Конспект урока биологии "Двудольные растения"; 6 класс


Автор. Братына Татьяна Леонидовна.

Полное название образовательного учреждения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат».

Предмет. Биология.

Раздел. Систематика растений.

Тема. Семейства класса Двудольные растения.

Класс. 6

Учебно-методическое обеспечение. Интерактивная доска Smart Board, компьютер, гербарий.

Время реализации занятия: 45 минут.

Цель урока. Обобщение знаний по теме «Семейства класса Двудольные растения»

Задачи урока:

  • познавательные:

  • обобщение знаний по определению семейств из класса двудольных растений, их ролью в жизни человека.

  • развивающие:

1) развивать навыки работы с диаграммами, формулами цветка;

2) закреплять умения определения принадлежности растений к определённому семейству;

3) развивать навыки работы с интерактивной доской.

  • воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению природы, бережного отношения к ней;

  2. воспитывать культуру поведения в обществе;

  3. воспитывать коммуникативные качества;

  4. развитие эстетического вкуса.

Тип урока:

  • урок обобщения пройденного материала.

Форма урока:

  • урок - путешествие.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

0,5 мин.

2. Стадия вызова. Определение темы урока.

3,5 мин.

3. Работа с заданиями по теме

35 мин.

4. Подведение итогов

2 мин

5. Рефлексия

3,5 мин

6. Домашнее задание

0,5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова. Определение темы урока.

Вступительное слово учителя.

- Ребята наш сегодняшний урок я хотела бы начать со строк стихотворения Ларисы Кузьминской.

Красиво подобрана  связка цветов, -
Созвездья волшебные  ароматов,
Любимцы бульваров, аллей и садов,
Поклонники алых восходов, закатов…
Гвоздика, жасмин, базилик, тубероза,
Кругами цветными  лежит красота,
Дарует нам радости светлые слезы,
В которых мерцает небес чистота.

Лариса Кузьминская.

Скажите, пожалуйста, какую роль играет цветок в систематике цветковых растений?

Ответ обучающихся.

- По строению цветка определяют, к какому семейству принадлежит растение.

Учитель.

- С семействами, какого класса вы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их.

Ответ обучающихся.

- Мы познакомились с классом Двудольные растения и принадлежащими этому классу семействами: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Паслёновые, Бобовые (Мотыльковые), Сложноцветные (Астровые).

Учитель.

Готовы ли вы, ребята проверить насколько прочны и глубоки ваши знания по этой теме.

Ответ обучающихся.

- Готовы.

Учитель.

- Тогда я приглашаю вас в путешествие по «цветочной» стране.

(Открывает первый слайд с темой урока)

3. Работа с заданиями по теме. Путешествие с Лунтиком.

Учитель.

- Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость. Вы его все знаете – это герой мультсериала Лунтик. Вы, конечно, помните, что он попал на Землю с Луны и не знает многих вещей, но имеет большое желание всему научиться. Сегодня Лунтика пригласила на День рождение жительница пруда Пиявка. Это с одной стороны очень обрадовало Лунтика, а с другой стороны озаботило, так как характер у именинницы своенравный, непростой, поэтому Лунтик решил уделить большое внимание выбору подарка. Он решил, что для жительницы пруда самым дорогим и необычным подарком будет букет цветов. Вот и отправился наш герой к своим друзьям для того, чтобы они помогли подобрать ему цветы для букета.

(После выполнения каждого задания Лунтик получает цветок для букета)

Задание №1(слайд №2).

Первым кого он встретил, был его друг кузнечик Кузя. Он обещал помочь Лунтику, но с условием, если он выполнит его задание. Лунтик обратился к вам с просьбой о помощи.

(Необходимо выбрать признаки класса двудольных растений и совместить их с рисунками). За один ответ – 1 балл.

Задание №2 (слайд №3).

Лунтик отправился к своему другу Пчелёнку. «Уж он то, всё знает о цветах» - решил наш герой. Но у Пчелёнка совершенно не было времени, растения, с чьих цветов он собирал нектар «перепутали» признаки своих семейств и ему предстояла трудная задача, всё расставить на свои места. Давайте и мы с вами поможем нашим друзьям.

(Необходимо признаки каждого семейства собрать в одну строку таблицы) За один вариант ответа 2 балла.

Задание №3 (слайд №4).

По дороге Лунтик повстречал божью коровку Милу. Она готова была помочь ему, если он сможет правильно подобрать соцветия к растению и определить, к какому семейству оно принадлежит. За один ответ – 1 балл

Задание №4 (слайд №5).

Следующими на его пути были два ленивых братца Вупсень и Пупсень. «Вряд ли они смогут мне чем-нибудь помочь» - подумал Лунтик. Но гусеницы стали его уверять, что они самые лучшие ценители красоты и только они смогут подобрать нужные цветы для букета. Но у них была проблема, они с утра переели и у них болели животы. Давайте поможем Лунтику разобраться в лекарственных растениях и помочь братьям.

(Необходимо отгадать загадку, выбрать на слайде соответствующее лекарственное растение и подобрать ему формулу цветка и название семейства)

Конкурс загадок. Бывают жёлтые и белые,

В поле сестрички стоят, Свистят в стручки из них – умелые.

Желтые глазки на солнце глядят. Как кадриков в мультипликации

У каждой сестрички – белые реснички. Стручков так много у …

(ромашка) (акации)

Он красивый, розе брат,

Если ты не виноват,

Всё равно имей в виду,

Может уколоть в саду.

(шиповник)

 

 

 

 

На пустырях и по дорогам.
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства -
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожем на суму.

(пастушья сумка)

За один ответ – 1 балл

Задание №5 (слайд №6).

«А не зайти ли мне в гости к дядюшке Шнюку. Он такую ажурную паутину плетёт, наверное, и в цветах разбирается » - подумал Лунтик. А в это время трудолюбивый паучок закончил работу над кроссвордом из паутины. Ах, как он обрадовался приходу Лунтика и решил не отпускать его пока он кроссворд не решит. А почему бы и нам, ребята, не поучаствовать в разгадывании кроссворда вместе с нашим героем?

Задания к кроссворду.

1. По какому органу, кроме цветка, можно иногда определить семейство?

2. Представитель розоцветных растений, имеет плод костянку.

3. Плод у крестоцветных растений.

4. Ядовитое растение из семейства паслёновых.

5. Плод у мотыльковых растений.

6. Название семейства, к которому принадлежит картофель.

7. Овощ, представитель крестоцветных, бывает «дикая».

8. Плод растений семейства сложноцветных.

9. Второе наименование семейства крестоцветных.

10. Название семейства, чьи растения имеют цветок с большим количеством тычинок.

Сначала обучающиеся работают в парах, а затем ответы записывают в ячейки кроссворда на слайде и проверяют (взаимопроверка). Оценивание ответа 1 балл.

Задание №6 (слайд №7).

«Интересно, а чем сейчас заняты баба Капа и генерал Шер, найдётся ли уних для меня немного времени?»- рассуждал Лунтик, подходя к дому. В доме всё было по прежнему баба Капа суетилась на кухне, генерал внимательно читал газету.

«У тебя очень задумчивый вид, Лунтик, что-то случилось?» – забеспокоилась она. Лунтик объяснил, что ему необходима помощь в выборе цветов для поздравительного букета. «Это очень нерпостое дело. Нужны прочные знания о растенях, так как ты обязатльно должен знать цветок какого растени ты даришь, его особенности. Ты, Лунтик, пока пройди испытания на знание растений, которое тебе даст генерал Шер, а я тем временем накрою стол и мы будем пить чай.»

Задание №7 (слайд №8).

Работа с гербарным материалом и определителем (работа в парах).

Обучающиеся получают гербарный материал под определённым номером, затем по определителю устанавливают вид растения, устанавливают его систематическую принадлежность. По окончанию работы ответы проверяются на слайде. Работа оценивается в 3 балла. Если растение не систематизировано обучающиеся получают 1 балл.

Пример систематической идентификации.

Царство – Растения;

Отдел – Покрытосеменные;

Класс – Двудольные;

Семейство – Крестоцветные;

Род – Ярутка;

Вид – Ярутка полевая.

Задание №8 (слайд 9).

Работа с интерактивным тестом. Один ответ – 1 балл. Всего 12 баллов.

Вот и собран букет для Пиявки. Лунтик отправляется на День рождение и благодарит ребята вас за помощь.

4. Подведение итогов, выставление оценок.

30 и более баллов – «5»;

20 – 29 – «4»;

10 – 19 – «3»;

менее 10 – «2».

5. Рефлесия (слайд № 10).

Учитель предлагает обучающимся, которые удовлетворены своей работой на уроке и самим уроком поставить в вазу цветок. Рисунку цветка задана утилита множественного клонирования.

6.Домашнее задание (слайд №11).

Составить кроссворд или ребус по теме.

 

Литература:

  • Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2011;

  •  

 


Полный текст материала Конспект урока биологии "Двудольные растения"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Братына Татьяна Леонидовна  Публикатор
21.12.2021 0 1111 142

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК