Конспект урока биологии "Двудольные растения"; 6 класс
Автор. Братына Татьяна Леонидовна.
Полное название образовательного учреждения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат».
Предмет. Биология.
Раздел. Систематика растений.
Тема. Семейства класса Двудольные растения.
Класс. 6
Учебно-методическое обеспечение. Интерактивная доска Smart Board, компьютер, гербарий.
Время реализации занятия: 45 минут.
Цель урока. Обобщение знаний по теме «Семейства класса Двудольные растения»
Задачи урока:
-
познавательные:
-
обобщение знаний по определению семейств из класса двудольных растений, их ролью в жизни человека.
-
развивающие:
1) развивать навыки работы с диаграммами, формулами цветка;
2) закреплять умения определения принадлежности растений к определённому семейству;
3) развивать навыки работы с интерактивной доской.
-
воспитательные:
-
воспитывать интерес к изучению природы, бережного отношения к ней;
-
воспитывать культуру поведения в обществе;
-
воспитывать коммуникативные качества;
-
развитие эстетического вкуса.
Тип урока:
-
урок обобщения пройденного материала.
Форма урока:
-
урок - путешествие.
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
1. Организационный момент |
0,5 мин. |
2. Стадия вызова. Определение темы урока. |
3,5 мин. |
3. Работа с заданиями по теме |
35 мин. |
4. Подведение итогов |
2 мин |
5. Рефлексия |
3,5 мин |
6. Домашнее задание |
0,5мин |
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова. Определение темы урока.
Вступительное слово учителя.
- Ребята наш сегодняшний урок я хотела бы начать со строк стихотворения Ларисы Кузьминской.
Красиво подобрана связка цветов, -
Созвездья волшебные ароматов,
Любимцы бульваров, аллей и садов,
Поклонники алых восходов, закатов…
Гвоздика, жасмин, базилик, тубероза,
Кругами цветными лежит красота,
Дарует нам радости светлые слезы,
В которых мерцает небес чистота.
Лариса Кузьминская.
Скажите, пожалуйста, какую роль играет цветок в систематике цветковых растений?
Ответ обучающихся.
- По строению цветка определяют, к какому семейству принадлежит растение.
Учитель.
- С семействами, какого класса вы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их.
Ответ обучающихся.
- Мы познакомились с классом Двудольные растения и принадлежащими этому классу семействами: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Паслёновые, Бобовые (Мотыльковые), Сложноцветные (Астровые).
Учитель.
Готовы ли вы, ребята проверить насколько прочны и глубоки ваши знания по этой теме.
Ответ обучающихся.
- Готовы.
Учитель.
- Тогда я приглашаю вас в путешествие по «цветочной» стране.
(Открывает первый слайд с темой урока)
3. Работа с заданиями по теме. Путешествие с Лунтиком.
Учитель.
- Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость. Вы его все знаете – это герой мультсериала Лунтик. Вы, конечно, помните, что он попал на Землю с Луны и не знает многих вещей, но имеет большое желание всему научиться. Сегодня Лунтика пригласила на День рождение жительница пруда Пиявка. Это с одной стороны очень обрадовало Лунтика, а с другой стороны озаботило, так как характер у именинницы своенравный, непростой, поэтому Лунтик решил уделить большое внимание выбору подарка. Он решил, что для жительницы пруда самым дорогим и необычным подарком будет букет цветов. Вот и отправился наш герой к своим друзьям для того, чтобы они помогли подобрать ему цветы для букета.
(После выполнения каждого задания Лунтик получает цветок для букета)
Задание №1(слайд №2).
Первым кого он встретил, был его друг кузнечик Кузя. Он обещал помочь Лунтику, но с условием, если он выполнит его задание. Лунтик обратился к вам с просьбой о помощи.
(Необходимо выбрать признаки класса двудольных растений и совместить их с рисунками). За один ответ – 1 балл.
Задание №2 (слайд №3).
Лунтик отправился к своему другу Пчелёнку. «Уж он то, всё знает о цветах» - решил наш герой. Но у Пчелёнка совершенно не было времени, растения, с чьих цветов он собирал нектар «перепутали» признаки своих семейств и ему предстояла трудная задача, всё расставить на свои места. Давайте и мы с вами поможем нашим друзьям.
(Необходимо признаки каждого семейства собрать в одну строку таблицы) За один вариант ответа 2 балла.
Задание №3 (слайд №4).
По дороге Лунтик повстречал божью коровку Милу. Она готова была помочь ему, если он сможет правильно подобрать соцветия к растению и определить, к какому семейству оно принадлежит. За один ответ – 1 балл
Задание №4 (слайд №5).
Следующими на его пути были два ленивых братца Вупсень и Пупсень. «Вряд ли они смогут мне чем-нибудь помочь» - подумал Лунтик. Но гусеницы стали его уверять, что они самые лучшие ценители красоты и только они смогут подобрать нужные цветы для букета. Но у них была проблема, они с утра переели и у них болели животы. Давайте поможем Лунтику разобраться в лекарственных растениях и помочь братьям.
(Необходимо отгадать загадку, выбрать на слайде соответствующее лекарственное растение и подобрать ему формулу цветка и название семейства)
Конкурс загадок. Бывают жёлтые и белые,
В поле сестрички стоят, Свистят в стручки из них – умелые.
Желтые глазки на солнце глядят. Как кадриков в мультипликации
У каждой сестрички – белые реснички. Стручков так много у …
(ромашка) (акации)
Он красивый, розе брат,
Если ты не виноват,
Всё равно имей в виду,
Может уколоть в саду.
(шиповник)
На пустырях и по дорогам.
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства -
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожем на суму.
(пастушья сумка)
За один ответ – 1 балл
Задание №5 (слайд №6).
«А не зайти ли мне в гости к дядюшке Шнюку. Он такую ажурную паутину плетёт, наверное, и в цветах разбирается » - подумал Лунтик. А в это время трудолюбивый паучок закончил работу над кроссвордом из паутины. Ах, как он обрадовался приходу Лунтика и решил не отпускать его пока он кроссворд не решит. А почему бы и нам, ребята, не поучаствовать в разгадывании кроссворда вместе с нашим героем?
Задания к кроссворду.
1. По какому органу, кроме цветка, можно иногда определить семейство?
2. Представитель розоцветных растений, имеет плод костянку.
3. Плод у крестоцветных растений.
4. Ядовитое растение из семейства паслёновых.
5. Плод у мотыльковых растений.
6. Название семейства, к которому принадлежит картофель.
7. Овощ, представитель крестоцветных, бывает «дикая».
8. Плод растений семейства сложноцветных.
9. Второе наименование семейства крестоцветных.
10. Название семейства, чьи растения имеют цветок с большим количеством тычинок.
Сначала обучающиеся работают в парах, а затем ответы записывают в ячейки кроссворда на слайде и проверяют (взаимопроверка). Оценивание ответа 1 балл.
Задание №6 (слайд №7).
«Интересно, а чем сейчас заняты баба Капа и генерал Шер, найдётся ли уних для меня немного времени?»- рассуждал Лунтик, подходя к дому. В доме всё было по прежнему баба Капа суетилась на кухне, генерал внимательно читал газету.
«У тебя очень задумчивый вид, Лунтик, что-то случилось?» – забеспокоилась она. Лунтик объяснил, что ему необходима помощь в выборе цветов для поздравительного букета. «Это очень нерпостое дело. Нужны прочные знания о растенях, так как ты обязатльно должен знать цветок какого растени ты даришь, его особенности. Ты, Лунтик, пока пройди испытания на знание растений, которое тебе даст генерал Шер, а я тем временем накрою стол и мы будем пить чай.»
Задание №7 (слайд №8).
Работа с гербарным материалом и определителем (работа в парах).
Обучающиеся получают гербарный материал под определённым номером, затем по определителю устанавливают вид растения, устанавливают его систематическую принадлежность. По окончанию работы ответы проверяются на слайде. Работа оценивается в 3 балла. Если растение не систематизировано обучающиеся получают 1 балл.
Пример систематической идентификации.
Царство – Растения;
Отдел – Покрытосеменные;
Класс – Двудольные;
Семейство – Крестоцветные;
Род – Ярутка;
Вид – Ярутка полевая.
Задание №8 (слайд 9).
Работа с интерактивным тестом. Один ответ – 1 балл. Всего 12 баллов.
Вот и собран букет для Пиявки. Лунтик отправляется на День рождение и благодарит ребята вас за помощь.
4. Подведение итогов, выставление оценок.
30 и более баллов – «5»;
20 – 29 – «4»;
10 – 19 – «3»;
менее 10 – «2».
5. Рефлесия (слайд № 10).
Учитель предлагает обучающимся, которые удовлетворены своей работой на уроке и самим уроком поставить в вазу цветок. Рисунку цветка задана утилита множественного клонирования.
6.Домашнее задание (слайд №11).
Составить кроссворд или ребус по теме.
Литература:
-
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2011;
-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Братына Татьяна Леонидовна
→ Публикатор 21.12.2021 0 1300 158 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.