Конспект внеклассного мероприятия "Викторина по экологии"; 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Олега Беспалова, воина-десантника, погибшего в Афганистане"
города Чебоксары Чувашской Республики
Экология
10 класс
Внеклассное мероприятие природоохранной тематики
«Викторина по экологии»
Автор работы:
Тунгулова Мария Геннадьевна,
МБОУ «СОШ №7 »
имени Олега Беспалова,
воина-десантника, погибшего в Афганистане"
города Чебоксары Чувашской Республики
Минобразования Чувашии
Чебоксары, 2021
Содержание
Аннотация
|
3 |
Сценарий внеклассного мероприятия «Викторина по экологии»
|
4 |
Список источников и литературы
|
7 |
Приложение 1.1.Конкурс: «Приветствие команд» |
8 |
Приложение 22.Конкурс: «Экологический светофор» |
9 |
Приложение 3. 3.Конкурс: «Если бы да кабы…» |
11 |
Аннотация
Данное внеклассное мероприятие разработано для обучающихся, осваивающих программу общеобразовательной дисциплины Биология.
Проблемы загрязнения окружающей среды и его влияния на живые организмы актуальны в настоящее время. Каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен. Основная цель педагога убедить обучающихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, сформировать экологические знания, основы экологической культуры, привить экологическое мышление.
Мероприятие представлено в форме игры – викторины, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы.
Обучающиеся делятся на две команды, отвечают на вопросы викторины, связанные с отношением к природе; решают экологические задачи; находят пропущенные слова в высказываниях о природе; выполняют и защищают проекты экологического благоустроенного района.
Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы, учителям биологии, экологии.
Сценарийвнеклассного мероприятия «Викторина по экологии»
Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.
Задачи:
-
Обучающие.
- Научить принимать правильные решения в различных ситуациях.
- Находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос.
- Сформировать умения отстаивать свою точку зрения.
-
Развивающие.
- Развивать экологическое мышление;
- Способствовать дальнейшему развитию логического мышления обучающихся.
– Формировать умения сравнивать, обобщать, давать обоснование.
-
Воспитательные.
- Формировать экологическую культуру;
- Формировать научное мировоззрение;
- Воспитание положительного отношения к получению знаний.
- Воспитание уверенности в своих силах, чувства ответственности.
Форма проведения мероприятия: игра - викторина
Оснащённость:
презентация, дидактические карточки, плакаты, бумага в формате А3, фломастеры, платки – треугольники.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Музыкальное оформление: мелодиидля релаксации.
Участники: 2 команды.
Правила игры:
-
Обучающиеся делятся на две команды, отвечают на вопросы викторины.
-
Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
-
Команды отвечают на вопросы последовательно друг за другом.
-
Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
-
Игра идет до последнего вопроса.
-
За каждый правильный ответ присуждается один балл (выдаётся жетон).
Ход игры:
Преподаватель: (звучит музыка Ю. Антонова «Колокол тревоги»)
Здравствуйте, дорогие ребята! Наша викторина посвящена экологии. Мы часто слышим это слово. Что же оно означает?
Предполагаемые ответы обучающихся: «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука.
Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии.И сегодня мы с вами обсудим ряд вопросов, связанных с охраной окружающей среды.
Вмешательство человека в природу началось еще в глубокой древности - это были мирные способы ведения хозяйства (охота и рыболовство, вырубка деревьев). Затем начался этап более серьёзного наступления на природу: строились города, заводы, появились отходы деятельности человека. Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. И большинство людей задумалось над этой проблемой. «Очистим планету от мусора» - всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Давайте и мы с вами попробуем не оставлять после себя мусор.
- Как вы думаете, как называется новое научное направлениео мусороведение?
Это гарбология, т. е. мусороведение. Так что мусор - это дело нешуточное. И как знать, может быть через несколько лет присутствующие здесь ребята станут учеными-гарбологами, которые помогут селам, деревням и городам освободиться от мусорных «оков». А пока что от нас требуется? Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. Главное, что бы все были объединены одной целью — сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре - викторине.
Путём жеребьёвки обучающиесяделится на две команды.
В каждом туре вы будете зарабатывать жетоны – в конце игры – у кого больше жетонов, тот и победитель.
1.Конкурс: «Приветствие команд» Вам нужно будет придумать название команды и дописать девиз команды (придумать слово) (Приложение 1)
2.Конкурс: «Экологический светофор» (Приложение 2)
Для проведения этого конкурса используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут на столы. Обучающиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 жетон.
1. Зеленые карточки - помогаете природе.
2. Красные карточки - ясно, что вредите ей.
3. Желтые карточки - вас предупреждает.
3.Конкурс:«Если бы да кабы…» (Приложение 3)
Командам предлагаются экологические задачи.
4.Конкурс:Составьте пищевую цепь: (Приложение 4)
Каждая команда получает свою карточку.
-
Пруда.
-
Океана.
-
Широколиственного леса.
-
Луга.
5.Конкурс «Узнайте по силуэту вымерших животных».
Каждой команде выдаются карточки с изображением вымерших животных.
-
Тур.
-
Гигантский олень.
-
Дронт.
-
Квагга.
-
Бескрылая гагара.
-
Стеллерова корова.
-
Странствующий голубь.
6.Конкурс «Решаем экологические проблемы»
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты. Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
Предполагаемый ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ — использование белянкового наездника.
Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.
Предполагаемый ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
7.Конкурс «Биологическое сложение»
— Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.
-
Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник =австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру)
-
Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)
-
Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.(Ока + Пи = окапи)
-
Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица.(Фен + икс = феникс)
8.Конкурс: «Строим Экорайон» (обучающиеся выполняют и защищают проекты экологического благоустроенного района.).
Разработать проект, указав в нём влияние цветовой гаммы на здоровье человека, знания о способах очистки воды и воздуха, знание ассортимента современных воздухо- и водоочистителей,способы утилизации различных отходов - бумаги, стекла, металла, пластмасс и т. д., знать о последствиях неправильной утилизации отходов
9. Подведение итогов, награждение.
Подведение итогов игры, награждение победителей.
И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки: Пора бы человечеству понять, Богатства у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же – живая! Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте –ка мы все навек объединимся. Давайте наши души вместе сохраним.Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Просмотр видеосюжета о бережном отношении к природным ресурсам и окружающей среде.
Список источников и литературы:
1. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград Издательство «Учитель» 2015
2. М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10 – 11 классах. Волгоград Издательство «Учитель» 2016
3. Интернет ресурсы: ЦОР. Электронное учебное пособие. Экология 10 -11 классы. Под редакцией А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазов. Лицензионная копия от «1 С» и «Дрофы» 20.
Приложение 1
Помогаем природе, её защищаем, от печальных последствий наш дом охраняем!
Будем мы любить природу, береги её и ты. Пусть поют душа и сердце от волшебной красоты!
Приложение 2
«Экологический светофор»
Вопросы на желтых карточках:
1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, все дела свои решают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка?
(Дети заразились глистами.Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
2. Зайку серого в лесу найду, Принесу его домой - Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
3. Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
4. Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?
(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки.Если струйкой - 100 л в сутки.)
(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)
5. Красива обувь, суперсовременна Рифленая подошва, блеск! Прошли красивые ботинки Остался из песка и грязи след.
Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.
6. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?
(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)
Вопросы на красных карточках:
1. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет ... Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
2. Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.
Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
3. Какой вред приносит дым из фабричных труб?
(Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)
4. Едем на автомобиле И гордимся, как красиво Позади клубится дым. Чих-чих-чих! Куда бежим?Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?
5. Бутылки и банки бросаем в походе, Не разлагается мусор в природе. Пришли через год на полянку И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
6. Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.
(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)
Вопросы на зеленых карточках:
1. Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы, Чтоб оно со временем Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
2.. Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)
3. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)
4. О чем поют воробушки В последний день зимы? -Мы выжили! -Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, корм.им регулярно подсыпается
5. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?
6. Поливаем клумбы дружно. Траву выполем на спор. А зачем все это нужно? Чтоб красивым был наш двор!
Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?
(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
7. Принесли из леса шишки, Желудей несем мешок, От берез нашли сережки. Так зачем нам это впрок?
Почему необходимо собирать семена древесных пород?
(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.
Приложение 3
Конкурс: экологические задачи: «Если бы да кабы…»
Вопросы:
1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?
(Ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода.Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья.)
2. Установлено, что не менее 90% курильщиков "со стажем" воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт?
(Ребенок в курящей семье является косвенным курильщиком, и его организм становится зависимым от наркотика (никотина).У таких людей потребность курить вырабатывается быстрее.)
3. В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов ХVIII века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений.
(Свинец, растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)
4. Один из "врагов" человека - комар - переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким-то способом избавиться от всех комаров?
(Нарушится природное равновесие. Личинки комаров - корм для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать гибель нескольких других видов.
12
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тунгулова Мария Геннадьевна
→ Публикатор 28.11.2022 0 1371 38 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.