Урок-путешествие "Лишайники"; 6 класс


Линийчук Ирина Ивановна

учитель биологии и химии

Средняя школа № 4, МОУ ПСОШ № 4 гп. Пойковский




Урок-путешествие по теме «Лишайники».

6 класс.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением.

  • Продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

  • Продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле.

  • Продолжить развитие речевых и мыслительных навыков учащихся.

Оборудование: коллекция разных видов лишайников, таблица «Лишайники», слайдовая презентация и раздаточный материал.

Основные методы и приёмы: словесные (рассказ учителя, работа с учебником), практические ( выполнение заданий практикума).

Основные ключевые понятия: лишайники: листовые (пармелия, ксантория, лобария), кустистые (кладония, в том числе ягель, цетрария, уснея), накипные (леканора, лецидея, плакодиум), симбиоз, паразитизм, слоевище.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

  4. Обобщение и систематизация новых знаний.

  5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы, целей и задач урока. Актуализация и мотивация знаний учащихся.

  3. Рассказ. На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

Что такое симбиоз? Симбиоз -это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.

Сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете записывать основные понятия и термины для характеристики каждой остановки нашего экспресса. А вам предлагаю нарисовать схему нашего путешествия, в которой отражены основные моменты нашего пути.

Станция «Географическая».

Пояснения учителя с демонстрацией слайдов.

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Это своеобразная группа организмов, которая состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках , но больше- в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

Станция «Биологическая».

Рассказ учителя с элементами беседы.

  1. Строение лишайника.

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей.

Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зе­леного, желтого, черного.

Само слоевище, как мы уже говорили, состоит из двух различных орга­низмов — гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тес­ная, что они являются самостоятельными организмами. Если сделать тон­кий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, мож­но увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и синезелёные водо­росли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? (Дети отвечают.) Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водорос­ли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и мно­гоклеточные.

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Дети делают свои предположения). Нити гриба по­глощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки во­доросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль мине­ральными веществами и водой.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишай­ников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей—симбионтов — поги­бают.

Подобные симбиотические отношения сложились в процессе эволю­ции этих двух организмов. Некоторые ученые считают, что эти взаимовы­годные отношения выросли из паразитических. Считается, что в начале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жиз­ненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотноше­ний. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль

  1. Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

  1. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

  2. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

  3. Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.



  1. Размножение лишайников.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.

Станция «Исследовательская».

Работа с учебником. Пользуясь учебником, а также знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека?

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

  • Участвуют в первичном почвообразовании.

  • Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных по­род.

  • Являются важным элементом наземных биогеоценозов.

  • В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами - эдификаторами.

  • Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей деревьев.

  • Являются пищей для многих диких копытных животных.

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:

  • Являются кормом для одомашненных копытных на севере (север­ный олень).

  • Некоторые виды используются в пищу человеком.

  • Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

  • Служат для получения различных природных красителей.

  • Используют в медицине.

  • Используют в парфюмерной промышленности.

  • Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

  • Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

Станция «Экологическая».

1).Требования лишайников к условиям произрастания.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

2). Значение лишайников в природе.

  1. Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт. Об этом процессе мы говорили на уроках природоведения в 5 классе.

  2. Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO2), угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO). Если концентрация оксида серы SO2 составляет 0,3 мг/м3, там лишайники не растут вообще.

Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.

Демонстрация учениками схем путешествия и определением лучшей.

  1. Обобщение и систематизация новых знаний.

1). А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.

  • Тело лишайника называется слоевище (да).

  • Лишайники приносят вред природе (нет).

  • Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

  • Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

  • Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да).

  • Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет).

  • Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество (да).

  • Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

  • Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да).

  • Лишайниками питаются некоторые животные (да).

  • Лишайники являются лечебными организмами (да).

  • Лишайники портят своими выделениями почву (нет).



2). Выполнение заданий практикума.

А) Расшифруйте текст и укажите, сколько слов там зашифровано.

А

У

М

К

Т

Л

Р

О

Ш

Н

А

К

И

П

Н

Ы

Е

Ь

С

К

Л

А

Д

О

Н

И

Я

О

Н

А

С

Ц

Я

А

Р

Ц

Л

Ю

Ж

Ч

Ж

Л

Э

Я

Г

Д

Б

С

Л

Ш

П

П

Й

В

И

Р

Р

Ф

Н

Щ

А

Т

Е

Х

А

И

Т

Х

Г

Ы

П

О

С

Л

А

П

А

Р

М

Е

Л

И

Я

М

Э

Ж

Ш

Э

Р

Д

Т

О

П

С

З

В

Д

Щ

Ь

Р

Щ

Б

З

О

Э

Ы

Д

О

О

Т

К

А

Н

Ф

З

У

Я

В

Х

И

Н

Щ

Т

Р

К

Р

В

У

С

Л

О

Е

В

И

Щ

Е

Е

О

В

А

Л

О

С

О

А

К

Л

Е

К

О

В

Ю

Ж

Ы

В

З

Г

В

П

Ф

Д

С

Т

А

У

Ш

У

Л

Ф

Ж

З

Д

В

Р

Ш

У

В

Е

Ж

Л

Ы

Р

С

У

Ц

Ж

Й

Р

П

Г

Ы

У

В

Ы

Ы

Р

Ь

И

Е

Т

Т

К

С

Э

Е

В

Т

И

Ф

К

Ч

П

У

О

Д

Б

Ф

О

А

Г

Р

И

Б

Ы

И

Ф

Г

Б

О

Р

О

Д

А

Ч

А

Н

Р

О

О

У

К

Я

А

Ы

З

С

Н

Л

Н

Я

Г

А




3). Решите кроссворд.











1





2













3

 

 

 

 

 

 

 

 













 



 





 













 



 





 













 



 


1

 

 

 

 

 

 

 

 








 



 





 








4





 



 





 








 





 



 





 








2

 

 

 

 

 

 







 








 





 








 








 



5

 

 

 

 














 



 


 
















 



 


















 



 
















4

 

 

 

 


















По горизонтали:

  1. Группа организмов, среди которых встречаются и прокариоты и эукариоты.

  2. Взаимовыгодное существование организмов (например: грибов и корней растений).

  3. Организмы, состоящие из гриба и водоросли.

  4. Лишайники, являющиеся ценным кормом для северных оленей.

  5. Группа гетеротрофных организмов, которые не содержат хлорофилл.

По вертикали.

  1. Самые морфологически примитивные лишайники.

  2. Тело этого морфологического типа лишайников прикрепляется к субстрату выростами, другие части слоевища поднимаются над субстратом.

  3. Наука, изучающая лишайники.

  4. Лишайники, слоевище которых имеет стеблевидную форму, прикрепляется к субстрату небольшими участками нижней части.

  5. Нити грибницы.

Ответы.

По горизонтали: 1- водоросли, 2- симбиоз, 3- лишайники, 4- ягель, 5- грибы.

По вертикали: 1-накипные, 2- листоватые, 3- лихенология, 4- кустистые, 5- гифы.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: Выучить § 13, ответить на вопросы в конце параграфа.

Использованная литература:

А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии 6класс»

Т.Е. Буяло, Т.М. Васюта «Уроки биологии 7 класс»

В.В. Пасечник «Учебник биологии 6 класс».

Слайд 1
Урок –путешествие на тему: «Лишайники». Линийчук Ирина Ивановна учитель биологии и химии МОУ СОШ № 4 гп. Пойковский
Слайд 2
Цели урока: Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением. Продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле. Продолжить развитие речевых и мыслительных навыков учащихся.
Слайд 3
План урока. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. III. Восприятие и первичное осмысление нового материала. IV. Обобщение и систематизация новых знаний. V. Подведение итогов урока, выставление оценок. VI. Домашнее задание.
Слайд 4
Вопросы на повторение: Какие живые организмы называют автотрофными? Какие организмы называют гетеротрофными? Организмы, которые сами синтезируют органические вещества Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
Слайд 5
Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.
Слайд 6
Лишайники. Общая характеристика. Состоят из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Встречаются повсеместно: на камнях, деревьях, металле, стекле и т.д. 25 тысяч видов Тело лишайника называется слоевище, или талом. Размножается вегетативно, или особыми шаровидным и образованиям и Неприхотливы е организмы, чувствительны к загрязнению воздуха.
Слайд 7
Строение и питание лишайника. клетки водоросли Синтез органически х веществ гифы гриба Минеральн ые вещества и вода. Лишайники- это симбиотические организмы, состоящие из автотрофных водорослей и гетеротрофных гифов гриба.
Слайд 8
Классификация лишайников. лишайник и накипные листоваты е кустистые
Слайд 9
Накипные лишайники. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. лециде я леканор
Слайд 10
Листоватые лишайники пельтиге ра ксантория Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.
Слайд 11
Кустистые лишайники. Слоевище кустистых лишайнико в и правда напоминает кустики, которые растут на поверхност и грунта, особенно в тундре. кладони я уснея ягел ь
Слайд 12
Первопоселенц ы безжизненных пространств Участвуют в первичном почвообразовании Важный компонент биогеоценозов. Значение лишайнико в в природе Участвуют в разрушении горных пород Виды эдификаторы Убежище для насекомых Пища для копытных животных
Слайд 13
Корм для северных оленей Пища для человека Сырьё для химической промышленнос ти Применение в медицине Индикаторы чистоты воздуха Значение лишайников в народном хозяйстве и жизни человека Служат для определения возраста горных пород Получение природных красителей Применение в парфюмерной промышленнос ти
Слайд 14
Практикум. Задание 1. Расшифруйте текст и укажите, сколько слов там зашифровано. А У С К Л Ю И Р С Л Т О О Т В У А К Т А Ы Р Е Т Ф О А Н М К Т Л Р О Ш Н Л А Д О Н И Я О Ж Ч Ж Л Э Я Г Д Р Ф Н Щ А Т Е Х А П А Р М Е Л И П С З В Д Щ Ь Р К А Н Ф З У Я В С Л О Е В И Л У С Т А Р Е Ш У К О Л Ж Э В Ф Й Е К У Ц С Щ Е Ю Ж Ы Ж З Д Р П Г В Т И Г Р И Б Ы И Ф О О У К Я А Ы А К Ь Р Ц Й В П О Р Д Д О К Р С О Д С Ж Л Ь И Д Б И П Н Ы Е Н А С Ц Б С Л Ш А И Т Х Я М Э Ж Щ Б З О Х И Н Щ Е О В А В З Г В В Р Ш У Ы У В Ы Ф К Ч П Г Б О Р З С Н Л Я П Г Ш Э Т Л П В Ы У А П Ы Э Ы Р О Ф Е Р О О Д А Н Я Г Ч А
Слайд 15
Проверь правильность заполнения кроссворда. Н Л И Ш А Л Й Н И К И И К С Х И Т Е П Н Н В О Ы А Л Е Т В О Д О К У С И М Б И Т Г Я З Ы Г И Г С И Т Ф Ы Ы Е О Л Ь Р И Я Е Б Ы Р О С Л И
Слайд 16
Домашнее задание. Выучить § 13, ответить на вопросы в конце параграфа.
Слайд 17
Использованная литература и источники. А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии 6класс» Т.Е. Буяло, Т.М. Васюта «Уроки биологии 7 класс» В.В. Пасечник «Учебник биологии 6 класс». http://office.microsoft.com/ru-ru/ctndirectdownload.aspx?AssetID=TC010362654&App lication=PP&Version=11&Result=2# шаблон презентации http://karshi.gooboards.com/t69-topic гриб фото http://fotki.yandex.ru/users/osem07/view/306940/?page=0 ксантория фото http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/lishajniki/0-26 строен лишайника фото http://www.vvv.ru/engphotos/picture.php3?id=13744,page=2 лишайник Http://tourism.uni-dubna.ru/pohod/khibiny/foto2/page_09.htm лишайник http://mycologie.catalogne.free.fr/lichens.htm лишайник http://images.yandex.ru/yandsearch?p=65&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8 2%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20% D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0 %B2%20%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D 1%80%D0%B0&img _url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5313%2F106396386.61%2F0_813a4_a7fc8b68_X L&rpt=simage лишайник http://images.yandex.ru/yandsearch?p=19&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8 2%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20% D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0 %B2%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0&i

Полный текст материала Урок-путешествие "Лишайники"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Линийчук Ирина Ивановна  liniichukirina
26.02.2012 0 9746 1581

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК