Конспект и презентация к уроку биологии «Биотехнология, достижения и перспективы»; 10 класс

Конспект и презентация к уроку биологии «Биотехнология, достижения и перспективы»; 10 класс

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА

«Биотехнология, достижения и перспективы»

Урок является частью системной работы по профориентации в рамках уроков биологии в старших классах (в десятых классах это второй урок профориентационной направленности из трёх) На уроке учащиеся получают представления о прикладном аспекте биотехнологических исследований в области медицины, фармакологии, сельском хозяйстве и промышленности.

Цель урока: формирование понятия биотехнология, знакомство с отдельными её направлениями, профориентация: информирование о новых профессиях

Задачи урока:

Познавательная: создать условия для формирования знаний о современных методах создания и использования биологических объектов.

Развивающая: развивать практические навыки моделирования процессов, строить аналогии, делать выводы, работать с различными источниками информации.

Воспитательная: развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение.

Ключевые акценты урока определяются главной дидактической задачей урока – расширение кругозора учащихся, формирование профессиональных интересов. Поэтому урок построен в соответствии с логикой развития связей между фундаментальной наукой и прикладным аспектом исследований. На первом этапе учащиеся получают основные представления о биотехнологии и перспективах её развития. Теоретические разделы общей биологии достаточно сложны для восприятия учащимися, поэтому эта часть урока проходит в игровой форме, где учащиеся получают информацию небольшими блоками в виде бонуса за выполненное задание. Второй акцент – практическое действие, которое позволяет смоделировать часть технологии генной инженерии и лучше понять теоретический материал. Третий акцент – профориентационная составляющая. Учащиеся старших классов, стоящие перед проблемой выбора профессии, заинтересованы в получении информации о тех профессиях, которые не имеют широкого распространения, но являются в настоящее время достаточно перспективными.

В основе урока лежит игровая технология, вся первая часть урока представляет собой обучающий игровой квест, во время прохождения этапов которого, учащиеся получают информацию по изучаемой теме. Квест предполагает использования частично-поискового и исследовательского методов. Вся работа проводится в малых группах. На втором этапе урок организуется в форме беседы. Учитель информирует учащихся о некоторых профессиях, демонстрирует видеофрагменты, задает вопросы, отвечает на вопросы учащихся.

Содержательная часть


Организационный момент.


Приветствие учащихся. Деление учащихся на рабочие группы.

Проверка домашнего задания в виде практического задания по составлению вопросов в формате ЕГЭ

  • Составьте вопросы для проверки домашнего задания по т. «Вирусы» в следующей форме:

  • Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для ……... Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  • Установите по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий …………, на­чи­ная с …... В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.


  • Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • Установите последовательность процессов, происходящих при…….

Введение в тему урока

«Век XXII. На Земле произошла глобальная катастрофа. Генофонд практически всех популяций организмов изменился. Судьба человечества оказалась в руках группы ученых. Ваша задача определить, в какой научной области работают эти ученые, какие направления сегодня считаются самыми перспективными, какие методы используются в современной науке и какие направления помогут в будущем спасти человечество»

Информирование о ходе работы

Сегодня наш урок пройдет в виде небольшого квеста. Каждая команда получает лист-задание (Приложение 1), в котором указывается название этапа и количество баллов за успешное прохождение каждого этапа. Каждой команде предоставляется рабочее место с компьютером, имеющим выход в интернет и набором материалов, которые вы сможете использовать в работе. При выполнении заданий каждого этапа вы будете получать подсказки о местах, где находится информация по изучаемой теме. Эта информация потребуется вам на заключительном этапе урока при подведении итогов.

Работа групп по преодолению этапов задания. Все задания отражены в презентации (приложение 2)

  1. Определить тему урока, по словам, составляющим термин. (Ответив на вопрос, учащиеся получают указание на место, где находится текст с определением термина биотехнология и краткой исторической справкой)

  2. Определить объекты, с которыми чаще всего работают специалисты в области биотехнологии. (Учебная информация находится в конверте, прикрепленном на обороте таблицы «Царства живой природы». Для каждой группы отдельный конверт)

  3. Дать характеристику базовым направления биотехнологии, оформив их в виде лепбука (Вся необходимая информация находится в компьютерах учащихся, подсказкой является слайд со скриншотом страницы-задания)

  4. Поработать генным инженером, выполнив практическую работу (теоретические сведения учащиеся получают в ходе работы по изготовлению лепбука)

Подведение итогов квеста. Обсуждение информации, полученной в ходе игры.

Учащиеся презентуют результаты работы, подсчитывают набранные баллы. Высказывают свое мнение об игре. В ходе обсуждения учитель подводит их к вопросу о профессиях, которые непосредственно связаны с биотехнологией.

Профориентационный блок

Беседа с учащимися о профессии биотехнолог, отраслях практической биотехнологии (информация по ссылке https://www.profguide.ru/professions/biotehnolog.html, демонстрирует фрагменты видеороликов о специальностях биотехнолога. Материалы для видеороликов по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=MzNiDwXsv7A

https://www.youtube.com/watch?v=2KkpV4wePps&list=PL32S7tmcsWcBrhAsUKcI457v0xyC1uEO7&index=7,

Рефлексия

Рефлексия может быть проведена в разных вариантах, всё зависит от того какой настрой преобладает у игроков. Можно попросить участников выразить, какие эмоции они испытывали во время работы и по её завершении или провести в традиционной форме: сегодня я узнал…., сегодня я научился…. и т.д.

Д/з

§ 21, задание 3(по желанию)*

* т.к. урок насыщен и информационно, и эмоционально считаю нецелесообразным перегружать учащихся работой дома, а дать время на осмысление материала, полученного на уроке.









Приложение1.


Лист-задание для участников обучающего квеста

Название этапа

Количество баллов, которое можно набрать на этапе

Набранное количество баллов

Определение темы урока

1


Определение объектов исследования

Обоснование выбора

1

1


Основные направления исследований.

  • рассмотрено 1-2 направления

  • не менее 3-х направлений

  • в работе отражена суть деятельности по каждому направлению

  • качество оформления лепбука



до 2-х баллов

до 3-х баллов


до 3-х баллов

до 2-х баллов



Практическая работа, фотоотчет

до 3-х баллов



Всего баллов

до 14 баллов



  • участники команды, набравшей 12-14 баллов, получают отметку «5»

  • участники команды, набравшей 10-11 баллов, получают отметку «4»

Приложение 2

Презентация к уроку





Полный текст материала Конспект и презентация к уроку биологии «Биотехнология, достижения и перспективы»; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Литвинова Людмила Анатольевна  Публикатор
21.01.2019 0 7478 395

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК