Трехуровневые задачи по биологии; 8 класс
Горелова М.В., учитель биологии высшей категории МАОУ № 186 «Авторская академическая школа», г. Нижнего Новгорода
Трехуровневая задача «Лечебно-консутативный центр «Здоровье» приглашает к разговору» (биология, 8 класс)
Предлагаемая задача позволяет оценить степень освоения следующего действия: оценка выраженности свойства, признака по специфическим изменениям (объект, кровеносная система, кровь) на трех уровнях (формальный - задание 1.1, рефлексивный – задание 1.2, функциональный – задание 1.3).
Возможные варианты выполнения задания 1.3. учащимися:
Данные анализа:
Пониженное содержание эритроцитов предполагает развитие анемии (малокровия), возможность внутреннего кровотечения (потерю крови);
Низкий уровень гемоглобина подтверждает анемию (малокровие), предполагает возможную потерю крови;
Повышенное содержание лейкоцитов в крови свидетельствует о развитии воспалительного процесса в организме, очаг которого необходимо найти.
Предполагаемое лечение:
Назначение лекарств, антибиотиков, обезболивающих препаратов, снимающих воспаление, возможно хирургическое вмешательство.
Препараты, содержащие железо, витамины, продукты питания (гранат, яблоки) для повышения уровня гемоглобина, возможно переливание крови.
Горелова М.В., учитель биологии высшей категории МАОУ № 186 «Авторская академическая школа», г. Нижнего Новгорода
Трехуровневая задача «Зрительное восприятие» (биология, 8 класс)
Предлагаемая задача возможна к использованию при изучении тем школьного курса биологии «Зрительное восприятие», «Нарушения зрения и их профилактика». Предлагаемая задача позволяет оценить степень освоения работы оптического аппарата глаза на трех уровнях (формальный - задание 1.1, рефлексивный – задание 1.2, функциональный – задание 1.3).
Проверка способов работы с текстом и схемой.
1. Информационная компетентность (грамотность).
1. Умение добывать информацию (извлечение вторичной информации).
3. умение переводить текстовую информацию в схематическую.
4.умение читать и анализировать схему.
Использование сравнения для установления общих и специфических свойств объектов, высказывание суждений по результатам сравнения
1. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умение конструировать, преобразовывать.
Прочитайте текст.
Свет попадает на глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Глазодвигательные мышцы – их шесть – обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры.
Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы, развивается близорукость. При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.
Задание 1. Рассмотрите схему, сделайте подписи к рисунку, опираясь на текст:
Комментарий (для ответа на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать текст.)
Задание 2. Сколько проблем, связанных с нарушением зрения, описано в тексте? На какие группы их можно разделить?
Комментарий (для ответа на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать текст. Условно можно сказать, что при правильном выделении методов учащийся владеет приемами извлечения вторичной информации).
Задание 3. Создайте схему дальнозоркости и близорукости, опираясь на текст. Нарисуйте и подпишите все ее части.
Для ответа на вопрос, учащиеся должны изучить схему фокусирования изображения на сетчатке при нормальном зрении. Воспроизвести схему близорукости, опираясь на текст, схему дальнозоркости – самостоятельно.
Комментарий: данное задание позволяет проверить, насколько учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи.
Задание 4. Предложите тип очков или линз, способных скорректировать дальнозоркость и близорукость . Постарайтесь, чтобы это отразилось на вашей схеме.
Комментарий: данное задание позволяет проверить, насколько учащиеся могут обосновывать гипотезу, преобразовывать схему, предполагает самостоятельное определение оснований действия (возможна работа в группах).
Стимул для выполнения задания - проблема: нормальное зрение и отклонения от нормы.
Информация, необходимая для выполнения задания: текст, заданная схема, дополнительные (энциклопедии, справочники).
Форма предъявления результатов: схемы дальнозоркости и близорукости, возможные предложения методов коррекции.
Задание для самопроверки: схема учебника, либо информация из энциклопедии «Энциклопедия для детей. Биология. (изд. Аванта).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горелова Марина Владимировна
→ Публикатор 23.03.2017 0 5930 380 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы