Практическая работа "Задание на развитие естественнонаучной грамотности"; 10 - 11 классы
Практическая работа
Задание на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов по основам генетики
Взаимодействие аллельных генов
Составитель: Литвинцева Л.В. МБОУ "СШ 16" г. Норильск
Предмет: Биология (генетика).
Класс: 10-11.
Цель задачи: развитие естественнонаучной грамотности учащихся 10-11 классов по основам генетики при изучении видов взаимодействия аллельных генов
Задачи:
1. находить точную информацию в тексте;
2. переводить один вид текста в другой;
3. работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
4. при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
5. решать задачи на взаимодействие генов
6. привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;
Использованные источники:
Биология. 10 класс / Под ред. Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.- М.:Дрофа, 2019г
Сборник задач по генетике с решениями./ Под ред.Крестьянинова В.Ю., Вайнера Г.Б.- М.: Лицей, 2017
Текст
Существуют следующие взаимодействия аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование, аллельное исключение и межаллельная комплементация.
Полное доминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный ген полностью подавляет рецессивный аллель, в результате фенотипически проявляется доминантный признак.
Неполное доминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный ген неполностью подавляет рецессивный аллель, в результате имеет место промежуточный характер наследования признака.
Сверхдоминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный аллель проявляет себя намного ярче, чем у доминантной гомозиготы. Этот механизм взаимодействия генов лежит в основе гетерозиса.
Кодоминирование – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии оба аллеля равнозначны, в результате у гибрида развивается новый признак, пример наследование IV(АВ) группы крови у человека I A I B .
Аллельное исключение – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором в части соматических клеток одного и того же организма фенотипически проявляет себя доминантный аллель, а в другой части соматических клеток – рецессивный аллель. Этот тип взаимодействия генов имеет место у организмов- мозаиков.
Межаллельная комплементация – это такое взаимодействие аллельных генов, при котором два разных мутантных аллеля совместно могут обеспечить нормальный фенотип.
Выполнить задания
Задание 1
Резус фактор. 85% Резус положительные (имеют белок) – генотип: DD или Dd 15%. Резус отрицательные (не имеют белка) – генотип: dd
О каком виде взаимодействия аллельных генов идет речь? Ответ обоснуйте
Задание 2
Взаимодействие неаллельных генов. Заполните недостающие фрагменты таблицы
Вид взаимодействия |
Характеристика |
1 |
Взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии доминантный аллель проявляет себя намного ярче, чем у доминантной гомозиготы. |
Межаллельная комплементация |
2 |
Задание 3
Какой вид взаимодействия аллельных генов представлен в таблице?
Задание 4
Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови? Запишите схему скрещивания, генотипы и фенотипы родителей и возможных детей. Какова вероятность рождения детей с 4 группой крови?
Задание
5
В формировании фенотипа участвует только один аллель из аллельной пары, второй «выключен», это наблюдается при работе генов, локализованных в Х хромосомах у женщин, т.к. либо одна либо другая Х хромосома компактизируется в виде тельца Барра ХA – наличие потовых желез, Ха – отсутствие потовых желез ХAХA - нормальные потовые железы ХAХа - мозаичность распределения потовых желез в коже в результате инактивации одной из Х-хромосом. Это пример...................взаимодействия аллельных генов. Впишите недостающий вид взаимодействия.
Лист ответов.
Задание 1.
Ответ: полное доминирование. В гетерозиготном состоянии доминантный ген полностью подавляет рецессивный аллель, в результате фенотипически проявляется доминантный признак. Рецессивный проявляет только при dd
Критерии оценивания:
Дан ответ и приведено обоснование – 2 балла.
Дан утвердительные ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 2.
Ответ:
1. сверхдоминирование
2. это такое взаимодействие аллельных генов, при котором два разных мутантных аллеля совместно могут обеспечить нормальный фенотип.
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя два пропущенных элемента – 2 балла.
Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 1 баллов.
Оба ответа неверные - 0 баллов
Задание 3.
Ответ: кодоминирование
Критерии оценивания:
Дан верный ответ– 1 балл.
Задание 4.
Решение:
Р: IAIB х IAIB
G: IA, IB IA, IB
F1: IAIA(II), IAIB(IV), IAIB(IV), IBIB(III)
Ответ: вероятность рождения детей с IV группой крови – 50%
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.
Ответ включает в себя два из названных выше злементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.
Ответ включает в себя один из названныхвыше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов.
Задание 5
Ответ: аллельного исключения
Критерии оценивания:
Дан верный ответ– 1 балл.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Литвинцева Лариса Викторовна
→ Публикатор 03.04.2022 0 3777 195 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы