Методическая разработка и презентация к уроку биологии "Семейство розовые"
Автор Загария Ирина Владимировна
учитель географии и биологии УВК № 1 г. Енакиева Донецкой области Украина
Тема: Класс Двудольные растения. Семейство Розовые. (Слайд № 1)
Цели:
Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса Двудольные; познакомить учащихся с характерными признаками семейства Розовые, их ролью в природе и жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству.
Развивающая: продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, работать с определительными карточками по распознаванию растений данного семейства по внешнему строению; развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное, обобщать), культуру речи учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания
Тип урока: усвоения новых знаний, формирование практических умений и навыков.
Комплекс использованных методов: микрофон, мозговой штурм, домашняя заготовка, биологический практикум.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, инструкции для определения растений, карточки по определению растений; учебники.
Список литературных источников:
Структура урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ΙV. Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного материала
VΙ. Подведение итогов урока.
VΙΙ. Домашнее задание.
А заря и нене сеет
Розы свежие на них…
Ф. Тютчев
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Разминка
Известно ли вам, что из яблока можно изготовить простейший приемник сигналов мощных радиостанций в диапазоне длинных волн? Этим устройством можно пользоваться во время экскурсий, походов. Как его изготовить - узнаете на уроках физики, а вот к какому классу и семейству покрытосеменных растений принадлежит яблоко - узнаем уже сегодня.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
Прием «Мозговой штурм» (Слайд № 2)
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:
Плод – ягода.
Соцветие – кисть.
Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.
Плод – боб.
Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.
Соцветие – головка.
Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
Плод – стручок или стручочек.
Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
Ответы: 2, 3, 6, 8. 9.
(Слайд № 3)
Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству Капустные.
1.Гулявник лекарственный. 2. Земляника лесная. 3. Хрен деревенский. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Горчица белая. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. Сурепка обыкновенная.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1) Зачитывание сказки (Слайд № 4)
Учитель. У писательницы Анны Саксе есть сказка «Вишня».
Сказка о Вишне.
У Садовника была дочь Вишня. Однажды она сидела у ворот и стерегла родительский огород, на котором росли: редька, капуста, хрен, репа, горчица и т.д.
Вдруг налетел Северный ветер. «Что делать, как спасти огород?» - разволновалась Вишенка и не придумала ничего другого, как взять камень и бросить Северному ветру в бороду.
Разозлился Северный ветер и принялся ловить Вишенку. А та шмыгнула в мышиную нору. Северный ветер очень рассердился и уничтожил нору своим холодным дыханием.
Садовник горько плакал о своей Вишенке. Слезы садовника капали на землю, и на ней выросло дерево. В память о дочери Садовник назвал его Вишней.
2) Беседа
- Назовите героев сказки.
- Как сказка связана с эпиграфом урока?
- Что вам известно о растениях, которые упоминаются в сказке и эпиграфе?
(Сообщение темы, цели урока.)
ΙV. Изучение нового материала.
К классу Двудольные принадлежит семейство Розовые (Слайд № 5)
1. Положение семейства в системе органического мира. (Слайд № 6 )
Семейство Розоцвеиных- одно из крупных семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 3000 видов.
(Слайд № 7 )
Розовые распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария.
2. Характеристика растений семейства Розовые.
Объяснения учителя
(Слайд № 8)
Семья Розовые насчитывает около 3 тыс. видов растений - деревья, кустарники и травы (многие из них - ценные плодовые растения).
Внешне розовые чрезвычайно отличаются между собой строением органов. Например, листья у шиповника перистые, а у яблони и многих других растений - цельные. Стебли у большинстве розовых прямостоячие, с длинными междоузлиями, а у земляники - вертикальные, очень короткие, имеют розетку листьев, из пазушных почек образуются ползучие побеги - усы.
(Слайд № 9)
И только строение цветка в основном подобно. Цветок у розовых правильный, с широким или чашеобразным цветоложем. Околоцветник двойной, состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков. Тычинок в цветке у большинства розовых много, они развиваются по краю цветоложа.
Количество пестиков в цветках неодинаково. У некоторых растений их много, они расположены в центральной части плоского, выпуклого или бокаловидного цветоложа.
(Слайд № 10)
С каждого такого пестика образуется отдельный маленький плод, а на месте всего цветка - много орешков - сухих плодов (шиповник, лапчатка) или многокостянок - сочных плодов (малина).
(Слайд № 11)
В цветках с большим количеством пестиков цветоложе по мере созревания плодов может разрастаться и становиться сочным, как у шиповника или земляники.
В цветках других розовых (например, у вишни, сливы, персика, абрикоса) только один пестик, плоды у них - костянки. Особый тип плода - яблоко - развивается у яблони, груши, рябины, боярышника.
У лапчатки прямостоячей, в отличие от других растений семейства, чашечка состоит из 4 чашелистиков. Венчик также образован только из 4 лепестков. Лапчатка прямостоячая растет на открытых, хорошо увлажненных местах, на опушках, полянах и среди кустарников. Корневище используют для изготовления лекарств.
4. Разнообразие и значение растений семейства Розовые.
Прием «Домашняя заготовка» (Слайд № 12)
История Яблони
Прародители яблони росли в далекую третичную эпоху Земли. Центром происхождения яблонь считают огромный район, который начинается от Закавказья и заканчивается горным массивом Средней Азии. Культивировать эту породу, как установил академик
Н. Вавилов, начали в Средней Азии и на побережье Средиземного моря. Считают, что культура яблони имеет более 5 тыс. лет. В поэме древнегреческого поэта Гомера «Одиссея» (события происходили за 1 200 лет до н.э.) упоминаются сады царя Алкиноя на о. Корфу, где росли раскидистые яблони.
В Западную Европу яблоня пришла от римлян и греков. Уже в VII в. в словаре Андре Леруа упоминается о 32 сорта яблок. В Киевской Руси яблоневые сады создавались у монастырей: в летописях времен Ярослава Мудрого упоминается сад Киево-Печерского монастыря. Многие сорта пришли к нам из средних веков, в частности Кальвиль белый, Штеттинськое красное, которые и теперь высоко ценятся.
V. Закрепление изученного материала
Прием «Биологический практикум»
Практическая работа № 2 «Определение растений класса Двудольные»
Цель: научиться определять, к какому семейству относятся иучаемые растения класса Двудольные.
Оборудование: гербарные образцы представителей семейств класса Двудольные.
К классу Двудольные относится множество семейств. Мы изучим некоторые из них. Для того чтобы определить, к какому семейству относится то или иное растение класса Двудольные, необходимо внимательно изучить строение его цветков, соцветий и плодов. Каждое семейство отличается от других различным количеством и строением основных частей цветка. Для того чтобы кратко записать всю информацию о цветке, ботаники используют так называемую формулу цветка. Например, у растений семейства Розовые в цветке пять несросшихся чашелистиков — Ч5; пять несросшихся лепестков — Л5; множество тычинок — Т; множество пестиков или один пестик — П.
Для того чтобы узнать, к какому виду относится изучаемое растение, ботаники пользуются специальным справочником-определителем. Определитель растений построен по принципу тезы (и переводе с латинского — положение, утверждение) и антитезы (в переводе с латинского — противопоставление). Рассмотрим этот принцип на примере карточки-определителя.
Карточка для определения растений из семейства Розовые
1. Листья простые.............2
0. Листья сложные..............5
2. Листья сокруглые с лопастями. Цветки зеленоватые, неяркие. Чашечка двухрядная по 4 лепестка в 1 ряду. Венчика нет. .....................Манжетка
0. Листья другой формы…………………….3
3. Цветки одиночные, редко по 2-3. Венчик белый из 5 лепестков……….Слива колючая (терен)
0. Цветки собраны в многоцветочные соцветия………..4
4. Соцветия -кисть. Цветки белые. Лепестков и чашелистиков по 5. Лепестки длиной 6-7 см……….черемуха обыкновенная
0. Соцветие – метелка с розовыми или беловетами цветками. Лепестки длиной 2,5- 4 см……………спи рея иволистая
5. Листья перистые. Цветки белые, собраны в соцветие щиток…………рябина обыкновенная.
0. Листья зубчастые, с 3-5 листочками. ……….6
6. Стебель с шипами……………. Ежевика
0. Стебель покрут ворсой. Прикорневые листя и стебли отходят от кореневища………..земляника лесная.
Правила пользования карточкой
Порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5 обозначены тезы, а знаком 0 — антитезы. Читаем 1 тезу и антитезу к ней. Посмотрите на изучаемое растение. Если листья у него простые, то переходим к тезе 2, а если сложные — то к тезе 5. Допустим, листья были простые, и мы перешли к тезе 5. Читаем тезу 5 и антитезу к ней.
Как вы заметили, справа написано или название растения, или номер тезы, к которой следует переходить.
Ход работы.
Рассмотрите предложенные вам двудольные растения. Обратите внимание на их цветки, соцветия, плоды, жизненную форму.
Внесите полученные результаты в таблицу.
Название растения |
Жизненная форма |
Формула цветка |
Тип соцветия |
Тип плода |
Название семейства |
|
|
|
|
|
|
VΙ. Подведение итогов урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон»
На уроке мы выучили…
Мне больше всего понравилось…
Эти знания мне понадобятся…
VΙΙ. Домашнее задание.
Выучить параграфы 44 учебника.
2. Заполнить соответствующую графу в таблице «Характерные признаки семейств отдела Покрытосеменные»
Творческое задание: составить продолжение сказки «Вишня».
По желанию: подготовить сообщение о растениях семейств Бобовые, Пасленовые.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загария Ирина Владимировна
→ gorya4ii-led 01.11.2011 0 6611 1195 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.