Урок биологии "Видоизменения подземных побегов" в 6 классе
Урок биологии в 6 классе «Видоизменения подземных побегов»
(по программе И.Н.Пономаревой)
Автор разработки конспекта урока: Носкова Надежда Ивановна, учитель биологии МКУО ООШ с. Татаурово Нолинского района Кировской области, первая квалификационная категория
Дидактическая цель: добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Видоизменения подземных побегов».
Задачи:
Образовательные:
*продолжить формирование понятия «побег»,
*расширить знания о многообразии побегов,
*показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения,
*раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения,
*познакомить с использованием корневищ, луковиц и клубней.
Развивающие:
способствовать формированию умений и навыков
*намечать задачи урока,
*планировать,
*участвовать в учебном диалоге,
*работать с учебником,
*находить нужную информацию,
*выделять главное,
*исследовать объекты природы.
Воспитательные:
способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе диалога, полилога, через воспитание настойчивости к достижению цели.
Средства обучения:
таблицы, клубни картофеля, луковицы репчатого лука, гербарий растений с корневищами (ландыша), инструментарий (лупы) и бланки для оформления лабораторной работы, комнатные растения (сансевьера, цикламен, амариллис).
Структура урока:
Оргмомент
Проверка домашнего задания
Целеполагание и мотивация
Первичное усвоение нового материала
Осознание и осмысление новой информации
Обобщение и систематизация
Домашнее задание
Итоги урока, рефлексия
Проверка домашнего задания
Что такое побег?
Побег-это сложный орган. Докажите.
Укажите соответствие частей побега выполняемой функции.
Части побега - почка, лист, стебель.
Функции - фотосинтез, опора, испарение воды, проведение веществ, образование побегов.
Докажите взаимосвязь строения и функций стебля.
Всегда ли побег выполняет такие функции? Как вы думаете?
В черном ящике находятся растения, имеющие необычные побеги. Я буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, что лежит в черном ящике? (выступление учащегося)
*Вот уже не первый год в доме он моем живет.
Нет у него ни глаз, ни ножек и колюч он, словно ежик.
(кактус)
*Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят.
(ландыш)
*Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу.
(лук)
*Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»
(картофель)
Что общего между этими растениями? (они имеют видоизмененные побеги)
Какое растение будет лишним? Почему? (кактус, он имеет надземный видоизмененный побег, а другие растения – подземные видоизмененные побеги)
Целеполагание и мотивация
Итак, тема нашего урока «Видоизменения подземных побегов».
Основные вопросы урока (написаны на доске):
Что относится к видоизменениям подземных побегов?
Каковы строение и функции подземных видоизмененных побегов?
В чем их значение в жизни растений и для человека?
Каким образом мы будем искать ответы на вопросы урока?
План урока:
Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Работа с учебником.
Заполнение таблицы в тетради.
Решение проблемных задач.
Формулировка выводов.
Выполнение заданий для самопроверки.
Первичное усвоение нового материала
- Открываем учебник (И.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2001 г.) на стр. 83, читаем цель и ход лабораторной работы. Что необходимо изучить в ходе лабораторной работы?
1.Изучить строение корневища ландыша.
2.Изучить строение клубня картофеля.
3.Изучить строение луковицы репчатого лука.
4.Доказать, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.
Идет фронтальное выполнение лабораторной работы.
- Давайте заглянем в учебник и внимательно прочитаем материал п.22 на стр. 81.
Осознание и осмысление новой информации
Используя бланк с рисунками, учащиеся в ходе фронтальной работы заполняют в тетради первую и вторую колонки таблицы «Видоизменения подземных побегов».
Видоизменения |
Строение |
Значение |
1.Корневище |
1-стебель 2-почки 3-чешуи-листья 4-придаточные корни |
1.запас питательных веществ; 2.переживание неблагоприятных условий; 3.вегетативное размножение |
2.Клубень |
1-верхушечная почка (росток) 2-толстый стебель 3-глазки-боковые почки 4-основание клубня |
|
3.Луковица |
1-придаточные корни 2-донце-стебель 3-почки 4-сочные чешуи-листья
|
-Используя данные второй колонки таблицы, докажите, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
- Для того чтобы заполнить третью колонку таблицы, нам необходимо решить проблемные задачи.
1.Чем корневище, клубень и луковица отличаются от обычного надземного побега? (нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи)
Чем можно объяснить наличие перечисленных вами особенностей? (различие в среде обитания, различие в функциях)
2.Итак, главная функция подземных видоизмененных побегов – запас питательных веществ. Докажем это с помощью простого опыта (опыт демонстрирует ученик).
Ученик: «Разрежем клубень на две части, на разрез клубня капнем раствора йода, очень быстро появляется темно-синее окрашивание. О чем это говорит?»
(о наличии крахмала, крахмал – это запасное питательное вещество, им особенно богаты клубни и корневища)
3. Кроме картофеля клубень имеет комнатное растение цикламен. Это растение с нежными пламенеющими цветками носит второе некрасивое название «свиной хлеб». Как вы думаете почему? (клубни цикламена, богатые крахмалом, охотно поедают свиньи)
4.Перед вами еще одно комнатное растение – амариллис. Давайте познакомимся с ним поближе (рассказывает ученик).
Ученик: «Родина амариллиса – африканская пустыня Карру. В пустыне на ссохшейся почве не видно жизни. Только изредка попадаются уродливые алоэ. Однако не всегда в пустыне Карру стоит жара. В конце зимы, в августе там льют прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и в несколько дней неожиданно покрывается красивыми крупными цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения на твердой сухой почве пустыни Карру? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести?» (амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет ему прятаться от жестокой засухи, в сонных чешуевидных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению)
5.В «прятки» умеют играть не только растения степей и пустынь, но и наши северные раноцветущие растения. Они цветут в апреле-мае. Мы их называем подснежниками. Какие подснежники вам известны? (мать-мачеха. Ветреница, медуница, гусиный лук, хохлатка) Уже в конце июня эти растения образуют плоды и семена, а затем вся надземная часть их отмирает (исключение – мать-мачеха). Откуда же они появляются следующей весной? (подснежники имеют видоизмененные подземные побеги)
Итак, вторая функция видоизмененных побегов – переживание неблагоприятных условий.
6.Посмотрим на таблицу «Вегетативное размножение»:
-размножение сансевьеры делением корневища,
-размножение картофеля делением клубня,
-размножение чеснока детками-зубками.
О чем говорят эти примеры?
Третья функция видоизмененных побегов – вегетативное размножение.
-Давайте заглянем в учебник и найдем главные выводы на стр. 82.
-А сейчас самостоятельно заполните третью колонку таблицы «Видоизменения подземных побегов».
Идет самостоятельная работа, затем ее анализ.
-Каково значение подземных видоизменений побега для человека? (многие растения с подземными видоизмененными побегами являются культурными пищевыми – картофель, лук, чеснок, декоративными – лилия, тюльпан; возможность вегетативного размножения таких растений человек использует в растениеводстве)
Обобщение и систематизация
-Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?
-Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр. 84.
-Выполните задания для самопроверки.
Домашнее задание
Параграф 22, записать примеры растений в таблицу, творческое задание – сочинить сказку по теме «Видоизменения побегов»
Итоги урока, рефлексия
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какое настроение было у вас на уроке?
-Что больше всего запомнилось на уроке?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Носкова Надежда Ивановна
→ NadyaNos 01.11.2011 0 8990 1423 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.