Обобщающий урок по теме "Паразитические черви" для 7 кл.


МБУ СОШ № 58 г/о Тольятти
Открытый урок по биологии.
Разработала учитель Кушнир Е.И.
 
Тема: Паразитические черви. Профилактика заражения.
Цель урока: учащиеся должны уметь систематизировать и обобщать материал о плоских, круглых и кольчатых червях, уметь осуществлять перенос знаний в жизненные ситуации
Учебно-образовательные: систематизировать и обобщить изученный материал.
Развивающие: развивать умение устанавливать связь строения и функций, делать обобщающие выводы, работать в группе.
Воспитательные: через содержание учебного материала урока воспитывать потребность в соблюдении санитарно- гигиенических правил для сохранения здоровья.
Форма урока: Урок- конкурс с элементами театрализованного действия.
Тип урока: Обобщающий.
Оборудование: таблицы «Белая планария», «Печеночный сосальщик», «Бычий цепень», «Человеческая аскарида», «Дождевой червь», тестовые и творческие задачи.
Ход урока.
Организационный момент.(0,5 мин).
Актуализация знаний, театрализованное представление (10 мин).
Вводное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами случайно попали на съезд паразитов, выбирающих президента. Вам это интересно? Давайте внимательно послушаем, о чем они говорят.
(Учащиеся разыгрывают заранее подготовленную сценку « Съезд паразитов».
У участников сценки эмблемы - рисунки формата А-4 разыгрываемых персонажей.
Класс украшен лозунгами, транспарантами, рисунками:
Привет бродячим собакам и кошкам!
Даешь не прожаренное мясо!
Долой кипяченую воду!
Но мойте руки перед едой!
Тяните в рот все, что попадет под руку!
Протестуем против стихотворения Лермонтова
«Прощай, немытая Россия!»)
Бычий цепень. Слово для доклада предоставляется Пече­ночному сосальщику.
Печеночный сосальщик. Друзья! Сегодня каждый из нас задает себе вопрос: а достоин ли я президентского кресла, смогу ли я занять ведущее, направляющее место в обществе паразитов, вправе ли выставлять свою кандидатуру на президентский пост? Вправе, - отвечаю я! Отбросьте ложную скромность, не зани­жайте своих возможностей, дерзайте!
Бычий цепень. Прошу соблюдать регламент, в своих высту­плениях прошу не отходить от нашей главной задачи. Предла­гаю схему выступления: тип паразита; место проживания, про­стите, обитания: пути попадания в среду обитания; возможность воспроизведения потомства. Принять участие в прениях при­глашаются все, прибывшие на съезд делегаты: двуустки, эхино­кокки, острицы, цепни, аскариды, наши почетные гости - бро­дячие собаки и кошки и, конечно же, печеночные сосальщики.
Объявляю конкурс на лучший девиз нашего съезда, который мы все пронесем по жизни как руководство к действию! Слово предоставляется Человеческой аскариде.
Аскарида. Коллеги! Пусть не смущает вас ненавистное сло­во «человеческая», стоящая впереди моего славного имени, но оно отражает суть моей преступной деятельности: да, я - круг­лый червь. Человеческая аскарида, поселяюсь в тонком кишеч­нике человека и, хотя не имею специальных органов прикрепле­ния, удерживаюсь там, упираясь в стенки острыми концами сво­его тела. Я предпочитаю детские кишечники - эти человеческие не­смышленыши сами помогают мне попасть в их органы, едят не­мытые овощи и фрукты, не моют руки перед едой. Какую ра­дость испытываю я, когда родители...
Бычий цепень. Уважаемая Аскарида, напоминаю - регламент!
Аскарида. Заканчиваю. Я надеюсь, что у меня есть шанс выжить: ведь мы - аскариды-самки ежедневно откладываем до 200 000 яиц в день. Берегись, Человек!
Бычий цепень. Ваш девиз?
Аскарида. Вредить и не сдаваться! И чаще размножаться!
Бычий цепень. Слово просит Кошачья двуустка.
Кошачья двуустка. Скромность украшает паразита - это мой девиз, который я пронесла по всей моей деятельной жизни. Мое выступление будет кратким и строго по схеме:
- принадлежу к классу сосальщиков;
- обитаю в печени кошек и собак, а значит, поражаю именно этот важнейший орган;
- заражение происходит от поедания сырой рыбы;
- потомство воспроизвожу успешно;
- верю в победу, ведь из класса сосальщиков представляю наибольшую опасность!
Выкрики с мест. Пора начинать прения!
Бычий цепень. Для выступления в прениях предоставляю слово Печеночному сосальщику.
Печеночный сосальщик. Я не вижу достойных кандидатов! Все выступающие увлечены самолюбованием и не скрывают этого. Давайте не будем забывать, зачем мы сюда собрались. Наша главная задача - вредить, вредить и вредить! Вот я...
Бычий цепень. Регламент! Предоставляю слово себе: Я - гермафродит, меня не волнуют семейные проблемы: мои дети выходят из яиц с шестью крючками, с помощью которых само­стоятельно вбуравливаются в стенку желудка и разносятся кро­вью по всему телу животного. Затем проникают в мышцу, где из личинок превращаются в финку - пузырек величиной с гороши­ну, внутри которого находится головка цепня с шейкой. Это достойные наследники, которые впоследствии, как все взрослые особи, будут выделять ядовитые вещества, развивающие у чело­века малокровие...
Острица: Справка по городу, справка по городу! Каждый второй ребенок в детском саду заражен острицами, каждый третий - в школе! За нами будущее, это про нас говорят: «Мал, да удал!».
Бычий цепень (звонит в колокольчик). Уважаемые депута­ты, прошу успокоиться! Слово почетному гостю нашего съезда - бродячему псу Бобику.
Бобик. Я не претендую на президентское кресло, но должен сказать вам о своих заслугах. Если бы не я, многие из вас не си­дели бы здесь, в этом зале, на съезде паразитов! Я обращаюсь к вам, эхинококк: ведь погладив именно меня, человек заносит яйца в рот и заражается вами! Без нас, бродячих собак и кошек, грош цена вам, уважаемые паразиты!
Учитель: Ребята! Будьте гуманными к животным: если завели собаку или кошку - не выбрасывайте их на улицу! Иначе паразиты, ко­торые расплодились на них, перейдут к вам!
Давайте выработаем свою резолюцию, чтобы не дать возможности разгуляться круглым и плоским па­разитическим червям. Что для этого необходимо делать?
Ученики:
- Всегда мыть руки перед едой!
- Регулярно стричь ногти!
- Пить только кипяченую воду!
- Тщательно мыть овощи и фрукты!
- Хорошо прожаривать мясо и рыбу!
- Мыть руки после туалета.
III. Проведение конкурсов, подведение итогов. (30 мин.).
Конкурс 1. «Выдай паспорт» (3 балла).
Проводится жеребьевка между командами. Три жетона: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. В соответствии с жеребьевкой команды гото­вят характеристику червям и параллельно выполняют задание «Чей признак» (необходимо из перечня цифр выбрать только те, которые характеризуют данных червей).
Лист с заданием «Чей признак»
1. Двусторонняя симметрия. 13. Усики.
2. Кожно-мускульный мешок. 14. Жабры.
3. Эктодерма. 15. Яичники.
4. Энтодерма. 16. Членики.
5. Мезодерма. 17. Сегменты.
6. Кровеносная система. 18. Нервная цепочка.
7. Семенники. 19. Глаза.
8. Звездчатые клетки с ресничками. 20. Параподии.
9. Дыхательная система. 21. Щетинки.
10.Финна. 22. Окологлоточное нервное кольцо.
11.Вторичная полость. 23. Кольцевые мышцы.
12.Анальное отверстие 24. Продольные мышцы.
Выбери и подчеркни среди них цифры признаков, характеризующих вообще группу червей (общие для всех червей признаки). Учитель проверяет задания, оценивая их в 2 балла. Характеристики типов червей заслушиваются всем классом.
Ответ:
плоские черви, 1, 2,3, 4, 5, 7, 8, 10,15, 16, 23, 24.
круглые черви. 1,2,3, 4,5,7, 12,15, 22,24.
кольчатые черви. 1,2,3,4,5,6, 7,11,12, 15, 17,18,22,23,24.
малощетинковые: 21;
многощетинковые: 13, 14, 19, 20, 21.
Валеопауза.(1 мин.).
Конкурс 2. Тест «Строение и жизнедеятельность червей» (5 баллов).
Вместо точек подберите соответствующие слова (5 мин.)
1. Тело планарий снаружи покрыто ....
2. Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи ....
3.Тело ленточных червей состоит из большого числа члеников ........
4. Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми, продольными и ....
слоями мышц.
5. Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через ....
6. Кишечник крупных червей начинается ротовым отверстием и заканчи­вается ....
7.Дыхание у паразитических червей ....
8. Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервных ответвлений и....
9. Сперматозоиды червей развиваются в ....
10. Яйцеклетки червей развиваются в....
11. Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называют....
12. Организмы, в которых живут взрослые черви, называют....
13. При передвижении дождевого червя в почве огромное значение имеют....
14. Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происхо­дит благодаря сокращению и расслаблению ....
15. Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нерв­ного кольца и ....
Задание проверяется всем классом. Представители команд по очереди проговаривают завершенные предложения.
Конкурс 3. Решение творческих задач.
Команда 1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круг­лый червь - ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.
Команда 2. Существуют круглые черви, микроскопические личинки кото­рых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатиче­ские сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?
Команда 3. Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными-космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?
Подведение итогов конкурса. Выставление мотивированных оценок.
IV.Заключительный этап урока (3 мин.).
Вопрос к учащимся: Ребята, чему был посвящен наш сегодняшний урок?
Предполагаемый ответ: Особенностям строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей.
Вопрос к учащимся: Какое значение для нас имеет эта информация?
Предполагаемый ответ: Помогает понять систему органического мира, предотвратить заражение паразитическими червями.
Заключительное слово учителя:
«Ода дождевому червю».
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!
Г. Державин
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, в каком веке было написано это стихотворение?
Кто автор оды?
Домашнее задание (0,5 мин.): § 19.


Литература:

  1. Константинов В.М., БабенкоВ.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Константинов В.М., БабенкоВ.Г., Кучменко В.С.: под ред.проф. В.М. Константинова.- 3-е изд., перераб. – М.: Вентана –Граф, 2008. – 304 с.: ил.

  2. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 528 с.: ил.- (Занимательные уроки).

  3. Вахрушев А. А., БурскийО. В.,Раутиан А.С. От амебы до человека. Учебник для 7 класса.-М.: Баласс,2005.-320с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)









Полный текст материала Обобщающий урок по теме "Паразитические черви" для 7 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Елена Ивановна  Елена_Кушнир
21.12.2013 1 4829 597

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК