Конспект урока биологии "Среды жизни"; 5 класс


Технологическая карта урока «Среды жизни», 5 класс.

Задачи: Сформировать у учащихся представление о средах обитания организмов, об экологических факторах; показать взаимосвязи организмов со средой обитания; подвести учащихся к выводу о взаимосвязях в природе.

Планируемые результаты обучения

Предметные: знакомство со средами обитания, их характеристиками, взаимосвязями организмов со средой обитания, приспособлениями организмов к условиям среды, об экологических факторах и их влиянии на организмы.

Метапредметные: учащиеся проводят анализ связей организмов со средой обитания, учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, осваивают поисковое чтение, учатся переводить информацию из одной формы в другую при создании графического конспекта.

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представлений о приспособленности организмов к среде обитания, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: среды обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная), экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).

Деятельность учащихся: работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника и создание графического конспекта с характеристикой среды обитания с использованием материалов Приложения 1; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении приспособлений организмов к жизни в определенных условиях и подготовке отчета о работе группы.

Деятельность учителя в ходе урока

  1. Организационный момент - напоминание о том, что для подготовки к уроку ребятам было предложено дома ознакомиться с материалами параграфа 5 «Среды жизни». Ответ на вопрос о том, какие среды жизни есть на Земле. Для разбивки на группы ребята могут отгадать загадки, ответами на которые являются названия сред жизни (Приложение 2). Другой вариант – группы могут быть постоянными, и представители групп проходят жеребьевку для определения среды обитания, характеристику которой предстоит составить в ходе работы на уроке.

  2. Содержание урока

  1. Работа групп организуется в соответствии с инструктивной карточкой (Приложение 3).

Примеры графических конспектов (с ними сравниваются результаты работы групп):

  1. После отчетов групп проводится закрепление изученного материала, ребята в парах отвечают на вопросы теста (Приложение 4). Если времени на уроке недостаточно, тест проводится на следующем уроке, затем следует перекрестная проверка теста, анализ ошибок и коррекция знаний.

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать параграф 5, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

  2. Подготовить ответ на вопрос: Как организмы влияют на свою среду обитания (на конкретных примерах)?

 

Для подготовки урока использовались материалы:

  1. Пасечник, Владимир Васильевич

Биология: индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность учащихся: 5 класс: пособие для учителя / В.В.Пасечник, - М.: Просвещение: УчЛит, 2017.

  1. Материалы диска «Естествознание 5 класс ФГОС», Инфоурок

  2. Электронное приложение к учебнику Пономарева И.Н. Биология : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, Вентана-Граф, 2015

  3. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций под ред. В.В. Пасечника . – М.: Просвещение, 2020 – (Линия жизни)

 

Приложение 1

Материалы для графических конспектов

нет света

 

нет света

 

Много воды

Много воды

 

Мало воды

Мало воды

Постоянная температура

Много доступной пищи

Много света

Много света

Температура меняется мало

Температура меняется мало

Есть кислород

нет кислорода

Мало кислорода

Мало кислорода

 

 

 

Приложение 2

Загадки

  1. Земля, почва

Солнышко-вёдрышко красной девицей по небу ходит, с неё глаз не сводит.

 

Меня бьют, колотят, ворочают и режут; я всё терплю и всем добром плачу (старинная загадка Псковской губернии)

 

По чему человек ходит, а черепаха ползает?

 

Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит.

 

Она, что тарелка, что положишь, то и возьмёшь.

 

Всех и вскормит и вспоит, и угодьем наделит.

 

Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.

 

Матушкин терем не поднимешь.

 

Аще, аше, что ни есть на свете слаще? (старинная загадка Самарской губернии)

 

  1. Вода

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

 

Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не выбежит.

 

 

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котел, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит.

 

Не вода и не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь.

 

 

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

 

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.

 

 

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

 

 

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветерподует - онозадрожит.

 

  1. Воздух

Чем мы дышим???

Что мы не видим???

 

Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?

 

 

Я коварный поджигатель.

Вы огня хотите - нате!

Я всесильный окислитель

(Если только дров дадите).

 

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

 

 

Ты без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня.

 

Есть неведимка: в дом не просится, а прежде людей бежит торопится.

 

 

Чего в комнате не видишь?

 

Ни веса ни цвета у него нету!

 

 

Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

 

 

Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

 

 

Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам.

 

  1. Организм

В клубок свернётся,

А взять не даётся.

 

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

 

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое

 

По реке плывёт бревно -

Ох и злющее оно!

крокодил

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

 

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызёт морковку.

 

У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней?

 

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

 

Под полом скребусь,

А кошки боюсь.

 

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

 

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки..

 

Пятак есть, а ничего не купит

 

В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу!

 

Гладишь - ласкается.

Дразнишь - кусается.

На цепи, сидит,

Дом сторожит.

 

Гладкий, бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк!

Как зовут его?

 

Позапасливее всех я:

У меня, друзья, щека

Вроде сумки для орехов

Или, скажем, вещмешка.

 

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой!

Вот я хитренький какой!

 

 

 

 

Приложение 3

Инструктивная карточка для работы в группах

 

  1. Из предложенных материалов выбрать нужные для характеристики среды обитания, доставшейся группе в результате жеребьевки и составить графический конспект, используя материал § 5

  2. Подготовить рассказ о среде обитания, назвать экологические факторы среды и охарактеризовать их влияние на обитающие в ней организмы; на примере одного организма рассказать о приспособлениях к данной среде.

  3. Придумать 1 вопрос для других групп о своей среде обитания

 

 

 

Приложение 4

Тест «Среды обитания живых организмов»

Задание 1 Дышать в водной среде животные могут с помощью:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) трахей или легких 2) трахей

3) жабр или кожи 4) легких

Задание 2 Главной особенностью почвенной среды является:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительные колебания температур

2) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также малое колебание температуры

3) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

4) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

Задание 3

Главной особенность наземно-воздушной среды обитания является:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

2) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха

3) достаточное количество кислорода и незначительное изменения температуры воздуха

4) достаточное количество кислорода и значительное изменения температуры воздуха

Задание 4

Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) избыток количество влаги

2) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза

3) недостатка кислорода и избытка углекислого газ

4) отсутствие в почве света

Задание 5

Какой из перечисленных сред обитания не существует?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) водной

2) наземно-воздушной

3) почвенной

4) воздушно-почвенной

Задание 6 Среда обитания - это все то, что окружает живое существо в природе?

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) да

2) нет

Задание 7 Обитатель какой среды представлен на рисунке?

Изображение:

 

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) почвенной 2) водной

3) организменной 4) наземно-воздушной

Задание 8Сколько основных сред обитания существует на Земле?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 2 2) 5

3) 4 4) 3

Задание 9 Главной особенностью водной среды обитания является:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) достаточное количество воды и незначительные изменения ее температуры

2) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры

3) нехватка воды и значительные изменения ее температуры

4) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры

Задание 10

Как называется организм, живущий внутри живого организма?

Запишите ответ:

________________________________________

 

 


Полный текст материала Конспект урока биологии "Среды жизни"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Табакмахер Татьяна Владимировна  Публикатор
09.01.2021 0 4717 289

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК