Разработка урока и flash-ролик "Грибы-двойники"; 6 класс
Тема урока: «Опасные тени съедобных грибов», 6 класс
Введение
На Дону растет количество отравлений грибами. За 2013 год в Ростовской области госпитализировано 45 человек, 12 из них – дети. В пяти случаях спасти людей не удалось. В Ростовской области на данный момент зарегистрированы 34 вида ядовитых грибов. Таким образом «тихая охота» напоминает прогулку по минному полю. Когда медики спрашивают заболевших о том, что они ели, большинство из них даже не может назвать вид грибов.
Цель урока:
«По определенным признакам научиться отличать съедобные грибы от их опасных двойников –ядовитых грибов»
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, дать представление о строении грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; и правила распознавания съедобных и ядовитых грибы по особенностям их строения.
Воспитательные:
Воспитание наблюдательности.
Формирование мотивации работы с дополнительными источниками информации.
Развивающие:
Развивать когнитивные процессы учащихся.
Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с обучающим flash-роликом.
Продолжить развитее основных биологических понятий, элементов творческой деятельности школьников.
Необходимое оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютеры (ноутбуки), интерактивная доска.
Ход проведения урока:
Актуализация урока
Учащиеся на компьютерах запускают flash-ролик «Опасные тени съедобных грибов» на начальной сцене котрого героиня фильма ставит перед ними цель: «Научиться отличать съедобные грибы от ядовитых».
Изучение нового материала.
Учитель акцентирует внимание учащихся на основное условие цели урока, а именно на необходимость изучения особенностей строения грибов. Для этого он предлагает ознакомиться с flash-роликом «Опасные тени съедобных грибов». Во время просмотра Flash- ролика учащиеся вместе с учителем с помощью меню ролика согласно плану ознакомления знакомятся с учебным материалом на компьютере.
План ознакомления
Пункты меню
Размножение и строение грибов.
Учитель: «Все грибы имеют – грибницу (мицелий) в виде тонких ветвящихся нитей, называемых гифами. Гифы образуют плотное переплетение– сложную ткань. Из нее образованы мицелий и плодовое тело. Обычно грибница развивается в почве или на древесине. С помощью сцены «Размножение грибов» можно увидеть процесс размножения грибов». Учащиеся просматривают данную сцену.
Учитель: «На грибнице образуются плодовые тела грибов со спорами. С помощью сцены «Строение шляпочного гриба» вы должны самостоятельно изучить строение шляпочного гриба»». Учащиеся зарисовывают схему строения грибы, затем запускают раздел «Строение шляпочного гриба» подводят указатель к отдельным частям гриба, получают электронную подсказку от компьютера, текст которой фиксируют на схеме строения гриба в рабочей тетради.
Морфология грибов.
Учитель: «Плодовое тело шляпочных грибов обычно состоит из шляпки и ножки. Формы плодовых тел бывают……….». Запускается пункт «Морфология грибов».
Учащиеся по фотографиям изучают формы плодовых тел.
Внимание! Переход к следующей сценам осуществляется с помощью
Учитель: «Различают следующие формы шляпок…….»
Учащиеся по фотографиям изучают формы шляпок
Учитель: «На нижней стороне шляпок развивается гименофор со спорами.
Форма гименофора может быть…………………… «
Учащиеся по фотографиям изучают формы гименофора.
Учитель: «Для правильного определения грибов необходимо знать особенности строения ножки плодовых тел, которые по форме могут быть…………….»
Учащиеся по фотографиям изучают строения ножек плодовых тел. Далее учащиеся возвращаются в Главное меню с помощью
Тесты
Для закрепления изученного материала учитель предлагает пройти следующие тесты:
Тест 1. «Определение названия шляпки гриба». Учащимся необходимо полупрозрачную форму гриба поместить на поле с названием формы. Внимание! Если гриб оказался в правильной области, то он становится непрозрачным. С помощью кнопки Проверка ученик получает оценку: «Правильно» или «Неправильно», которая фиксируется учителем.
Тест 2. «Определение соответствия формы шляпки грибы с оригиналом (фотография гриба)». Учащимся необходимо полупрозрачную форму гриба поместить на поле соответствующее фотографии гриба. Внимание! Если гриб оказался в правильной области, то он становится непрозрачным.
Тест 3. «Определение название ножки гриба». Учащимся необходимо с помощью списка выбрать название формы ножки гриба, а с помощью кнопки Проверка получить правильный ответ. Учитель фиксирует правильность выполнения задания.
Тест 4. «Определение соответствия названия гименофора с фотографией гриба» Внимание! Учащимся предлагается с помощью мышки прорисовать пути соответствия и проверить их с помощью следующего слайда. Учитель фиксирует правильность выполнения задания.
Далее учащиеся возвращаются в Главное меню с помощью
Ядовитые грибы
Учитель: «Если вы собираете грибы сами, убедитесь, что вы срезали знакомый гриб - часто рядом со съедобными грибами растут ядовитые, очень похожие на съедобные. Поэтому на первом месте по отравлениям стоят в основном не такие ядовитые грибы, как мухоморы, которые всем известны, а ядовитые грибы - двойники съедобных грибов, называемые «ложными». На территории Ростовской области чаще всего отравления связаны с потребление в пищу таких смертельно ядовитых грибов как Бледная поганка (Мухомор зеленый) и Белая поганка (Мухомор вонючий), которые путают с шампиньонами, сыроежками и др. съедобными грибами». С помощью сцены «Ядовитые грибы» учащиеся просматривают фотографии съедобных и ядовитых грибов - двойников.
Далее учащиеся самостоятельно знакомятся с описанием самых ядовитых грибов: Мухомор, Поганка, Мухомор, Опёноклож (сокр. Ложный опёнок»
Внимание! Название этих грибов учащиеся вводят в поле ввода, затем кликают по фонарику и получают описание, которое записывают в тетради.
Отличительные признаки ядовитых грибов.
С помощью следующих сцен учащиеся учатся отличать поганки от съедобных двойников по признакам, которые появляются при подведении указателя мыши к элементу гриба.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается игра «Помоги ёжику собрать грибы». Учащиеся должны поместить только съёдобные грибы на спину ёжика, ядовитые не трогать. Внимание! Если учащийся поместил ядовитый гриб на спину ёжика, то гриб станет прозрачным, если съедобный, то гриб останется на ёжике. Таким образом, учащиеся проверяют правильность определения съёдобных грибов.
Далее учащиеся переходят к следующей сцене и учатся отличать ложные опята от съедобных опят.
В конце ролика учащиеся проходят итоговый тест, результаты которого фиксируются учителем . В итоговом тесте необходимо собрать только съедобные грибы в лукошко и получить оценку, которая фиксируется учителем.
.
Далее учителем выдаётся «Памятка грибника», основные правила которой учащиеся фиксируют в тетради.
Как уберечь себя от отравления:
не собирайте незнакомые грибы;
не определяйте грибы по запаху поганки часто имеют приятный запах;
не доверяйте вкусу. некоторые ядовитые грибы могут иметь приятный вкус;
не выбирайте старые, переросшие грибы - в них часто содержатся продукты разложения белков, который могут привести пищевому отравлению.
Если же вы чувствуете отравление и знаете, что в течение предыдущих суток ели грибы, немедленно обращайтесь к врачу и не ждите, что это пройдет само.
не употребляйте в пищу как сырые, так и приготовленные дикорастущие грибы, в съедобности которых вы не уверены;
не полагайтесь на иллюстрированные руководства при идентификации грибов и определении их съедобности;
не верьте распространённому мифу о съедобности грибов, если их едят птицы, насекомые, улитки, черви: насекомые и голые слизни охотно поедают и съедобные, и ядовитые грибы;
не верьте мифу, что ядовитые грибы вызывают потемнение луковицы при варке грибов, или оставляют темные пятна на серебре;
помните, что ядовитые грибы нередко растут рядом сосъедобными и могут быть очень похожи на них;
помните, что даже съедобные правильно приготовленные грибы должны употребляться в пищу в умеренных количествах в качестве гарнира, а не основного блюда;
не употребляйте грибы, собранные несколько дней назад и ставшие уже клейкими или покрывшиеся плесенью;
не собирайте дикорастущие грибы в лесополосах вдоль дорог, в парках, возле промышленных предприятий;
не покупайте их в местах несанкционированной торговли у случайных продавцов. Всем любителям грибов рекомендуем покупать грибы только промышленного произрастания и приготовления.
Грибы, которые считаются съедобными, при определенных условиях могут стать ядовитыми, если:
в старых грибах размножились ядовитые микроорганизмы;
грибы выросли в лесу, который был обработан пестицидами и гербицидами;
грибы найдены у дорог или промышленных предприятий — они могли аккумулировать ядовитые тяжелые металлы;
грибы нуждающиеся в соответствующей тепловой обработке, были съедены в сыром виде
Первая помощь при отравлении грибами, для этого необходимо:
немедленно вызвать врача;
сделать промывание желудка;
дать пострадавшему активированный уголь, уложить его в постели и поить водой или крепким чаем;
сохранить для уточнения диагноза все несъеденные грибы.
Выставление оценок. Комментарий оценок. Рефлексия.
Учитель:
– Что интересного для себя вы узнали на уроке? Сделайте вывод по теме урока
Ученики самостоятельно делают вывод и озвучивают его.
Учитель : домашнее задание: §53, стр.194-196.
Литература:
-Демьянов Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.
-Журнал “Юный натуралист” №8 2006 год.
-Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. “Вако”, Москва, 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: ПЕТУАШВИЛИ СВЕТЛАНА ЭДУАРДОВНА
→ SVETApeta 22.12.2013 1 2882 468 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.