Конспект урока по русскому языку "Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами"


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЁВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГИМНАЗИЯ-КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»


Методическое объединение учителей русского языка и литературы



Русский язык












Разработка урока русского языка по теме

«Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами»

для 7 класса





Выполнила:

Глекова Е.А.,

учитель русского языка

первой квалификационной

категории


Проверила:

Горобец Т.М., руководитель МО

учителей русского языка и

литературы








г. Могилёв, 2013


Понятие о причастном обороте.

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Цели: создание условий

для формирования

понятия о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову;

умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении;

для развития

речевых навыков учащихся; навыков самостоятельной работы; навыков грамотно аргументировать свою позицию;

для воспитания

бережного отношения к слову.


Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, учебник русского языка для 7 класса / Л. А. Мурина [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010; карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал (алгоритм).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд1)

- Сегодняшний урок хочу начать словами современной поэтессы Ларисы Кузьминской:

Любуюсь я красавицей-зимой,

Ведь так роскошны пышные наряды,

Расшитые серебряной каймой,

И в темном небе чудо-звездопады.

- Как вы думаете, почему именно эти строки выбраны к уроку? (Пора года – зима, есть причастие «расшитые»)

- Сегодня мы продолжаем разговор о причастии. Запишите число, классная работа

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала

- Докажите, что слово «расшитые» из эпиграфа является причастием

(есть суффикс -т-, образовано от глагола расшить).

Вывод:

- эти знания о причастии помогут вам при выполнении следующего задания:

а) из предложенных словосочетаний записать только те, в которых присутствует причастие: покрытые снегом, морозная тишина, наступающие холода, танцующие в воздухе, первый мороз, пушистые сугробы, заснеженные тропы, снежное покрывало, сверкающий на солнце).

(Выписать: покрытые снегом, заснеженные тропы, наступающие холода, танцующие в воздухе, сверкающий на солнце)

б) Найдите главное и зависимое слово в выписанных словосочетаниях, поставьте вопрос (работающий у доски вопросы ставит устно) (Слайд2)

- Что вы можете сказать о роли причастия в словосочетаниях?

Вывод:

- причастие в словосочетании может выступать как в качестве зависимого слова, так и в качестве главного слова, т.е. может подчинять себе другие слова.

III. Постановка целей урока. Объяснение нового материала

- Запишите в рабочих тетрадях тему урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

- Обратите внимание на цели сегодняшнего урока, записанные на доске

Знать: определение причастного оборота, определяемого слова

Уметь: находить причастный оборот и определяемое слово в предложении, расставлять знаки препинания, преобразовывать сложные предложения в простые.

а) Определение «причастный оборот» и «определяемое слово» (Слайд3)

- Сформулируйте определение причастного оборота: (причастный оборот – это причастие с зависимыми словами)

- А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным?

(если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).

Вывод:

- Из записанных в тетради словосочетаний назовите те, которые в предложении будут выступать в роли причастных оборотов: (Покрытые снегом, танцующие в воздухе, сверкающий на солнце)

б) При причастном обороте в предложении всегда есть определяемое (главное слово), от которого ставится вопрос к причастному обороту, определяемое слово не входит в причастный оборот.

Материал для наблюдения

а) Следующее задание поможет научиться находить в предложениях определяемое слово и причастный оборот.

- Запишите предложения (предложения на интерактивной доске (Слайд 4):

Лес, освещённый солнцем, сверкает миллионами жемчужин.

Танцующие в воздухе снежинки завораживают красотой.

Очарованные зимним пейзажем, мы затаили дыхание.

- Используя предложенный алгоритм, найдите причастный оборот, определяемое слово, укажите границы причастного оборота.

- Итак, первое, что должны сделать? (найти причастие)

- Следующий шаг – находим определяемое слово, обозначаем крестиком.

- Далее – найти все слова, которые зависят от причастия, – причастный оборот.

- Ставим вопрос от определяемого слова к причастному обороту.

- Определяем синтаксическую функцию причастного оборота (ставим вопрос от определяемого слова к причастному обороту – определение).

Вывод:

- Разберите 2 и 3 предложение по образцу.

- Где может находиться определяемое слово по отношению к причастному обороту?

б) Прочитайте любое предложение. Как в устной речи выделяется причастный оборот? (Интонацией)

- А на письме? (Запятыми).

- Но во втором предложении знаки препинания отсутствуют.

- Разобраться в постановке знаков препинания в предложениях с причастными оборотами помогут схемы.

- Рассмотрите схемы постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

- Какими частями речи может быть выражено определяемое слово? (Существительным и личным местоимением)

- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, когда причастный оборот не выделяется запятыми (когда определяемое слово, выраженное существительным стоит после причастного оборота)

- Что можете сказать о 6-ой и 7-ой схемах? (При определяемом слове, выраженном личным местоимением, причастный оборот выделяется запятыми всегда).

- Назовите личные местоимения.

Вывод:

- Объяснить постановку знаков препинания в предложениях можно и при помощи графических схем:

Сущ., / /,.... ; / / сущ. .....; / /, личное мест. …

IV. Физкультминутка

- Показать причастные обороты:

Прыгающий невысоко, сладко потягивающийся, мёрзнущий от холода, идущий медленно, улыбающийся другу, сидящий за партой, работающий в полную силу

V. Первичное закрепление

Работа с отрывком текста (на печатной основе)

- Прочитайте предложенный отрывок из текста. К выделенному слову вернёмся после выполнения заданий

1. Задание

- Решите орфографические задачи: вставьте пропущенные буквы, объясните правописание (работа на интерактивной доске (Слайд 5).

2. Задание

- При выполнении второго задания используем новые знания, алгоритм и схемы (один ученик работает у доски)

- Поднимите руки, кто правильно выполнил задание?

- Какие предложения вызвали затруднения?

3. Задание

- Объясните лексическое значение выделенного слова опушённый, устно подберите синонимы к этому слову. (Опушённый – покрытый, припорошенный)

VI. Развитие речи (преобразование сложноподчинённых предложений в простые с причастным обротом)

- Синонимы можно подбирать не только к отдельным словам.

- Синонимическими могут быть целые предложения.

а) Работа по учебнику

- Обратимся к упражнению 211 на с.109 учебника. Прочитайте предложения под цифрой 1.

- Что в них общего? (Передают одну информацию)

- Чем отличаются предложения? (1-ое – простое предложения, 2-ое – сложноподчинённое)

Вывод:

- Таким образом, сложноподчинённые предложения со словом «который» можно заменить простыми предложениями с причастным оборотом.

б) Работа у доски и в тетрадях (Слайд 6)

- Замените сложноподчинённое предложение простым предложением с причастным оборотом (Слайд 6)

Снег, который выпал вчера, сегодня растаял. – Снег, выпавший вчера, сегодня растаял.

- Подчеркните причастный оборот, обозначьте определяемое слово. Объясните постановку знаков препинания.

VII. Выводы. Самостоятельная работа

- Насколько вы усвоили новый материал, поможет определить самостоятельная работа, но прежде ответьте на 3 вопроса: (Слайд 7)

Что называется причастным оборотом, определяемым словом?

Где может находиться определяемое слово по отношению к причастному обороту?

Когда причастный оборот не выделяется запятыми?

- Внизу листочка написать свою фамилию. Выполнить самостоятельную работу

VIII. Выставление отметок (за работу со словосочетаниями, за работу у доски, за работу у интерактивной доски (2 учащихся)

IХ. Домашнее задание с комментарием. (Слайд 8)


Приложение1


Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

1.Найти в предложении причастие.

2.Найти и обозначить определяемое (главное) слово, от которого к причастию задается вопрос какой? 3.Найти все слова, которые зависят от причастия, - причастный оборот.

4.Подчеркнуть причастный оборот и указать его границы вертикальными черточками с двух сторон. ×

Образец: Снег, /лежавший на деревьях и крышах/, растаял.


Схемы постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами (по)

×

Сущ., / /,...

×

Личн. мест., / /,..... ×

×

.... сущ., / /,...

×

....сущ.,/ /.

×

/ /, личн. мест.

×

/ / сущ. ....

×

.... / / сущ.

Приложение2


Задание1. Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты, обозначить определяемое слово. Графически объяснить постановку знаков препинания или их отсутствие.

Вход...м в зимний парк. Солнце слепящее глаза заставля...т искрит...ся все вокруг. _________________

На опушённой белым сне...ком черёмухе сидят снегири. _________________________________

Пр...жавшиеся друг к другу они с уд...влением наблюдают за нами. ________________________

Приложение3


Самостоятельная работа

  1. Преобразовать сложноподчинённое предложение в простое с причастным оборотом.

Снежок, который выпал ночью, делает холм более скользким.


___________________________________________________________________________________________

  1. Из слов собрать предложение. В предложении подчеркнуть причастный оборот, обозначить определяемое слово. Графически объяснить постановку знаков препинания или их отсутствие.

От, долго, еловая, тяжести, ветка, снег, освобожденная, колышется.


___________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя учащегося

____________________

Слайд 1
Любуюсь я волшебною зимой, Ведь так роскошны пышные наряды, Расшитые серебряной каймой, И в тёмном небе чудо-звездопады. Лариса Кузьминская
Слайд 2
В словосочетаниях определить главное слово, поставить от него вопрос к зависимому Покрытые снегом, заснеженные тропы, наступающие холода, танцующие в воздухе, сверкающий на солнце.
Слайд 3
Причастие + зависимые слова = причастный оборот Определяемое слово – слово, от которого ставится ? к причастию
Слайд 4
Определямое слово и причастный оборот Лес, освещённый солнцем, сверкает миллионами жемчужин. Танцующие в воздухе снежинки завораживают красотой. Очарованные зимним пейзажем, мы затаили дыхание.
Слайд 5
Вход...м в зимний парк. Солнце слепящее глаза заставля...т искрит...ся все вокруг. На опушённой белым сне...ком черёмухе сидят снегири. Пр...жавшиеся друг к другу уд...влением наблюдают за нами. они с
Слайд 6
Синонимические конструкции Снег, который выпал вчера, сегодня растаял. – ?
Слайд 7
Что? Где? Когда?
Слайд 8
Домашнее задание § 23 Из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» выписать 3 предложения с причастным оборотом, графически объяснить постановку знаков препинания.

Полный текст материала Конспект урока по русскому языку "Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глекова Елена Александровна  Helena
31.10.2014 0 6370 430

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК