Практическая работа "Задание на развитие естественнонаучной грамотности"; 10 - 11 классы


Практическая работа

Задание на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов по основам генетики

Взаимодействие аллельных генов

Составитель: Литвинцева Л.В. МБОУ "СШ 16" г. Норильск

Предмет: Биология (генетика).

Класс: 10-11.

Цель задачи: развитие естественнонаучной грамотности учащихся 10-11 классов по основам генетики при изучении видов взаимодействия аллельных генов

Задачи:

1. находить точную информацию в тексте;

2. переводить один вид текста в другой;

3. работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

4. при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

5. решать задачи на взаимодействие генов

6. привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;

Использованные источники:

  • Биология. 10 класс / Под ред. Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.- М.:Дрофа, 2019г

  • Сборник задач по генетике с решениями./ Под ред.Крестьянинова В.Ю., Вайнера Г.Б.- М.: Лицей, 2017

Текст

Существуют следующие взаимодействия аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование, аллельное исключение и межаллельная комплементация.

Полное доминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный ген полностью подавляет рецессивный аллель, в результате фенотипически проявляется доминантный признак.

Неполное доминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный ген неполностью подавляет рецессивный аллель, в результате имеет место промежуточный характер наследования признака.

Сверхдоминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный аллель проявляет себя намного ярче, чем у доминантной гомозиготы. Этот механизм взаимодействия генов лежит в основе гетерозиса.

Кодоминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии оба аллеля равнозначны, в результате у гибрида развивается новый признак, пример наследование IV(АВ) группы крови у человека I A I B .

Аллельное исключение – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в части соматических клеток одного и того же организма фенотипически проявляет себя доминантный аллель, а в другой части соматических клеток – рецессивный аллель. Этот тип взаимодействия генов имеет место у организмов- мозаиков.

Межаллельная комплементация – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором два разных мутантных аллеля совместно могут обеспечить нормальный фенотип.


Выполнить задания

Задание 1

Резус фактор. 85% Резус положительные (имеют белок) – генотип: DD или Dd 15%. Резус отрицательные (не имеют белка) – генотип: dd

О каком виде взаимодействия аллельных генов идет речь? Ответ обоснуйте

Задание 2

Взаимодействие неаллельных генов. Заполните недостающие фрагменты таблицы

Вид взаимодействия

Характеристика

1

Взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный аллель проявляет себя намного ярче, чем у доминантной гомозиготы.

Межаллельная комплементация

2

Задание 3

Какой вид взаимодействия аллельных генов представлен в таблице?

Задание 4

 Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови? Запишите схему скрещивания, генотипы и фенотипы родителей и возможных детей. Какова вероятность рождения детей с 4 группой крови?


Задание 5

В формировании фенотипа участвует только один аллель из аллельной пары, второй «выключен», это наблюдается при работе генов, локализованных в Х хромосомах у женщин, т.к. либо одна либо другая Х хромосома компактизируется в виде тельца Барра ХA – наличие потовых желез, Ха – отсутствие потовых желез ХAХA - нормальные потовые железы ХAХа - мозаичность распределения потовых желез в коже в результате инактивации одной из Х-хромосом. Это пример...................взаимодействия аллельных генов. Впишите недостающий вид взаимодействия.


Лист ответов.

Задание 1.

Ответ: полное доминирование. В гетерозиготном состоянии доминантный ген полностью подавляет рецессивный аллель, в результате фенотипически проявляется доминантный признак. Рецессивный проявляет только при dd

Критерии оценивания:

Дан ответ и приведено обоснование – 2 балла.

Дан утвердительные ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.


Задание 2.

Ответ:

1. сверхдоминирование

2. это такое взаимодействие аллельных генов, при котором два разных мутантных аллеля совместно могут обеспечить нормальный фенотип.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя два пропущенных элемента – 2 балла.

Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 1 баллов.

Оба ответа неверные - 0 баллов


Задание 3.

Ответ: кодоминирование

Критерии оценивания:

Дан верный ответ– 1 балл.


Задание 4.

Решение:

Р:  IAIB   х    IAIB

G:    IA, IB          IA, IB

F1:     IAIA(II), IAIB(IV), IAIB(IV), IBIB(III)

Ответ: вероятность рождения детей с IV группой крови – 50%

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше злементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названныхвыше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

Задание 5

Ответ: аллельного исключения

Критерии оценивания:

Дан верный ответ– 1 балл.


Полный текст материала Практическая работа "Задание на развитие естественнонаучной грамотности"; 10 - 11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Литвинцева Лариса Викторовна  Публикатор
03.04.2022 0 3777 195

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК