Применение элементов игровых и проективных технологий на уроках обобщения и систематизации знаний в преподавании биологии и экологии
Фунтова Ирина Геннадьевна
учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя общеобразовательная школа»
Применение элементов игровых и проективных технологий
на уроках обобщения и систематизации знаний
в преподавании биологии и экологии
«Любое обучение человека есть не что иное,
как искусство содействовать стремлению природы
к своему собственному развитию»
Ф. Песталоцци
Одними из наиболее эффективных современных педагогических технологий являются игровые и проективные. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игровые технологии помогают педагогу заинтересовать учащихся, стимулировать их применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их деятельность, позволить им самореализоваться. Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетенций, т.к. здесь происходит обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Одновременно происходит обогащение знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни.
Однако для успешной реализации в жизни, ученикам необходимо не только владеть теоретическим материалом, но и уметь применять свои знания на практике, уметь использовать весь объем полученных знаний и навыков в нестандартных ситуациях, для получения конкретного конечного продукта. В этом помогают проективные технологии. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
Сочетание на уроках элементов нескольких современных педагогических технологий позволяет проводить уроки в нестандартной форме, активизировать детей, добиваясь высокой эффективности использования учебного времени. Такие уроки получаются эмоционально яркими, запоминающимися итогом урока является создание творческих работ учащимися (кроссвордов).
Разработанная мной форма проведения урока может быть применена на любом занятии, предполагающем обобщение и систематизацию знаний по объемной теме (блоку тем). Разработана и апробирована данная форма на уроках биологии и экологии в 6-8 классах, но может быть использована так же любым учителем-предметником в среднем звене школы при обобщении большого объема теоретической информации.
План проведения урока
Цель:
Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденной теме.
Задачи:
Образовательные:
обобщить и закрепить фактические знания по пройденной теме,
определить уровень усвоения темы.
Развивающие:
содействовать формированию умений анализировать и делать выводы,
стимулировать развитие умение отстаивать свою точку зрения,
совершенствовать навыки творческой обработки информации.
Воспитательные:
содействовать формированию толерантности и умения работать в группе,
стимулировать формирование ответственности, умения принимать решения и брать на себя ответственность за результат работы группы.
Оборудование:
Таблицы по пройденной теме, макеты (если имеются) по пройденной теме.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы урока: игровой, мини-проективный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
I этап - Организационный (1-2 мин)
Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока. Взаимное приветствие учителя и учащихся фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку.
II этап - Постановка целей и задач урока (1-2 мин)
Озвучивание целей и задач урока, настрой класса на плодотворную работу.
Ш этап - Актуализация опорных знаний (5-7 минут)
Фронтальная беседа и/или составление схем на доске, ответы учащихся с использованием макетов, таблиц и тд.
IV этан - Систематизация и обобщение полученных знаний (25-27 минут)
Проведение игры «Знай-бол»
1 этап игры «Организационный» (1-2 минуты)
Объявление правил проведение игры «Знай-бол» (см. приложение), устные инструкции по написанию вопросов, которые будут использоваться учениками в ходе игры, правилам поведения, начислению баллов и поощрениям в ходе проведения игры, раздача памяток по правилам проведения игры.
2 этап игры «Проективный» (не менее 10 мин)
Разработка учениками вопросов по изученной теме. Составление вопросов, предполагающих краткий и четкий ответ (максимум 2-3 слова, предпочтительно, ответом должно быть четкое определение или термин).
этап игры «Соревновательный» (10-15 минут)
Учитель делит учеников на команды, контролирует последовательность озвучивания учениками вопросов, грамотность и корректность задаваемых вопросов и ответов, фиксирует заработанные командами баллы на доске.
4 этап игры «Подведение итогов» (1-2 минуты)
Учитель определяет момент окончания игры в зависимости от особенностей конкретного класса (темп проведения зависит от степени усвоения детьми изученной темы, темперамента детей, грамотности составленных детьми вопросов и скорости ответов команд соперника). Количество вопросов, заданных каждым классом может варьировать, но количества заданных вопросов и ответов в случае правильно проведенных предшествующих этапов урока всегда достаточно для выявления команды победителей, команды проигравших и обобщения наиболее значимых моментов изученной темы.
Определение победителей и проигравших команд.
V этап - Подведение итогов работы на уроке (3-5 минут)
Ученики команды-победителя получают оценку «5», проигравшая команда(ды) оценку «4» или «3». При этом среди команды проигравших целесообразно выделить наиболее активных и результативных игроков и поставить им более высокие оценки по сравнению со всей командой. Так же и в команде победителей могут оказаться пассивные игроки, у которых для выставления итоговой опенки целесообразно взять тетрадь с составленными вопросами на проверку. В случае низкого качества и незначительного объема выполненной работы, можно поставить более низкую, по сравнению со всей командой, оценку.
VI этап - Домашнее задание (2-3 мин)
Ученикам предлагается составить кроссворд по пройденной теме с использованием тех вопросов, которые были разработаны ими в ходе урока (эти вопросы должны стать основой, в ходе составления кроссворда ученикам как правило приходится дорабатывать материал и составлять Дополнительно определенное количество вопросов) кроссворд оформить на отдельном листе формата А4, выбор шрифта, цвета, иллюстрации и тд на усмотрение ученика.
VII этап - Рефлексия (2-3 мин)
Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся.
Вопросы ученикам:
1. Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
2. Смогли ли вы вспомнить и повторить за урок основные вопросы пройденной темы?
3. Урок поправился или нет?
4. Хотелось бы вам поиграть в «Знай-бол» еще раз, на одном из будущих уроков?
Приложение
Правила игры в «Знай-бол»
Назначается судья из числа наиболее успевающих учащихся, продемонстрировавших хороший уровень знаний пройденной темы в ходе актуализации знаний. Им ведется подсчет баллов, зарабатываемых командами на доске;
Назначается секундант, который контролирует время ответов на задания каждой команды. На ответ каждой команде дается не более 20 секунд, в случае отсутствия ответа за отведенное время, права ответа переходит к следующей команде;
Учащиеся делятся на 3 команды, обычно по рядам;
Каждая команда придумывает себе название, которое фиксируется на доске судьей;
Команды по очереди задают вопросы из числа составленных участниками команды на предварительном этапе (проективном этапе) урока.
Первый вопрос задает учитель участникам первой команды;
Ответ на вопрос дает любой участник первой команды, первым поднявший руку, как знак готовности отвечать. В случае правильного ответа команда получает балл, а ученик, давший верный ответ получает право задать свой вопрос команде соперников (второй команде);
Если участник команды не дает правильного ответа, право ответить переходит ко второй команде, в случае правильного ответа вторая команда получает 0,5 балла. После этого она отвечает на вопрос, адресованный именно ей в текущем порядке участниками первой команды. В случае правильного ответа команда номер два получает 1 балл, а участник, давший верный ответ - право задать вопрос команде номер три;
В дальнейшем игра проходит в начатом режиме по пунктам 5-7 применительно к каждой команде.
Если участники команды проявляют неуважение к участникам игры (выкрики-комментарии вопросов и ответов соперников, оспаривание решений учителя и судьи), команда получает один штрафной балл;
Игра заканчивается по сигналу учителя;
Победителей игры определяют путем суммирования набранных игровых баллов за вычетом штрафных баллов.
Команда
№1
Команда
№2
Верный ответ +0,5 баллов
Неверный ответ – 0 баллов
Верный ответ +1 балл
Неверный ответ – вопрос переадресуется команде №3
Верный ответ +0,5 баллов
Неверный ответ - 0 баллов
Команда
№3
Верный ответ +1 балл
Неверный ответ – вопрос переадресовывается команде №1
Рис. 1. Схема начала игры, адресации вопросов, оценивания ответов.
Основной вопрос
Дополнительный вопрос (в случае неверного ответа предшествующей команды
Список использованных источников
1. Корнетов Г.Б. Реформы образования в истории западной педагогики: учебное пособие. Москва: АСОУ, 2007
2. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-proektna
3. Современные педагогические технологии как объективная потребность http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фунтова Ирина Геннадьевна
→ irinafuntova 22.11.2012 0 3041 631 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.