.В.Наугольных
Источники иллюстраций для оформления презентации:
http://tana.ucoz.ru/
http://homepage.newschool.edu
http://www.vokrugsveta.ru
http://murzim.ru
http://www.caribbeanedu.com
Сборник интерактивных творческих заданий по биологии 7 - 9 класс, ЗАО «Новый диск», 2007
Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс» (2CD)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Славяна Борисовна
→ Slavyana_Nikolaeva 26.09.2011 2 18172 2784 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.