Задачи разного уровня сложности по биологии "Основы генетики и селекции"; 10 - 11 классы
Задачи разного уровня сложности .Предмет: Биология «Основы генетики и селекции» Класс: 10-11.
Задача «Селекция лошадей».
Составитель: И.А. Сахарова , школа № 1, г. Новочеркасск.
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология( «Основы генетики и селекции» ).Класс: 10-11.
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11классов, для изучения темы «Основы генетики и селекции .»
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Основы генетики и селекции», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (словесного описания к схеме);
• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники: • Биология. Общая биология . 10-11 класс /Под ред. А.А. Каменский.Е.А.Криксунов- М.: Дрофа,2008. •
Текст задачи «…….Для выведения и совершенствования пород, а также получения лошадей желаемого типа используются уже отработанные методы разведения сельскохозяйственных животных. Они включают в себя систему отбора и различные варианты спаривания. В коневодстве применяют два метода разведения лошадей: чистопородное и скрещивание. Если спаривают лошадей одной породы — это называется чистопородным разведением, а разных пород — скрещиванием. В свою очередь чистопородное разведение бывает родственным и неродственным.
Основным методом племенной работы с конскими породами, достигшими определенного уровня хозяйственно полезных качеств, является чистопородное разведение, то есть спаривание животных, принадлежащих к одной породе. Данный метод позволяет поддерживать в породе известную наследственную однородность, надёжно сохранять и развивать свойственные породе качества. Метод чистопородного разведения используют в племенных хозяйствах при разведении чистокровной верховой, арабской, ахалтекинской, орловской рысистой, советской тяжеловозной и ряда других пород.
Скрещивание –наиболее часто применяемый метод разведения у всех видов животных и во всех породах. Одновременно с началом использования чистопородного разведения стали образовываться также «студбуки» .В них систематически описывают животных одной популяции. Поэтому скрещивание в практическом животноводстве называют также разведение по племенной книге. У небольшого количества пород племенные книги закрыты (например, английская чистокровная верховая, исландская лошадь). Это означает, что в племенную книгу могут быть записаны только те животные, родители которых занесены в соответствующую породе племенную книгу.
В Рязанской области, недалеко от села Константиново — родины великого русского поэта Сергея Есенина, расположился Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства. В 1978 году здесь был основан селекционный центр по верховым, рысистым и тяжелоупряжным породам лошадей. Он ведет научно-методическое руководство и координацию селекционно-племенной работы в коневодстве. В центре разрабатываются специфичные методики оценки производителей по качеству потомства .Метод определения качества по потомству применяется при определении качеств самцов по тем признакам, которые у их не проявляются. От производителя получают потомство и сравнивают его с продуктивностью матери и средней продуктивностью породы. Если продуктивность дочерей выше, чем матерей, то в таком случае производитель обладает высокими показателями породы и его используют для улучшения породы.…»
Задание №1
Прочитайте текст и проанализируйте данную таблицу «Методы селекции». Заполните пустые ячейки таблицы используя понятия и приёмы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или пример из предложенного списка.
Метод селекции |
Принцип метода |
Значение |
Гибридизация родственная |
Скрещивают животных одной породы |
__________________А |
Метод определения качества по потомству |
______________Б |
Выявляет качество производителя |
___________________В |
Скрещивают животных разных пород |
Выведение новых пород |
1.Выведение новых пород
2.Закрепление существующих признаков
3.Инбридинг
4.Аутбридинг
5.Участвуют как родственные, так и не родственные формы организмов
6. Потомство сравнивают с продуктивностью матери и средней продуктивностью породы
Задание 2.
Прочитайте текст и раскройте понятие «Чистопородное разведение и его значение для селекции».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 3
У кобылы белой масти и жеребца пегой масти всегда рождаются золотисто-жёлтые жеребята. При скрещивании потомков первого поколения(золотисто-жёлтых) между собой проявились все фенотипические группы: (золотисто желтые, белые, гнедые). Подскажите, жеребята какой окраски (вероятнее всего) будут рождаться чаще других? Ответ обоснуйте.
Ответ: __________________________
Лист ответов
Задание №1 Деятельность: Заполнение таблицы при сопоставлении текста.
Проанализируйте текст и таблицу «Методы селекции». Заполните пустые ячейки таблицы используя понятия и приёмы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или пример из предложенного списка.
Метод селекции |
Принцип метода |
Значение |
Гибридизация родственная |
Скрещивают животных одной породы |
__________________А |
Метод определения качества по потомству |
______________Б |
Выявляет качество производителя |
___________________В |
Скрещивают животных неродственных линий |
Выведение новых пород |
1.Выведение новых пород(сортов)
2.Закрепление существующих признаков
3.Инбридинг
4.Аутбридинг
5.Участвуют как родственные, так и не родственные формы организмов
6. Потомство сравнивают с продуктивностью матери и средней продуктивностью породы
А |
Б |
В |
2 |
6 |
4 |
Критерии оценивания:
Выставляется, – 2 балла, если указана верная последовательностьциыр,1балл, если допущена Одна ошибка,0баллв во всех остальных случаях.
Задание 2. Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.
1.Спаривание лошадей одной породы — это называется чистопородным разведением
2. Чистопородное разведение бывает родственным и неродственным.
3. Метод позволяет поддерживать в породе известную наследственную однородность, надёжно сохранять и развивать свойственные породе качества.
Критерии оценивания:
Критерии оценивания: Верно определены все три предположения– 2 балла. Верно определен один вид– 1 балл. Не определены– 0 баллов.
Задание 3. Деятельность: Высказать предположение и обосновать его. Ответ:
Ответ: Золотисто-жёлтые будут рождаться чаще других.
Так как у родителей появились потомки, отличающиеся от них самих по окраске, следовательно, мы имеем дело с работой закона на неполное доминирование. Во втором поколении происходит расщепление 1:2:1 (по фенотипу); гетерозиготные особи(золотисто-жёлтые) составляют 50% (2 части), следовательно, рождаются чаще других.
Критерии оценивания: Дан правильный ответ и приведено обоснование – 2 балла. Дан правильный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл. Ответ неверный – 0 баллов.
Умения. Естественнонаучные:
1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач.
2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.
4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.
5. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, , анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) .
Информационные:
1. Находить точную информацию в текстах.
2. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
3. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
4. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Общеучебные:
1 Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме..
2. Решать задачу на основе с использованием комплексных подходов.
3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
4. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.
5. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
6. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
7. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).
8. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
9. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Ирина Александровна
→ Публикатор 06.03.2022 0 1705 173 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы