Слайд 1
Любуюсь я волшебною зимой,
Ведь так роскошны пышные наряды,
Расшитые серебряной каймой,
И в тёмном небе чудо-звездопады.
Лариса Кузьминская
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЁВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГИМНАЗИЯ-КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
Русский язык
Разработка урока русского языка по теме
«Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами»
для 7 класса
Выполнила:
Глекова Е.А.,
учитель русского языка
первой квалификационной
категории
Проверила:
Горобец Т.М., руководитель МО
учителей русского языка и
литературы
г. Могилёв, 2013
Понятие о причастном обороте.
Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами
Цели: создание условий
для формирования
понятия о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову;
умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении;
для развития
речевых навыков учащихся; навыков самостоятельной работы; навыков грамотно аргументировать свою позицию;
для воспитания
бережного отношения к слову.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, учебник русского языка для 7 класса / Л. А. Мурина [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010; карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал (алгоритм).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд1)
- Сегодняшний урок хочу начать словами современной поэтессы Ларисы Кузьминской:
Любуюсь я красавицей-зимой,
Ведь так роскошны пышные наряды,
Расшитые серебряной каймой,
И в темном небе чудо-звездопады.
- Как вы думаете, почему именно эти строки выбраны к уроку? (Пора года – зима, есть причастие «расшитые»)
- Сегодня мы продолжаем разговор о причастии. Запишите число, классная работа
II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала
- Докажите, что слово «расшитые» из эпиграфа является причастием
(есть суффикс -т-, образовано от глагола расшить).
Вывод:
- эти знания о причастии помогут вам при выполнении следующего задания:
а) из предложенных словосочетаний записать только те, в которых присутствует причастие: покрытые снегом, морозная тишина, наступающие холода, танцующие в воздухе, первый мороз, пушистые сугробы, заснеженные тропы, снежное покрывало, сверкающий на солнце).
(Выписать: покрытые снегом, заснеженные тропы, наступающие холода, танцующие в воздухе, сверкающий на солнце)
б) Найдите главное и зависимое слово в выписанных словосочетаниях, поставьте вопрос (работающий у доски вопросы ставит устно) (Слайд2)
- Что вы можете сказать о роли причастия в словосочетаниях?
Вывод:
- причастие в словосочетании может выступать как в качестве зависимого слова, так и в качестве главного слова, т.е. может подчинять себе другие слова.
III. Постановка целей урока. Объяснение нового материала
- Запишите в рабочих тетрадях тему урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
- Обратите внимание на цели сегодняшнего урока, записанные на доске
Знать: определение причастного оборота, определяемого слова
Уметь: находить причастный оборот и определяемое слово в предложении, расставлять знаки препинания, преобразовывать сложные предложения в простые.
а) Определение «причастный оборот» и «определяемое слово» (Слайд3)
- Сформулируйте определение причастного оборота: (причастный оборот – это причастие с зависимыми словами)
- А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным?
(если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).
Вывод:
- Из записанных в тетради словосочетаний назовите те, которые в предложении будут выступать в роли причастных оборотов: (Покрытые снегом, танцующие в воздухе, сверкающий на солнце)
б) При причастном обороте в предложении всегда есть определяемое (главное слово), от которого ставится вопрос к причастному обороту, определяемое слово не входит в причастный оборот.
Материал для наблюдения
а) Следующее задание поможет научиться находить в предложениях определяемое слово и причастный оборот.
- Запишите предложения (предложения на интерактивной доске (Слайд 4):
Лес, освещённый солнцем, сверкает миллионами жемчужин.
Танцующие в воздухе снежинки завораживают красотой.
Очарованные зимним пейзажем, мы затаили дыхание.
- Используя предложенный алгоритм, найдите причастный оборот, определяемое слово, укажите границы причастного оборота.
- Итак, первое, что должны сделать? (найти причастие)
- Следующий шаг – находим определяемое слово, обозначаем крестиком.
- Далее – найти все слова, которые зависят от причастия, – причастный оборот.
- Ставим вопрос от определяемого слова к причастному обороту.
- Определяем синтаксическую функцию причастного оборота (ставим вопрос от определяемого слова к причастному обороту – определение).
Вывод:
- Разберите 2 и 3 предложение по образцу.
- Где может находиться определяемое слово по отношению к причастному обороту?
б) Прочитайте любое предложение. Как в устной речи выделяется причастный оборот? (Интонацией)
- А на письме? (Запятыми).
- Но во втором предложении знаки препинания отсутствуют.
- Разобраться в постановке знаков препинания в предложениях с причастными оборотами помогут схемы.
- Рассмотрите схемы постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
- Какими частями речи может быть выражено определяемое слово? (Существительным и личным местоимением)
- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, когда причастный оборот не выделяется запятыми (когда определяемое слово, выраженное существительным стоит после причастного оборота)
- Что можете сказать о 6-ой и 7-ой схемах? (При определяемом слове, выраженном личным местоимением, причастный оборот выделяется запятыми всегда).
- Назовите личные местоимения.
Вывод:
- Объяснить постановку знаков препинания в предложениях можно и при помощи графических схем:
Сущ., / /,.... ; / / сущ. .....; / /, личное мест. …
IV. Физкультминутка
- Показать причастные обороты:
Прыгающий невысоко, сладко потягивающийся, мёрзнущий от холода, идущий медленно, улыбающийся другу, сидящий за партой, работающий в полную силу
V. Первичное закрепление
Работа с отрывком текста (на печатной основе)
- Прочитайте предложенный отрывок из текста. К выделенному слову вернёмся после выполнения заданий
1. Задание
- Решите орфографические задачи: вставьте пропущенные буквы, объясните правописание (работа на интерактивной доске (Слайд 5).
2. Задание
- При выполнении второго задания используем новые знания, алгоритм и схемы (один ученик работает у доски)
- Поднимите руки, кто правильно выполнил задание?
- Какие предложения вызвали затруднения?
3. Задание
- Объясните лексическое значение выделенного слова опушённый, устно подберите синонимы к этому слову. (Опушённый – покрытый, припорошенный)
VI. Развитие речи (преобразование сложноподчинённых предложений в простые с причастным обротом)
- Синонимы можно подбирать не только к отдельным словам.
- Синонимическими могут быть целые предложения.
а) Работа по учебнику
- Обратимся к упражнению 211 на с.109 учебника. Прочитайте предложения под цифрой 1.
- Что в них общего? (Передают одну информацию)
- Чем отличаются предложения? (1-ое – простое предложения, 2-ое – сложноподчинённое)
Вывод:
- Таким образом, сложноподчинённые предложения со словом «который» можно заменить простыми предложениями с причастным оборотом.
б) Работа у доски и в тетрадях (Слайд 6)
- Замените сложноподчинённое предложение простым предложением с причастным оборотом (Слайд 6)
Снег, который выпал вчера, сегодня растаял. – Снег, выпавший вчера, сегодня растаял.
- Подчеркните причастный оборот, обозначьте определяемое слово. Объясните постановку знаков препинания.
VII. Выводы. Самостоятельная работа
- Насколько вы усвоили новый материал, поможет определить самостоятельная работа, но прежде ответьте на 3 вопроса: (Слайд 7)
Что называется причастным оборотом, определяемым словом?
Где может находиться определяемое слово по отношению к причастному обороту?
Когда причастный оборот не выделяется запятыми?
- Внизу листочка написать свою фамилию. Выполнить самостоятельную работу
VIII. Выставление отметок (за работу со словосочетаниями, за работу у доски, за работу у интерактивной доски (2 учащихся)
IХ. Домашнее задание с комментарием. (Слайд 8)
Приложение1
Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении
1.Найти в предложении причастие.
2.Найти и обозначить определяемое (главное) слово, от которого к причастию задается вопрос какой? 3.Найти все слова, которые зависят от причастия, - причастный оборот.
4.Подчеркнуть причастный оборот и указать его границы вертикальными черточками с двух сторон. ×
Образец: Снег, /лежавший на деревьях и крышах/, растаял.
Схемы постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами (по)
×
Сущ., / /,...
×
Личн. мест., / /,..... ×
×
.... сущ., / /,...
×
....сущ.,/ /.
×
/ /, личн. мест.
×
/ / сущ. ....
×
.... / / сущ.
Приложение2
Задание1. Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты, обозначить определяемое слово. Графически объяснить постановку знаков препинания или их отсутствие.
Вход...м в зимний парк. Солнце слепящее глаза заставля...т искрит...ся все вокруг. _________________
На опушённой белым сне...ком черёмухе сидят снегири. _________________________________
Пр...жавшиеся друг к другу они с уд...влением наблюдают за нами. ________________________
Приложение3
Самостоятельная работа
Преобразовать сложноподчинённое предложение в простое с причастным оборотом.
Снежок, который выпал ночью, делает холм более скользким.
___________________________________________________________________________________________
Из слов собрать предложение. В предложении подчеркнуть причастный оборот, обозначить определяемое слово. Графически объяснить постановку знаков препинания или их отсутствие.
От, долго, еловая, тяжести, ветка, снег, освобожденная, колышется.
___________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя учащегося
____________________
Автор: Глекова Елена Александровна
→ Helena 31.10.2014 0 6319 430 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.