Статья "Из опыта преподавания биологии в 5 классе в рамках ФГОС ООО"
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ В РАМКАХ ФГОС ООО.
Автор: Лаушкина Т.А.
учитель биологии МОУ- ООШ с.Семёновка
Марксовский район Саратовская область.
В 2012-2013 учебном году в 5классе в рамках ФГОС ООО введен предмет биология. В МОУ ООШ с.Семёновка, продолжая образовательную линию УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, обучение биологии ведется по программе доктора педагогических наук В.В.Пасечника. Учебник «Биология» В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк - основной элементобразовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 5-6 классов издательство М.:Просвещение. Главная цель современного образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование должно обеспечивать учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность ,компетентность в решении широкого круга вопросов , связанных с живой природой. Содержание УМК под редакцией В.В.Пасечника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его личности. Электронное приложение к учебнику позволяет глубоко, наглядно расширить текстовую и визуальную информацию и научиться применять её при решении разнообразных познавательных, практических задач и подготовке творческих работ. Изучение материала ориентирую на личностно-развивающую деятельность учащегося и определяется соответствующими видами этой деятельности.
На мой взгляд, важной положительной стороной учебника В.В.Пасечника является его логическая связь с курсом «Окружающий мир» начальной школы.
1
Это способствует реализации принципа преемственности в обучении и методически грамотном подходе к формированию и развитию системы биологических понятий.
Исходя из опыта работы по данной программе выяснила, что для достижения образовательных целей и реализации образовательных принципов необходимо больше внимания уделять практической работе учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Конечно, современный кабинет биологии должен отвечать современному уровню. Световым микроскопом не заинтересуешь, не утолишь любопытство современных учеников- они хотят проникнуть в самые глубины, узнать причины, провести эксперимент. При планировании уроков биологии в 5 классе большую часть урока стремлюсь отводить самостоятельной работе учащихся, построив урок так, чтобы самой быть консультантом, даю возможность ребенку самому получить знания из собственного опыта. Например тему «Химический состав клетки» считаю невозможно изучить без практической работы на уроке. Донести до сознания пятиклассника достаточно сложную информацию только с помощью слов невозможно. Поэтому изучение провожу только с опорой на практику. Учащиеся поэтапно, под руководством учителя готовят исследуемый материал(кусочки теста, дольки клубня картофеля и т.д.), затаив дыхание от предвкушения чего-то особенного, необычного, внимательно считают капельки йода, добавляя к мутной взвеси. Увидев синий цвет (получив результат )просто сияют от счастья! Да разве такое забудется? Ребенок проходит путь познания от простого к сложному, самостоятельно выстраивая ответ на вопрос учителя. Совершенно против того, что ученики должны сидеть за рабочим столом, как вкопанные, разрешаю передвигаться по классу во время практических работ, чтобы у детей была возможность сравнить свой результат
2
(например, при рассматривании микропрепарата под микроскопом) с результатом других учащихся, порадоваться своему успеху, показать другим или стремиться к тому, что получилось у соседа . Наблюдая за деятельностью учеников , пришла к выводу, что простейший успех провоцирует ребенка на преодоление новых вершин познания, осознание своей важности, стремление быть примером для других. Часто использую на уроке и внеклассных занятиях коллективную деятельность: там, где над одним вопросом думают несколько голов, приходит взвешенное решение, в споре рождается истина.
Коллективная деятельность (работа в парах, группах, бригадах и т.д.) непроизвольно заставляет детей говорить, проговаривать свои рассуждения, отстаивать, доказывать свою точку зрения. Это развивает устную речь, отрабатывает умозаключение, учит общению и сотрудничеству. Особенно радует интерес к изучению темы, основываясь на практическую деятельность с использованием возможностей кабинета слабых учащихся. Они так вникают в процесс познания, что удивляешься, а тот ли это Дима, который чаще всего просто наблюдает и слушает что говорят другие .Наблюдая за пятиклассниками, пришла к выводу: чем больше на уроке биологии практических работ, тем глубже остается в памяти то, что необходимо донести до сознания ребенка при изучении материала любой сложности.
3
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лаушкина Татьяна Анатольевна
→ Публикатор 29.12.2021 0 1298 159 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.