Конспект внеклассного мероприятия "Викторина по экологии"; 10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Олега Беспалова, воина-десантника, погибшего в Афганистане"

города Чебоксары Чувашской Республики

 

 

 

Экология

10 класс

 

 

 

Внеклассное мероприятие природоохранной тематики

 

«Викторина по экологии»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Тунгулова Мария Геннадьевна,

МБОУ «СОШ №7 »

имени Олега Беспалова,

воина-десантника, погибшего в Афганистане"

города Чебоксары Чувашской Республики

Минобразования Чувашии

 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

Чебоксары, 2021

 

Содержание

 

Аннотация

 

3

Сценарий внеклассного мероприятия «Викторина по экологии»

 

4

Список источников и литературы

 

7

Приложение 1.1.Конкурс: «Приветствие команд»

8

Приложение 22.Конкурс: «Экологический светофор»

9

Приложение 3. 3.Конкурс: «Если бы да кабы…» 

11

 

 

Аннотация

Данное внеклассное мероприятие разработано для обучающихся, осваивающих программу общеобразовательной дисциплины Биология.

Проблемы загрязнения окружающей среды и его влияния на живые организмы актуальны в настоящее время. Каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен. Основная цель педагога убедить обучающихся в необходимости бережного отно­шения к окружающей среде и природе в целом, сформировать экологические знания, основы экологической культуры, привить экологическое мышление.

Мероприятие представлено в форме игры – викторины, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы.

Обучающиеся делятся на две команды, отвечают на вопросы викторины, связанные с отношением к природе; решают экологические задачи; находят пропущенные слова в высказываниях о природе; выполняют и защищают проекты экологического благоустроенного района.

Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы, учителям биологии, экологии.

 

Сценарийвнеклассного мероприятия «Викторина по экологии»

 

Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

Задачи:

  • Обучающие. 

- Научить принимать правильные решения в различных ситуациях.

- Находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос.

- Сформировать умения отстаивать свою точку зрения.

  • Развивающие. 

- Развивать экологическое мышление;

- Способствовать дальнейшему развитию логического мышления обучающихся.

Формировать умения сравнивать, обобщать, давать обоснование.

  • Воспитательные. 

- Формировать экологическую культуру;

- Формировать научное мировоззрение;

- Воспитание положительного отношения к получению знаний.

- Воспитание уверенности в своих силах, чувства ответственности.

 

Форма проведения мероприятия: игра - викторина

Оснащённость:

презентация, дидактические карточки, плакаты, бумага в формате А3, фломастеры, платки – треугольники.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер.

Музыкальное оформление: мелодиидля релаксации.

Участники: 2 команды.

Правила игры:

  1. Обучающиеся делятся на две команды, отвечают на вопросы викторины.

  2. Время на обдумывание ответа – 30 секунд.

  3. Команды отвечают на вопросы последовательно друг за другом.

  4. Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.

  5. Игра идет до последнего вопроса.

  6. За каждый правильный ответ присуждается один балл (выдаётся жетон).

Ход игры:

 

Преподаватель: (звучит музыка Ю. Антонова «Колокол тревоги»)
Здравствуйте, дорогие ребята! Наша викторина посвящена экологии. Мы часто слышим это слово. Что же оно означает?

Предполагаемые ответы обучающихся: «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука.

Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии.И сегодня мы с вами обсудим ряд вопросов, связанных с охраной окружающей среды.

Вмешательство человека в природу началось еще в глубокой древности - это были мирные способы ведения хозяйства (охота и рыболовство, вырубка деревьев). Затем начался этап более серьёзного наступления на природу: строились города, заводы, появились отходы деятельности человека. Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. И большинство людей задумалось над этой проблемой. «Очистим планету от мусора» - всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Давайте и мы с вами попробуем не оставлять после себя мусор.

 

- Как вы думаете, как называется новое научное направлениео мусороведение?

Это гарбология, т. е. мусороведение. Так что мусор - это дело нешуточное. И как знать, может быть через несколько лет присутствующие здесь ребята станут учеными-гарбологами, которые помогут селам, деревням и городам освободиться от мусорных «оков». А пока что от нас требуется? Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. Главное, что бы все были объединены одной целью — сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.

 

А теперь приступим к игре - викторине.

Путём жеребьёвки обучающиесяделится на две команды.

В каждом туре вы будете зарабатывать жетоны – в конце игры – у кого больше жетонов, тот и победитель.

1.Конкурс: «Приветствие команд» Вам нужно будет придумать название команды и дописать девиз команды (придумать слово) (Приложение 1)

2.Конкурс: «Экологический светофор» (Приложение 2)

Для проведения этого конкурса используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут на столы. Обучающиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 жетон.

1. Зеленые карточки - помогаете природе.

2. Красные карточки - ясно, что вредите ей.

3. Желтые карточки - вас предупреждает.

 

3.Конкурс:«Если бы да кабы…» (Приложение 3)

Командам предлагаются экологические задачи.

 

4.Конкурс:Составьте пищевую цепь: (Приложение 4)

 

Каждая команда получает свою карточку.

  1. Пруда.

  2. Океана.

  3. Широколиственного леса.

  4. Луга.

 

5.Конкурс «Узнайте по силуэту вымерших животных».

 

Каждой команде выдаются карточки с изображением вымерших животных.

  1. Тур.

  2. Гигантский олень.

  3. Дронт.

  4. Квагга.

  5. Бескрылая гагара.

  6. Стеллерова корова.

  7. Странствующий голубь.

 

6.Конкурс «Решаем экологические проблемы»

Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

1) Использование ядохимикатов.

2) Приобретение белянкового наездника.

3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты. Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.

Предполагаемый ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ — использование белянкового наездника.

Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.

Предполагаемый ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.

 

7.Конкурс «Биологическое сложение»

Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.

  1. Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник =австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру)

  2. Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)

  3. Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.(Ока + Пи = окапи)

  4. Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица.(Фен + икс = феникс)

8.Конкурс: «Строим Экорайон» (обучающиеся выполняют и защищают проекты экологического благоустроенного района.).

Разработать проект, указав в нём влияние цветовой гаммы на здоровье человека, знания о способах очистки воды и воздуха, знание ассортимента современных воздухо- и водоочистителей,способы утилизации различных отходов - бумаги, стекла, металла, пластмасс и т. д., знать о последствиях неправильной утилизации отходов

 

9. Подведение итогов, награждение.

Подведение итогов игры, награждение победителей.

И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки: Пора бы человечеству понять, Богатства у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же – живая! Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте –ка мы все навек объединимся. Давайте наши души вместе сохраним.Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

 

Просмотр видеосюжета о бережном отношении к природным ресурсам и окружающей среде.

 

 

Список источников и литературы:

1. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград Издательство «Учитель» 2015

2. М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10 – 11 классах. Волгоград Издательство «Учитель» 2016

3. Интернет ресурсы: ЦОР. Электронное учебное пособие. Экология 10 -11 классы. Под редакцией А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазов. Лицензионная копия от «1 С» и «Дрофы» 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Помогаем природе, её защищаем, от печальных последствий наш дом охраняем!

 

Будем мы любить природу, береги её и ты. Пусть поют душа и сердце от волшебной красоты!

 

Приложение 2

«Экологический светофор»

Вопросы на желтых карточках:

1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, все дела свои решают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка?

(Дети заразились глистами.Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

2. Зайку серого в лесу найду, Принесу его домой - Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

3. Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

4. Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки.Если струйкой - 100 л в сутки.)

(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

5. Красива обувь, суперсовременна Рифленая подошва, блеск! Прошли красивые ботинки Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

6. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

 

Вопросы на красных карточках:

1. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет ... Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

2. Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

3. Какой вред приносит дым из фабричных труб?

(Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

4. Едем на автомобиле И гордимся, как красиво Позади клубится дым. Чих-чих-чих! Куда бежим?Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

5. Бутылки и банки бросаем в походе, Не разлагается мусор в природе. Пришли через год на полянку И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

6. Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.

(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

 

Вопросы на зеленых карточках:

1. Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы, Чтоб оно со временем Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

2.. Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

3. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)

4. О чем поют воробушки В последний день зимы? -Мы выжили! -Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам?

(Кормушки развешиваются по деревьям, корм.им регулярно подсыпается

5. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

6. Поливаем клумбы дружно. Траву выполем на спор. А зачем все это нужно? Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

7. Принесли из леса шишки, Желудей несем мешок, От берез нашли сережки. Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород?

(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.

 

Приложение 3

Конкурс: экологические задачи«Если бы да кабы…»

Вопросы:

1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?

(Ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода.Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья.)

2. Установлено, что не менее 90% курильщиков "со стажем" воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт?

(Ребенок в курящей семье является косвенным курильщиком, и его организм становится зависимым от наркотика (никотина).У таких людей потребность курить вырабатывается быстрее.)

3. В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов ХVIII века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений.

(Свинец, растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)

4. Один из "врагов" человека - комар - переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким-то способом избавиться от всех комаров?

(Нарушится природное равновесие. Личинки комаров - корм для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать гибель нескольких других видов.

 

 

 

 

 

 

 

12

 


Полный текст материала Конспект внеклассного мероприятия "Викторина по экологии"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тунгулова Мария Геннадьевна  Публикатор
28.11.2022 0 1371 38

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК