СЦЕНАРНЫЙ
ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА
«Биотехнология,
достижения и перспективы»
Урок
является частью системной работы по
профориентации в рамках уроков биологии
в старших классах (в десятых классах
это второй урок профориентационной
направленности из трёх) На уроке учащиеся
получают представления о прикладном
аспекте биотехнологических исследований
в области медицины, фармакологии,
сельском хозяйстве и промышленности.
Цель
урока:
формирование
понятия биотехнология,
знакомство с
отдельными её направлениями,
профориентация:
информирование
о
новых
профессиях
Задачи
урока:
Познавательная:
создать
условия для формирования
знаний о современных методах создания
и использования биологических объектов.
Развивающая:
развивать практические навыки
моделирования процессов, строить
аналогии, делать выводы, работать с
различными источниками информации.
Воспитательная:
развивать познавательные интересы,
профессионально ориентировать,
формировать научное мировоззрение.
Ключевые
акценты урока определяются главной
дидактической задачей урока – расширение
кругозора учащихся, формирование
профессиональных интересов. Поэтому
урок построен в соответствии с логикой
развития связей между фундаментальной
наукой и прикладным аспектом исследований.
На первом
этапе учащиеся получают основные
представления о биотехнологии и
перспективах её развития. Теоретические
разделы общей биологии достаточно
сложны для восприятия учащимися, поэтому
эта часть урока проходит в игровой
форме, где учащиеся получают информацию
небольшими блоками в виде бонуса за
выполненное задание. Второй
акцент – практическое действие, которое
позволяет смоделировать часть технологии
генной инженерии и лучше понять
теоретический материал. Третий
акцент – профориентационная составляющая.
Учащиеся старших классов, стоящие перед
проблемой выбора профессии, заинтересованы
в получении информации о тех профессиях,
которые не имеют широкого распространения,
но являются в настоящее время достаточно
перспективными.
В
основе урока лежит игровая технология,
вся первая часть урока представляет
собой обучающий игровой квест, во время
прохождения этапов которого, учащиеся
получают информацию по изучаемой теме.
Квест предполагает использования
частично-поискового и исследовательского
методов. Вся работа проводится в малых
группах. На втором этапе урок организуется
в форме беседы. Учитель информирует
учащихся о некоторых профессиях,
демонстрирует видеофрагменты, задает
вопросы, отвечает на вопросы учащихся.
Содержательная
часть
|
Организационный
момент.
|
Приветствие
учащихся. Деление учащихся на рабочие
группы.
|
Проверка
домашнего задания в виде практического
задания по составлению вопросов в
формате ЕГЭ
|
Составьте
вопросы для проверки домашнего
задания по т. «Вирусы» в следующей
форме:
Выберите
два верных ответа из пяти и запишите
в таблицу цифры, под которыми они
указаны.
Все
приведённые ниже признаки, кроме
двух, можно использовать для ……...
Определите два признака, «выпадающих»
из общего списка, и запишите в ответ
цифры, под которыми они указаны.
Установите
последовательность
стадий …………, начиная с
…... В ответе запишите
соответствующую
последовательность
цифр.
Выберите
три верных ответа из шести и запишите
в таблицу цифры, под которыми они
указаны.
Установите
последовательность процессов,
происходящих при…….
|
Введение
в тему урока
|
«Век
XXII.
На Земле произошла глобальная
катастрофа. Генофонд практически
всех популяций организмов изменился.
Судьба человечества оказалась в
руках группы ученых. Ваша задача
определить, в какой научной области
работают эти ученые, какие направления
сегодня считаются самыми перспективными,
какие методы используются в современной
науке и какие направления помогут
в будущем спасти человечество»
|
Информирование
о ходе работы
|
Сегодня
наш урок пройдет в виде небольшого
квеста. Каждая команда получает
лист-задание (Приложение 1), в котором
указывается название этапа и
количество баллов за успешное
прохождение каждого этапа. Каждой
команде предоставляется рабочее
место с компьютером, имеющим выход
в интернет и набором материалов,
которые вы сможете использовать в
работе. При выполнении заданий
каждого этапа вы будете получать
подсказки о местах, где находится
информация по изучаемой теме. Эта
информация потребуется вам на
заключительном этапе урока при
подведении итогов.
|
Работа
групп по преодолению этапов задания.
Все задания отражены в презентации
(приложение 2)
|
Определить
тему урока, по словам, составляющим
термин. (Ответив
на вопрос, учащиеся получают указание
на место, где находится текст с
определением термина биотехнология
и краткой исторической справкой)
Определить
объекты, с которыми чаще всего
работают специалисты в области
биотехнологии. (Учебная
информация находится в конверте,
прикрепленном на обороте таблицы
«Царства живой природы». Для каждой
группы отдельный конверт)
Дать
характеристику базовым направления
биотехнологии, оформив их в виде
лепбука (Вся
необходимая информация находится
в компьютерах учащихся, подсказкой
является слайд со скриншотом
страницы-задания)
Поработать
генным инженером, выполнив практическую
работу (теоретические
сведения учащиеся получают в ходе
работы по изготовлению лепбука)
|
Подведение
итогов квеста. Обсуждение информации,
полученной в ходе игры.
|
Учащиеся
презентуют результаты работы,
подсчитывают набранные баллы.
Высказывают свое мнение об игре. В
ходе обсуждения учитель подводит
их к вопросу о профессиях, которые
непосредственно связаны с
биотехнологией.
|
Профориентационный
блок
|
Беседа
с учащимися о профессии биотехнолог,
отраслях практической биотехнологии
(информация по ссылке
https://www.profguide.ru/professions/biotehnolog.html,
демонстрирует
фрагменты видеороликов о специальностях
биотехнолога. Материалы
для видеороликов по ссылкам
https://www.youtube.com/watch?v=MzNiDwXsv7A
https://www.youtube.com/watch?v=2KkpV4wePps&list=PL32S7tmcsWcBrhAsUKcI457v0xyC1uEO7&index=7,
|
Рефлексия
|
Рефлексия
может быть проведена в разных
вариантах, всё зависит от того какой
настрой преобладает у игроков. Можно
попросить участников выразить, какие
эмоции они испытывали во время работы
и по её завершении или провести в
традиционной форме: сегодня я узнал….,
сегодня я научился…. и т.д.
|
Д/з
|
§
21, задание 3(по желанию)*
|
*
т.к. урок насыщен и информационно, и
эмоционально считаю нецелесообразным
перегружать учащихся работой дома, а
дать время на осмысление материала,
полученного на уроке.
Приложение1.
Лист-задание
для участников обучающего квеста
Название
этапа
|
Количество
баллов, которое можно набрать на
этапе
|
Набранное
количество баллов
|
Определение
темы урока
|
1
|
|
Определение
объектов исследования
Обоснование
выбора
|
1
1
|
|
Основные
направления исследований.
рассмотрено 1-2
направления
не менее 3-х
направлений
в работе отражена
суть деятельности по каждому
направлению
качество
оформления лепбука
|
до
2-х баллов
до
3-х баллов
до
3-х баллов
до
2-х баллов
|
|
Практическая
работа, фотоотчет
|
до
3-х баллов
|
|
Всего
баллов
|
до
14 баллов
|
|
участники команды,
набравшей 12-14 баллов, получают отметку
«5»
участники команды,
набравшей 10-11 баллов, получают отметку
«4»
Приложение
2
Презентация
к уроку
|