Статья "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"
Корсун Татьяна Сергеевна
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье раскрыты теоретические особенности вопроса экологического образования младших школьников в рамках
образовательной системы в Донецкой Народной Республике. Определена цель экологического образования и описаны его задачи. Рассмотрены компоненты экологических знаний.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, младший школьный возраст, природа, окружающая среда.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики уделяется особое внимание воспитанию у учащихся бережного отношения к окружающему миру, а ознакомление с природой, в свою очередь, имеет природоохранную направленность.
Экологическое образование подразумевает новое понимание, непосредственно связанное с наукой экологией и её категориями. Классическая экология имеет ряд ключевых понятий, среди которых: взаимодействие организма со средой его обитания; функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, которые проживают на одной территории (соответственно, имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба эти понятия в качестве конкретных примеров из ближайшего окружения ребёнка младшего школьного возраста, могут быть представлены ему и выступать основой развивающего взгляда на природу и формирования отношения к ней. Важным аспектом экологии, как науки, выступает так же взаимодействие людей с природой. Данный аспект нашел отражение в бурно развивающихся научных отраслях, таких как социальная экология, экология
человека. Нельзя допустить того, чтобы ученики остались в стороне от этих знаний. Необходимо постоянно подкреплять конкретными примерами сообщаемые учащимся сведения. Для детей младшего школьного возраста, в качестве примеров, можно использовать факты использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей [2].
Таким образом, можем говорить о том, что в качестве основы экологического образования выступают адаптированные согласно возрасту ведущие идеи экологии. В примерной рабочей программе по окружающему миру указано, что основой экологического образования выступают организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда [5].
Цель экологического образования младших школьников заключается в формировании начал экологической культуры, то есть привитие базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присвоить в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, обеспечивающий его жизнь и развитие.
Формирование начал экологической культуры предполагает процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Экологическая культура понимается как отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это и осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первые элементарные элементы экологической культуры формируются благодаря непосредственному взаимодействию детей под руководством педагогов с предметами и объектами природного мира, окружающего их. К ним относятся растения и животные (как сообщество живых организмов), среда их обитания, предметы, изготовленные людьми из материалов природного происхождения [1].
Задачами экологического образования детей младшего школьного возраста выступают создание и реализация воспитательно-образовательной модели, с помощью которых создаются условия для проявления начал экологической культуры у учеников начальной школы. Так, задачи экологического образования младших школьников следующие:
-
создание атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
-
обеспечение экологическими знаниями каждого субъекта образовательного процесса;
-
стимулирование проявления творческой деятельности на основе экологических знаний, стремления защитить природу;
-
выявление уровня экологической культуры посредством анализа реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах личности учащегося при её взаимодействии с природой, предметами, людьми [4].
Наряду с реализацией выше отмеченных задач, важным является не только передача экологических знаний от учителя, родителя к ученику, но и их переход в бережное отношение к природе. Знания представляют собой обязательный компонент процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - его конечный продукт. Истинно экологические знания способствуют формированию осознанного характера отношений и дают начало экологическому сознанию. Отношение, которое построено вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может считаться стержнем экологического образования, не может выступать началом развивающегося экологического сознания, так как им игнорируются объективно существующие процессы, опора на субъективный фактор.
В содержание экологических знаний, которые согласуются с содержанием области «Экология», детей дошкольного возраста и младших школьников, входит изучение:
-
связей растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней;
-
связи со средой в процессе роста и развития;
-
многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
-
человека как живого существа, среды его обитания, которая обеспечивает здоровье и нормальную жизнедеятельность;
-
использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
-
охрана природных богатств [3].
Р.А. Тритенко отмечает, что поступки, совершаемые детьми младшего школьного возраста по отношению к природе, имеют, как правило, прагматический характер, в большинстве случаев преобладают потребительские мотивы. Автор подчёркивает, что особую актуальность приобретает включение в учебно-воспитательный процесс видов деятельности следующего характера:
-
познавательные (изучение жизни растений, животных и т.д.);
-
эстетические (наблюдение за красотой и звуками природы);
-
этические (забота о живых организмах и о природе, охрана природы);
-
практические (выращивание растений и животных, обустройство ландшафтов) [6].
В связи с этим в современных образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики уделяется внимание организации и реализации внеурочной деятельности как средству экологического образования младших школьников.
Таким образом, работая с современными детьми важно заинтересовать их учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Это возможно только при условии наличия продуманной системы внеурочной деятельности, именно поэтому внеклассная работа важное звено учебно-воспитательного процесса.
Список использованных источников информации
-
Горохов, Н. А. Экологическое образование в начальной школе/ Н.А. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 200 с.
-
Жовтун, Я. О. Интегрированный курс «Окружающий мир»: конспекты лекций / Я.О. Жовтун, С.В. Ассаулова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2016.- 236 с.
-
Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания окружающего мира в начальной школе: учеб. пособ./Н.М. Конышева. - М.: Ассоциация, 2017. – 200 с.
-
Микляева, Ю. В. Работа учителя по исследовательской деятельности в начальных классах / Ю. В. Микляева. — М.: Айри-пресс, 2016. – 246 с.
-
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 6-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 125 с.
-
Тритенко, Р. А. Сущность экологического воспитания в начальной школе / Р.А. Тритенко. – М.: Образование, 2014. – 228 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корсун Татьяна Сергеевна
→ Публикатор 10.09.2021 0 1243 183 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.