Конспект урока биологии "Среды жизни"; 5 класс
Технологическая карта урока «Среды жизни», 5 класс.
Задачи: Сформировать у учащихся представление о средах обитания организмов, об экологических факторах; показать взаимосвязи организмов со средой обитания; подвести учащихся к выводу о взаимосвязях в природе.
Планируемые результаты обучения
Предметные: знакомство со средами обитания, их характеристиками, взаимосвязями организмов со средой обитания, приспособлениями организмов к условиям среды, об экологических факторах и их влиянии на организмы.
Метапредметные: учащиеся проводят анализ связей организмов со средой обитания, учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, осваивают поисковое чтение, учатся переводить информацию из одной формы в другую при создании графического конспекта.
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представлений о приспособленности организмов к среде обитания, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: среды обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная), экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).
Деятельность учащихся: работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника и создание графического конспекта с характеристикой среды обитания с использованием материалов Приложения 1; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении приспособлений организмов к жизни в определенных условиях и подготовке отчета о работе группы.
Деятельность учителя в ходе урока
-
Организационный момент - напоминание о том, что для подготовки к уроку ребятам было предложено дома ознакомиться с материалами параграфа 5 «Среды жизни». Ответ на вопрос о том, какие среды жизни есть на Земле. Для разбивки на группы ребята могут отгадать загадки, ответами на которые являются названия сред жизни (Приложение 2). Другой вариант – группы могут быть постоянными, и представители групп проходят жеребьевку для определения среды обитания, характеристику которой предстоит составить в ходе работы на уроке.
-
Содержание урока
-
Работа групп организуется в соответствии с инструктивной карточкой (Приложение 3).
Примеры графических конспектов (с ними сравниваются результаты работы групп):
-
После отчетов групп проводится закрепление изученного материала, ребята в парах отвечают на вопросы теста (Приложение 4). Если времени на уроке недостаточно, тест проводится на следующем уроке, затем следует перекрестная проверка теста, анализ ошибок и коррекция знаний.
-
Домашнее задание
-
Прочитать параграф 5, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
-
Подготовить ответ на вопрос: Как организмы влияют на свою среду обитания (на конкретных примерах)?
Для подготовки урока использовались материалы:
-
Пасечник, Владимир Васильевич
Биология: индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность учащихся: 5 класс: пособие для учителя / В.В.Пасечник, - М.: Просвещение: УчЛит, 2017.
-
Материалы диска «Естествознание 5 класс ФГОС», Инфоурок
-
Электронное приложение к учебнику Пономарева И.Н. Биология : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, Вентана-Граф, 2015
-
Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций под ред. В.В. Пасечника . – М.: Просвещение, 2020 – (Линия жизни)
Приложение 1
Материалы для графических конспектов
нет света
|
нет света |
Много воды |
Много воды |
Мало воды |
Мало воды |
Постоянная температура |
Много доступной пищи |
Много света |
Много света |
Температура меняется мало |
Температура меняется мало |
Есть кислород |
нет кислорода |
Мало кислорода |
Мало кислорода |
Приложение 2
Загадки
-
Земля, почва
Солнышко-вёдрышко красной девицей по небу ходит, с неё глаз не сводит.
Меня бьют, колотят, ворочают и режут; я всё терплю и всем добром плачу (старинная загадка Псковской губернии)
По чему человек ходит, а черепаха ползает?
Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит.
Она, что тарелка, что положишь, то и возьмёшь.
Всех и вскормит и вспоит, и угодьем наделит.
Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.
Матушкин терем не поднимешь.
Аще, аше, что ни есть на свете слаще? (старинная загадка Самарской губернии)
-
Вода
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не выбежит.
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветерподует - онозадрожит.
-
Воздух
Чем мы дышим???
Что мы не видим???
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите).
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Есть неведимка: в дом не просится, а прежде людей бежит торопится.
Чего в комнате не видишь?
Ни веса ни цвета у него нету!
Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.
Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам.
-
Организм
В клубок свернётся,
А взять не даётся.
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое
По реке плывёт бревно -
Ох и злющее оно!
крокодил
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Под полом скребусь,
А кошки боюсь.
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки..
Пятак есть, а ничего не купит
В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!
Гладишь - ласкается.
Дразнишь - кусается.
На цепи, сидит,
Дом сторожит.
Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк!
Как зовут его?
Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка.
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
Приложение 3
Инструктивная карточка для работы в группах
-
Из предложенных материалов выбрать нужные для характеристики среды обитания, доставшейся группе в результате жеребьевки и составить графический конспект, используя материал § 5
-
Подготовить рассказ о среде обитания, назвать экологические факторы среды и охарактеризовать их влияние на обитающие в ней организмы; на примере одного организма рассказать о приспособлениях к данной среде.
-
Придумать 1 вопрос для других групп о своей среде обитания
Приложение 4
Тест «Среды обитания живых организмов»
Задание 1 Дышать в водной среде животные могут с помощью:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) трахей или легких 2) трахей
3) жабр или кожи 4) легких
Задание 2 Главной особенностью почвенной среды является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительные колебания температур
2) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также малое колебание температуры
3) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
4) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
Задание 3
Главной особенность наземно-воздушной среды обитания является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
2) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха
3) достаточное количество кислорода и незначительное изменения температуры воздуха
4) достаточное количество кислорода и значительное изменения температуры воздуха
Задание 4
Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) избыток количество влаги
2) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза
3) недостатка кислорода и избытка углекислого газ
4) отсутствие в почве света
Задание 5
Какой из перечисленных сред обитания не существует?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) водной
2) наземно-воздушной
3) почвенной
4) воздушно-почвенной
Задание 6 Среда обитания - это все то, что окружает живое существо в природе?
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) да
2) нет
Задание 7 Обитатель какой среды представлен на рисунке?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) почвенной 2) водной
3) организменной 4) наземно-воздушной
Задание 8Сколько основных сред обитания существует на Земле?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 2 2) 5
3) 4 4) 3
Задание 9 Главной особенностью водной среды обитания является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) достаточное количество воды и незначительные изменения ее температуры
2) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры
3) нехватка воды и значительные изменения ее температуры
4) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры
Задание 10
Как называется организм, живущий внутри живого организма?
Запишите ответ:
________________________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Табакмахер Татьяна Владимировна
→ Публикатор 09.01.2021 0 4754 289 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.