Разработка урока "Терморегуляция организма человека" 8 класс


I вариант

Задание № 1

  1. Сопоставьте некоторые особенности строения кожи и выполняемую функцию (объединив термины в пары):

- потовые железы; огромная рецепторная поверхность; выделение; чувствительность; сальные железы (кожное сало); сосочковый слой дермы; сетевидный слой дермы; смазка рогового слоя эпидермиса и волос; неровность поверхности кожи (папиллярные узоры с множеством капилляров и рецепторов); прочность.

Задание № 2

1. Используя набор терминов, записанных в произвольном порядке, составьте логическую схему – цепочку:

- эпидермис; жировые клетки; кожа; соединительнотканные волокна; дерма; гиподерма; сосочковый слой; мертвые клетки; сетевидный слой; живые клетки.

Задание № 3

1. Составьте схему:

- млечные; гроздевидное строение (стенки из многослойного эпителия); кожные железы; вид трубки (со стенками из однослойного эпителия); сальные; видоизмененные потовые железы; потовые.

Задание № 4

1.Отметьте буквой «Э» - данные, характерные для эпидермиса, «Д» - дермы, «Г» - гиподермы:

---- содержит множество упругих волокон;

---- клетки отмирают и слущиваются;

---- защищает от холода;

--- -содержит зону энергоемкого вещества;

---- находятся сальные и потовые железы;

---- клетки содержат пигмент, задерживающий ультрафиолетовые лучи;

---- выполняет роль амортизатора при ушибах;

---- образован многослойным эпителием;

--- рецепторы этого слоя воспринимают прикосновение, боль, температуру.

2 вариант

Задание № 1

1.Составьте схему:

Волосы; производные кожи; роговые образования кожи; особые участки видоизмененного рогового слоя эпидермиса; ногти; развиваются из эпидермального зачатка; служат защитой для особенно чувствительных концевых фаланг пальцев.

Задание № 2

1.Закончите предложение:

На теле человека есть несколько видов волос………

Продолжительность жизни волоса зависит от………

Рост волоса происходит за счет деления клеток, лежащих в основании волоса – его………..

Сформировавшийся волос состоит из……………, выступающего над поверхностью кожи и лежащего в ней……………

Задание № 3

1.Ответьте на вопросы:

Почему передняя поверхность ногтевой пластины имеет розовый цвет? Докажите, что в ногтях и волосах нет кровеносных сосудов и нервных окончаний.

Задание № 4

1.Перечислите гигиенические правила, касающиеся волос и ногтей, которые необходимо соблюдать каждому человеку.













3 Вариант

Задание № 1

1.Сопоставьте предложенные факты в 1 и 2 столбцах, поменяйте местами:

1. Причина обморожения

Спазм сосудов, бледность, понижение чувствительности

2.Первичные признаки обморожения

Низкотемпературное воздействие, ветер

3.Обморожение 1 степени

В сосудах образуются множественные тромбы, развивается гангрена (омертвение) участка, кожа темнеет, образуется сухой струп

4.Обморожение 2 и 3 степеней

Небольшой отек, чувство жжения, зуд. Кожа красная с синюшным оттенком.

Задание № 2

1.Какие признаки поражения кожи возникают при термических ожогах 1, 2, 3 и 4 степени, сопоставьте данные, поменяйте местами, если необходимо:


Ожог 1 степени

Острая жгучая боль, покраснение, пузырьки (может произойти инфицирование)


Ожог 2 степени

Острая жгучая боль в момент ожога, покраснение, припухлость

Ожог 3 степени

Обугливание поверхности, некроз глубоко лежащих тканей, явление интоксикации

Ожог 4 степени

Некроз (омертвение) тканей, впоследствии струп, потом - рубец

Задание № 3

1.При некоторых ожогах необходимо: а) промыть пораженный участок слабым раствором лимонной или уксусной кислоты, затем чистой водой и наложить стерильную повязку, а в других случаях б)вместо кислот применяют 2 % раствор соды. Что это за ожоги? Выберите правильные варианты ответов: ожог кислотный, ожог щелочью, термический ожог.



Задание № 4

1.Вставьте пропущенные слова:

Чесотка – это заразная болезнь, вызываемая внедрением в кожу…………………………………….., который проделывает в ней ходы. Болезнь сопровождается сильным ……………………………Лечение необходимо проводить…………..

Дерматомикозы – это…………………………………………………………………..кожи. Например, парша и …………………….лишай. Признаки – ломкость ……………..и их выпадение,изменение цвета ногтей.



Смирнова Евгения Павловна, учитель биологии

ГБОУ гимназия №446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Постоянство температуры тела и способы ее регуляции»

Цель: сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.

Задачи : 1. Образовательные

- организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению материала о строении, функциях и повреждениях кожи;

- обеспечить проверку и оценку знаний;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов о процессах терморегуляции организма;

2. Развивающие

- содействовать развитию у учащихся умений выделять главное, структурировать информацию;

- способствовать развитию у детей умений общаться, монологической и диалогической речи;

- продолжить формирование умений по работе с лабораторией «Архимед».

3. Воспитательные

- содействовать развитию у учащихся коммуникативной культуры.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, цифровая лаборатория «Архимед», датчики температуры и влажности, соединительные кабели, раздаточный печатный материал.

Тип урока – комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Контроль знаний.

- Работа в группах по повторению материала о строении кожи, ее функциях, повреждениях и болезнях (см. приложения к уроку).

- Обсуждение информации внутри группы.

- Представление блока заданий (защита) каждой группы перед классом.

3. Объяснение нового материала:

Учитель:

Сегодня мы должны более подробно изучить одну из важнейших функций кожи, причем, не только теоретически, но и практически (выполняя лабораторную работу).

Какая это функция?

Я начну с одного примера из реальной жизни.

Итак, это произошло в 1644 году в роскошном замке миланского герцога Л. Моро, где состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой» мальчик. Тело ребенка было покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Он был оставлен на холодном полу на всю ночь, а утром его нашли мертвым. Высказывались различные предположения о причине его смерти. А как вы думаете, отчего умер мальчик?

Ученики высказывают предположения…..

Тема урока – «Постоянство температуры тела и способы ее регуляции».

(на экране через проектор).

Окончательно разобраться в причине смерти мальчика мы сможем в конце изучения темы.

Человек относится к теплокровным организмам с высоким уровнем обмена веществ.

За нормальную температуру принимается t° близкая к 37° С, это ее среднее значение, она может колебаться от 36,5° до 36,9° С.

Если температура тела поднимается выше 43° С или падает ниже 25° С, то это, как правило, заканчивается летальным исходом.

Ученые измеряли температуру тела взрослого человека, легко одетого, в помещении с t° воздуха +20°С в разных участках:

Например, t ° глубокой мышечной части бедра +35°С, t глубоких слоев икроножной мышцы – 33° С, а в центре стопы 27 – 28° С.

Ректальная температура 37° С, на лбу - 33° С, кисть - 28,5° С.

В течение суток у здорового человека t тела имеет колебания: она минимальна в предутренние часы и максимальна в дневное время (амплитуда 1° С). Дневная t° также имеет 2 пика: в 12 часов и в 18 часов.

От каких причин зависит t° тела и каким образом кожа, как орган, участвует в терморегуляции, вы узнаете из презентации.

(Презентацию заранее дома делают учащиеся)

- определение «терморегуляция»;

- виды терморегуляции;

- органы, продуцирующие тепло;

- органы, отдающие тепло;

- теплопередача, теплоизлучение, испарение пота;

- роль центра терморегуляции (в промежуточном мозге) и центра коры больших полушарий в регуляции постоянства температуры тела и обмена веществ. А теперь ответьте, почему умер мальчик?

- Причина смерти мальчика – слишком большая потеря тепла от раздражения кожи краской, организм не успевал его продуцировать.

Ответьте на вопрос: какие особенности строения кожи способствуют терморегуляции организма?

4. Закрепление нового материала:

- выполните лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи», используя лабораторию «Архимед» и инструктивную карточку.

- оформите отчет по работе.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

  1. Запустите программу с рабочего стола: Пуск—Программы—Наука—Мultilab

  2. Произведите настройку датчика: Регистратор—Настройка

Настройка параметров измерений:

Частота измерений – 10 замеров /cек

Число замеров – 1000

  1. Положите в полиэтиленовый пакет датчики влажности и температуры.

  2. Наденьте пакет с датчиками на кисть руки так, чтобы датчик температуры не касался руки и закрепите его в области запястья шнурком.

  3. Приступайте к выполнению опыта. Нажмите кнопку Старт, записывайте данные 1 -2 минуты.

  4. Остановите запись нажатием клавиши Стоп.

  5. Снимите пакет с руки.

  6. Проведите анализ эксперимента, сравните температуру и влажность в начале опыта и в конце, определите среднюю температуру и влажность

  7. Потрите руки или погрейте под настольной лампой.

  8. Повторите эксперимент.

  9. Создайте отчет по проделанной работе. Документ должен содержать тему работы, цель работы, таблицу с данными, ответы на вопросы.

опыта

t° в начале опыта

t° в конце опыта

Средние показания t°

Влажность в начале опыта

Влажность в конце опыта

Средние показания влажности

Опыт1

опыт 2







Вопросы:

  1. Почему повышаются температура и влажность в ходе 1 опыта?

  2. Почему во втором опыте они увеличивались быстрее и достигли более высоких значений?

  3. Какое значение для организма имеет потоотделение?

  4. Почему летняя одежда обычно делается из натуральных тканей?



5. Домашнее задание:

Для всего класса – чтение и пересказ параграфа 43;

Индивидуальные задания – создание презентаций на тему «Закаливание организма» и «Гигиена одежды».

  1. Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

Самым интересным сегодня на уроке было……

Самым сложным для меня сегодня было……..























































Использованная литература и Интернет источники:

1. Цифровая лаборатория «Архимед». Методические материалы. Институт новых технологий. – М.: 2007

2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1971 г.

4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 8 класс. Человек и его здоровье. Локальная версия, 1 CD.

4 . http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800401





Слайд 1
Выполнили ученицы 8 класса Коньберг П.и Якубовская К. Руководитель: Смирнова Е. П., учитель биологии гимназии №446 Колпинского р-на Санкт-Петербурга
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Влияние окружающей среды Расширение или сужение сосудов кожи Терморецепторы Центр терморегуляции промежуточного мозга Регуляция постоянства to и обмена веществ Кора больших полушарий
Слайд 10
Интернет-ресурсы http://www.avrorabeauty.ru/admin/editor/uploads/images/epidermis.JPG http://chudolohmatoe.narod.ru/information/photo/skin/clip_image002.jpg http://image.newsru.com/pict/id/large/1047195_1206925871.gif http://themed.ru/images/20100510180402538.JPG http://etc.usf.edu/clipart/19100/19107/nose_19107_lg.gif http://4geo.ru/news/images/141620888_large.JPEG http://st.free-lance.ru/projects/upload/f_4cd0602ff343b.jpg http://www.avrorabeauty.ru/admin/editor/uploads/images/epidermis.JPG http://varles.narod.ru/atlas/brbr/001.JPG http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/317/55317252_1.jpg

Полный текст материала Разработка урока "Терморегуляция организма человека" 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Евгения Павловна  Эмма
24.12.2012 1 5138 647

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК