Разработка урока биологии в 6 классе по программе И.Н.Пономаревой "Оплодотворение и размножение у растений"


8


Серебрянская Нелля Александровна,

учитель МОУ «Образцовская СОШ».

Фроловского муниципального района

Размножение и оплодотворение растений

(учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс», И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко)

Цель урока: используя содержание темы формировать знания об общих природной закономерности, какой является размножение; изучить биологическую сущность и значение оплодотворения для образования плодов и семян; формировать знания о приспособленности растений к оплодотворению и размножению; обобщить знания о строении цветка и его биологической роли

Оборудование: живое растение папоротника; модель цветка вишни, таблица «Двойное оплодотворение растений»; картинки цикла развития папоротника, одноклеточной водоросли, опыления и оплодотворения цветковых растений; Красная Книга Волгоградской области и п.Образцы.

Изучаемые вопросы: половое и бесполое размножение; вегетативное размножение; оплодотворение и образование зиготы; отличие и биологическое значение полового размножения; двойное оплодотворение; споры и семена как орган размножения и распространения.

ОМСО для основной школы: Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов. Размножение как признак живого организма. Приёмы размножения растений. Органы размножения растений.

Требования к ЗУН: знать признаки живых объектов, сущность процесса размножения растений; объяснять роль полового размножения в сохранении биологического разнообразия; проводить самостоятельный поиск биологической информации.

У ровень образования школьников 6 класс.

Ф орма учебной работы: классно-урочная.

Проведение урока:

1. Мобилизация опорных знаний. Повторение материала изученного на предыдущих уроках.

Беседа с учащимися по вопросам:

По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых тел? Постройте свой ответ, вспомнив темы параграфов раздела IV. (Питание, дыхание, обмен веществ, развитие, рост и т.д.)

Какие растения мы называем семенными, споровыми?

В каком органе растения образуется семя?

Какие способы распространения семян вы знаете? Какую роль в жизни растения играет плод?


2. Изучение материала урока.


РАЗМНОЖЕНИЕ — присущее всем организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Запись в тетради темы урока.

Основные способы размножения: бесполое (в т. ч. вегетативное) и половое. Каждому виду организмов свойственна определенная интенсивность размножения, меняющаяся в зависимости от условий существования.

Вспомните, почему возникли такие названия?

Задача сегодняшнего урока – узнать, как происходит половое и бесполое размножение у растений.


По ходу обсуждения материала урока учащимся предлагается составить схему. Схема служит для сравнения бесполого и полового способов размножения. При наличии медиапроектора и компьютера рекомендуется данную схему составлять в электронном виде. Данная тема является одной из важнейших в курсе биологии. Она получает дальнейшее развитие в последующих классах. Изучая данную тему учащиеся имеют опорные знания, полученные в курсе природоведения 5 кл.

Приобретаемые навыки детей: учащиеся приобретают понимание того, что учебный материал может быть изложен в виде схемы, учатся составлять схемы. Учащиеся приобретают навыки составления устного рассказа по схеме. Особенности роли учителя: учитель организует фронтальную работу учащихся по составлению схемы, и образец схемы выполняет на доске. Организация работы: фронтальная.


Половое размножение осуществляется при помощи специальных клеток, которые имеют разный пол – мужской и женской. Эти клетки у разных растений образуются в разных органах, но в определённое время они встречаются и соединяются. Происходит оплодотворение – слияние женской и мужской клеток. Образуется новая клетка – зигота.


ЗИГОТА (от греч. zygotos — соединенный вместе), клетка, образующаяся у животных и растений в результате слияния мужских и женских половых клеток (гамет); начальная стадия развития зародыша.

Так начинается развитие любого организма, в том числе и растения.

Что такое опыление?

Что происходит после опыления рассмотрим на рисунке.

Какое строение имеют тычинка и пестик?

Как только пыльца попадает на рыльце пестика, она набухает и прорастает. Стенка пыльцевой клетки выпячивается и образуется пыльцевая трубка, которая проходит через весь столбик и достигает завязи. В завязи находится семязачаток (или семяпочка), внутри которого есть две клетки, одна из которых – женская. Через трубку к ним продвигаются два сперматозоида, которые и сливаются с этими клетками. Но образуются не две зиготы, а одна – только при слиянии яйцеклетки и сперматозоида. Именно из неё и развивается зародыш. А вторая клетка даёт начало эндосперму. Плод развивается из завязи пестика, иногда с участием других частей цветка. Например, плод земляники – многоорешек – состоит из разросшегося цветоложа, на котором сидят орешки (плоды, внутри которых семена). Семя – орган воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий.

Рассмотрение из каких частей образуются части плода на модели цветка вишни.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова говорит:

СЕМЯ, –мени, мн. –мена, –мян, –менам, ср.

1. Орган размножения у растений, зерно. Конопляное с.

2. мн. Зёрна, предназначенные для посева. Огородные семена. Оставить растение на семена (чтобы получить из него семена для посева).

3. перен., чего. Зародыш, источник чего–н. Семена раздора. В душе появилось с. сомнения.

Некоторые биологи считают, что орган полового размножения- цветок, а семя – лишь заключительный этап развития семязачатка.


ЭНДОСПЕРМ (от эндо... и греч. sperma — семя), запасающая ткань семени растений, в которой откладываются питательные вещества, необходимые для развития зародыша.


Рассмотрение схемы оплодотворения в учебнике.

Поскольку слияние клеток происходит два раза оплодотворение у цветковых называют двойным.

Как думаете, каково биологическое значение такого двойного оплодотворения?

Вспомните, как растения приспособились к опылению.

Рассмотрим жизненный цикл папоротника. На обратной стороне листа у него находятся мешочки со спорами.

СПОРЫ (от греч. spora — посев), образования, состоящие из одной или нескольких клеток; покрытых плотной, устойчивой к внешним воздействиям оболочкой.

Когда споры попадают во внешнюю среду, они прорастают – т.е. клетки начинают делиться и вырастает организм – у папоротника он называется заросток. На нижней стороне заростка образуются мешочки с женскими и мужскими половыми клетками, которые при встрече сливаются, и образуется зигота. И только из зиготы вырастает новый куст папоротника.

Можно ли сказать, что споры участвуют в половом размножении?

(Споры участвуют в бесполом размножении)

Когда у папоротника происходит половой процесс? (На нижней стороне заростка)

Запись в тетради схемы цикла папоротника.

Вывод в жизненном цикле папоротника есть и стадия бесполого, и стадия полового размножения.

БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ, размножение организмов, характеризующееся отсутствием полового процесса и происходящее без участия половых клеток. Осуществляется в форме вегетативного размножения, а также с помощью специальных образований — спор. Бесполое размножение обычно чередуется с половым размножением

В случае вегетативного размножения воспроизведение осуществляется за счёт группы клеток тела растения. Это может быть любой вегетативный орган: лист, стебель, корень, целый побег, почка.


ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ - образование нового многоклеточного организма из части материнского при помощи корневищ, отпрысков, луковиц, клубней и др. (у высших растений).


3. Формулирование выводов.

Какой же способ размножения лучше? Почему размножение называют одним из основных свойств живых организмов?

Бесполое размножение имеет преимущество тогда, когда организм проживает в неблагоприятных условиях. Половое размножение имеет преимущество в том, что новый организм сочетает в себе признаки материнского и отцовского – т.е. возникают новые комбинации признаков, которые могут оказаться полезными и помочь организму приспособиться к окружающим условиям. В этом проявляется ещё одно свойство живых организмов - изменчивость.

знакомство с цветковыми растениями, охраняемыми в нашей местности.

4. Закрепление.

Обобщающая беседа по вопросам урока.

Из фрагментов рисунков сложить последовательность цикла размножения цветкового растения, папоротника. Рассмотреть размножение водоросли.

Обсуждение схемы



5. Домашнее задание.

§ 32, повторить процессы дыхания и обмена веществ, материал о роли воды в жизни растения.







Полный текст материала Разработка урока биологии в 6 классе по программе И.Н.Пономаревой "Оплодотворение и размножение у растений" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Серебрянская Нелля Александровна  Нелли
02.07.2009 0 23791 4413

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК