Схема-конспект и самоанализ урока биологии "Плесневые грибы и дрожжи"; 5 класс


Схема-конспект урока биологии в 5 классе (УМК В.В.Пасечника) по теме "Плесневые грибы и дрожжи" раскрывает этапы урока, формируемые метапредметные УУД и предметные УД, показывает деятельность учителя и учеников, методы и приёмы, используемые на уроке, кроме того приведён проект самоанализа урока.

Этапы урока, время

Планируемый результат в области

Деятельность учителя

 
 

Организаци-онный момент

 

2 мин.

 

 

1030-1032

1.Класс должен быть подготовлен к уроку.

На столах лежат:

 тетрадь для классных работ,  для лаб. работ, тетрадь на печатной основе, учебник, пенал, дневник, в чашке выращенная плесень, по средине стола- микроскоп.

2. В классном журнале отмечены отсутствующие.

3. Ребята ознакомлены с  планом урока.

Приветствие,

проверка готовности к уроку, порядка на столах,

проверка присутствующих и отсутствующих, заполнение журнала, сообщение хода урока.

 

Актуализа-ция знаний.

 

 

10 мин.

 

 

1032-1042

Ребята должны показать знание изученных терминов: микология, мицелий (грибница), хитин,

плодовое тело, пластинчатые грибы, трубчатые грибы, микориза, грибы-двойники, съедобные грибы, ядовитые грибы, грибы- хищники, сапрофитный способ питания,

паразитический способ питания

симбиотический способ питания, автотрофный способ питания, гетеротрофный способ питания.  Должны показать

 умение формулировать полные определения, давать взаимооценку.

 

Учитель организует игру, вызывает одного из учеников к доске, предлагает ему сесть на свой стул; педагог обводит термины, написанные на слайде, проверяет  знание учащимися следующих терминов: микология, мицелий (грибница), хитин,

плодовое тело, пластинчатые грибы, трубчатые грибы, микориза, грибы-двойники, съедобные грибы, ядовитые грибы, грибы- хищники, сапрофитный способ питания,

паразитический способ питания

симбиотический способ питания, автотрофный способ питания, гетеротрофный способ питания.

Учитель проверяет готовность к усвоению новых знаний, мотивирует ребят интересной формой работы изучать новый материал.

 

Объяснение нового материала

 

 

15 мин

 

 

 

 

1042-1057

Ребята  узнают особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.  Плесневые грибы и дрожжи- сапрофиты, питающиеся готовым органическим веществом. В природе живут в почве, разлагают помёт животных и другие выделения, образуя гумус. Мукор и пеницилл формируют разветвлённую грибницу в продуктах питания; у мукора она одноклеточная, у пеницилла многоклеточная. Размножаются спорами, которые у мукора образуются в шаровидных спорангиях, а у пеницилла на концах кистевидных нитей. Из пеницилла изготавливали антибиотик – пенициллин.

Дрожжи – одноклеточные грибы, живущие на поверхности сладких плодов и нектаре цветов. Издавна используются в виноделии и хлебопечении. Размножаются почкованием.

Учитель демонстрирует проблемную ситуацию (Плесневые грибы портят продукты питания. Почему так происходит? Как уберечь продукты питания от порчи?)  и помогает детям сформулировать проблему и  цель урока; организовывает работу с текстом учебника, и слайдом, чтобы учащиеся поняли, почему плесени портят продукты питания?

Организовывает работу  с текстом учебника в парах, по изучению строения пеницилла и мукора и таблицей, в которой прописаны некоторые критерии сравнения ; проверку заполненной таблицы, самопроверку. Рассказывает о местах обитания, строении, размножении и процессах жизнедеятельности дрожжей, о применение дрожжей человеком.

 

 

Закрепление учебного материала- практикум

 

 

 

16 мин

 

 

 

 

 

1057-1013

Ребята должны принести выращенную плесень, показать знания и умения использования микроскопа: настраивать яркое освещение, фокусировать  изображение, с помощью регулировочных винтов; расчёта увеличения микроскопа.

Внешнее строение плесени, а также микростроение мукора должно быть зарисовано в тетради. На рисунке должно быть проставлено увеличение.

Лабораторная работа закончена выводом о том, что  изучены два плесневых гриба: мукор и пеницилл, отличающиеся  по окраске грибницы - у мукора белая грибница с чёрными спорангиями, у пеницилла- бирюзовая грибница. Мукор имеет одноклеточную разветвлённую грибницу;  в чёрных спорангиях формируются споры, служащие для размножения.

Учитель напоминает правила техники безопасности на л/р. Учитель проверяет готовность к проведению лаб. работы: наличие выращенной  плесени, знание правил работы с микроскопом. Организует проведение лабор. работы, обозначив её стадии:

а) изучение внешнего строения мукора и пеницилла;

б) зарисовка в тетради внешнего строения плесени;

в) изучение микропрепарата  мукора под микроскопом;

г) зарисовка в тетради микростроения мукора,

д)  формулировка вывода.

Учитель разъясняет увиденное с помощью цифрового микроскопа,

проверяет, то, что получилось у детей под микроскопом,

зарисовывает примерный рисунок на доске;

знакомит с лабор. работой в виртуальной лаборатории;

оценивает наиболее активных учеников, подводит к формулированию вывода по  изученному материалу.

 

Задание на дом

 

2 мин.

 

 

 

 

1013-1015

Параграф учебника должен быть прочитан, учениками усвоен материал по особенностям строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, их значение в природе и жизни человека.

Выполнено творческое дом. задание- создание памятки с картинками с максимальным кол-вом способов хранения продуктов, защищающих от порчи плесенью.

Учитель задаёт и поясняет выполнение домашнего задания, мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания (самые лучшие памятки размещу на стенде).

 

Полный текст материала Схема-конспект и самоанализ урока биологии "Плесневые грибы и дрожжи"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Миронова Татьяна Васильевна  MirtTanya
08.09.2018 0 9034 914

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК