Конспект урока биологии "Дыхание. Газообмен в легких и тканях"; 8 класс
Методическаяразработкаурокасприменениемцифровогооборудованияцентра
«Точкароста»
Биология8 класс«Дыхание.Газообменвлегкихитканях»
Учитель биологиивысшей квалификационной категорииМКОУБольшевистской СОШ
села Сарапулка Мошковского районаАлтуховаТатьянаАлександровна
Цель: Образовательная-Создать условия для осознания и осмысления нового учебногоматериала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организациисамостоятельнойпознавательной деятельностиучащихся.
Развивающие- развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать,делать вывод.
Воспитательные:воспитыватькультуруречи,интерескпредмету,умениевзаимодействовать вгруппах.
Планируемыерезультаты:
Предметные:учащиесяпродолжатизучениефункцийдыхательнойсистемы.
Метапредметные:учащиесяразвиваютуменияпроводитьнаблюдения,фиксироватьрезультатыи наихоснованииделатьвыводы.
Личностные:уучащихсяформируютсяэлементыкоммуникативнойкомпетентностивобщенииисотрудничествесодноклассникамивпроцессеобразовательнойдеятельности.
Основныепонятияурока:газообмен,вдох,выдох,межреберныемышцы,диафрагма,жизненнаяёмкостьлегких.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничествособучающимися класса,работавгруппе,выполнениелабораторнойработы.
Типурока:комбинированный
Формыиметодыработы:фронтальная,групповая,индивидуальная;беседа,частично-поисковыйметод,беседа, составлениемоделейпобегаилисторасположения.
Применениепедагогическихтехнологий:-Проблемно–поисковые;-Информационно
коммуникативные;
Оборудование:телевизор,ноутбук,цифроваялабораториявобластинейротехнологий
«ZARNIZA»,практикумпобиологии,карточки-задания,презентациякуроку,учебник,тетрадь,тесты, карта оценкидеятельности,презентация.
Учебноепособие:СонинН.И.,СапинМ.Р.Биология:Человек.8класс-М.:Дрофа
Ходурока.
Ходурока
|
Этапурока |
Деятельность учителя |
Деятельностьучащихся |
1 |
Организационныйэтап |
Приветствиеучеников.Организоватьконтрольначалаработы,обеспечитьинтеллектуальныйиэмоциональныйнастройучениковна урок. Обратитевнимание,наурокемыбудемиспользоватькомпьютерноеоборудованиеипроводить |
Стоя приветствоватьучителя. Настроитьсяна восприятиеучебногоматериала. |
|
|
демонстрационныйопыт,поэтомунеобходимособлюдать технику безопасности. Сегодня на урокемыбудемработатьгруппой. Чтобымысумелииспользоватьуроксмаксимальнойэффективностью. Предлагаю выполнить упражнениедляразминки.Возьмитекарандаш,зажмитеегомежду ладонями и энергично покрутите его. Вот втаком же темпе мы и будем сегодня работать. Итак,начали.Слайд 1 |
Выполняютзадание |
2 |
Проверкадомашнегозадания |
На прошлом уроке мы с вами изучали строение ифункцииоргановдыхательнойсистемычеловека.Давайте проверим, как вы усвоили эту тему, готовыливыктому,чтобыдвигатьсяпопутипознанияэтойважнойдля человекасистемыорганов. Проводитсяпроверочнаяработа.
Уучащихсянастолахлежатиндивидуальныекарточкии чистыелисты.
На листе бумаги напишите число и свою фамилию,номеркарточки.Пронумеруйтеответы-5пунктов.Внимание,начали
Закончилиработу.
Карточка 1.Проверочная работа1.Внейочищается, увлажняетсяисогреваетсявоздух? Внейнаходятсяголосовыесвязкииголосоваящель? Трубка,состоящаяизхрящевыхполуколец?4.Онзакрываетвходвгортаньприглотании? 5.Составьтеформулыоксидов:оксидауглерода(IV)иоксида углерода(II) Ответы:1-носовая полость; 2-гортань; 3-трахея; 4-надгортанник;5-СO2иCO |
Работа по карточкам(индивидуально)
Выполняютзадание |
3 |
Мотивационныйэтап |
Послушайте притчуОднажды все жизненные силычеловека заспорили о том, кто из них главнее ирешили: «Тот из нас будет главным, после чьегоухода, тело человека окажется в наихудшемположении» Ушло зрение, человек страдал, но выжил, и зрениевернулось кнему. Ушелслух, человекстрадал,новыжил,ислухвернулсякнему. Ушел разум, человек перестал понимать, чтопроисходит вокруг, но все-таки выжил, и разумвернулсякнему. Ушло дыхание, и, подобно тому как конь вырываетколышки,ккоторымпривязаныегоноги, таконо |
|
|
|
вырвало и все другие жизненные силы из тела.Счего начинается нашажизнь? –Спервоговдоха. Учитель:Каковозначениедыхания?
Скажите, пожалуйста, какую большую тему мы свамисейчасизучаем? Как вы думаете, для чего ее нужно изучать?Теперь, что вы знаете о строении и функцияхоргановдыхания,каквы думаете какихзнанийвамнехватаетдляполнотыкартины? Чеговынезнаете? Вкакомпроцессе участвуюторганыдыхания? |
Ответы учащихся:Обмен газов междуклеткамииокружающейсредой
Ответыучащихся: Дыхательнуюсистему. Чтобы знать изкакихоргановонасостоит, как онаработает, что нужноделать, чтобыдыхательная системаработабезсбоев. |
4 |
Определениетемыурока.Целеполагание |
Скажите,пожалуйста,какуюбольшуютемумысвамисейчасизучаем?
Каквыдумаете,для чегоеенужноизучать?
Теперь,когдавызнаетеостроенииифункцияхоргановдыхания,каквы думаете какихзнанийвамнехватаетдляполнотыкартины? Чеговынезнаете? Вкакомпроцессе участвуюторганыдыхания?
О чём мы будем говорить на уроке? Итак, каковажетеманашегоурока? |
Ответыучащихся: Дыхательнуюсистему. Чтобы знать изкакихоргановонасостоит, как онаработает, что нужноделать, чтобыдыхательная системаработабезсбоев. Мы не знаем, какпроисходит процессдыхания и как онрегулируется Опроцесседыхания |
|
|
Теманашегоурока:Дыхание.ГазообменвлегкихитканяхОткройтеучебникнастр. 164 -Чтонамнужноизучитьпоэтойтеме?Сегоднямыузнаем: Какпроисходитвдох ивыдох? Какие мышцы принимают участие в движениигруднойклетки? Какой состав имеет вдыхаемый и выдыхаемыйвоздух? |
Открываемстр.164учебника -как происходитпроцессдыхания /дыхательныедвижения/ |
4 |
Изучениеновогоматериала |
-Прикакихфизическихдействияхвоздухпопадаетвлёгкие? -Привдохеивыдохе,чтопроисходитсорганизмом? |
Ответыучащихся -вдох/выдох -поступает О2 ивыделяетсяСО2 |
|
|
Какназываетсяэтотпроцесс? |
-газообмен |
|
|
-Априкакомусловиигазообменворганизмевозможен?
Проблемныйвопрос: Вашему вниманию хочу представить спор двухлюдей. Как известно, в споре рождается истина. Авы решите, кто же прав. ( При решении этоговопроса можете пользоваться текстом учебника)Поспорили два человека. Один утверждал, чтолегкиерасширяютсяипоэтомувних входитвоздух,другой - что воздух входит в легкие и поэтому онирасширяются.Кто прав?
Ответ:в стенках легких нет собственных мышц,поэтому при совершении вдоха и выдоха онипассивно следуют за грудной клеткой. Во времявыдоха легкие не спадаются из-за присутствияспециальноговеществасурфактанта,крометоговлегких всегда остается резервное количествовоздуха. (Если речь идет о естественном дыхании - правпервый:механизмдыханиявсасывающий.Еслиречьоб искусственном дыхании - прав второй, так какмеханизмвэтомслучае нагнетательный). Диафрагма – это мышечная перегородка, котораяразделяет грудную и брюшную полость. При вдохеона опускается на 3 – 4 см, увеличивая объемгрудной клетки на 1000 – 1200 мл. Такжепроисходит сокращение межреберных мышц,которые приподнимают легкие, увеличивая ихобъем. А теперь давайте посмотримВидеосюжетодыхательныхдвижениях.Слайд2 Задание.Давайте отразим процесс вдоха и выдоха втаблице. У вас на столе есть рабочий лист 1. Нужнозаполнитьпробелы. Приэтомбудемиспользоватьтекстучебникаирис.настр. 166 (таблица в виде рабочего листа выдается детям вначалеурока) Проверкатаблицы 3минуты.Слайд3 |
-приусловиипостояннойсменывоздухавлегких
СлушаютучителяОтветыучащихся
Просмотручащимисявидеосюжеты
Пользуясьматериалом учебника,заполняютпропущенные слова.Поистечениивремени проверяютзадание. |
||||
|
Дыхатель ные движения |
Состояние дыхательныхмышц |
Состояние диафрагмы |
Состояниелегких |
|||
Вдох |
Наружные межреберныемышцысокращаются иподнимаютребра |
Диафрагма сокращается истановитсяплоской |
груднаяклетка увеличивается -легкиерасширяются -давление в легкихстановитсянижеатмосферного воздухустремляется влегкие |
||||
|
|
|
|
Выдох |
Внутренниемежреберныемышцысокращаются иопускаютребра |
Диафрагмарасслабляетсяистановитсявыпуклой |
ребраопускаются -груднаяполостьвозвращаетсявисходноеположение -объемлегкихуменьшается давление влегкихувеличивается -воздухвыталкиваетсяизлегких наружу |
Выполнениефизминутки.
Выполняютзаданиеипроверяютправильностьвыполнения
Слушаютучителяирассказодноклассника помоделиДондерса
Выполнениезадания
Работасосправочнымматериалом
Пользуясьматериалом заполнимпропущенные слова втаблице. Поистечении временипроверяютзадание |
ДыхательнаяфизминуткаСлайд4 Я прочитаю вам методику восстановлениядыхания,выпрослушаете, азатеммывместе еёвыполним.Самонаблюдение. Положите ладонь на живот. Сделайте активный вдохтак, чтобы ваша грудь не поднималась, а животнадулся как шарик (рука фиксирует). Затем делаеммедленный выдох, который должен быть в 4 разамедленнее,чемвдох.Повторите 2-3 раза. Задание:Сделайте необходимые обозначения намодели Дондерса(работасослайдом)(Слайд5) Задание:Какой же путь проходят газы ворганизме?(Слайд 6) Расположитевправильнойпоследовательности.Перечисленныенижепроцессы: поступлениевоздухавлегкие удалениевоздухаизлегких -переноскровьюуглекислогогазаоттканивлегкие -переноскровьюкислородаотлегких ктканям -диффузия кислорода в капилляры, расположенныевлегких
Проверяемправильностьрасположенияпроцессов -поступлениевоздухавлегкие; диффузия кислорода в капилляры, расположенныевлегких; переноскровьюкислородаотлегких ктканям; перенос кровью углекислого газа от ткани влегкие; удалениевоздухаизлегких. (Слайд7)
Ребята,мыдышиматмосфернымвоздухом,авоздухкоторый мы выдыхаем отличается по химическомусоставуот атмосферного.
У вас на столе есть рабочий лист 2. Пользуясьсправочным материалом в виде текста, заполнитепредлагаемуютаблицу.
Воздух Содержаниегазовв% |
|
|
|
|
Кислород-О2 |
Углекислыйгаз- СО2 |
Азот-N2 |
Водяныепары |
|
|
Вдыхае мый |
21 |
0.03 |
79 |
есть |
|
||||
Выдых аемый |
16 |
4 |
79 |
становится больше |
|
||||
какогогазабольшевсегововдыхаемомвоздухе? -количествокакогогаза уменьшаетсяввыдыхаемомвоздухе? -количествокакогогазаостаетсянеизменным? содержаниекакогогазаувеличиваетсяввыдыхаемомвоздухе? |
Ответыучащихся: -азота -кислорода -азота -углекислогогаза |
||||||||
Проведениедемонстрационногоопыта: «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемомвоздухе» ( к доске приглашается ученик дляпроведения опыта). Мы посмотрели с вамиэксперимент, а сейчас запишем уравнениехимической реакции по обнаружению углекислогогазавтетрадь(слайд).Са(ОН)2+СО2=СаСО3+Н2ОЗадание: - какие из всех предложенных веществ являютсяоксидами Лабораторнаяработа «определениечастотыдыханияифизическаянагрузка» |
Отвечаютнавопросзадания: СО2,Н2О Оформляют втетрадяхлабораторнуюработу |
||||||||
5 |
Закреплениеизученногоматериала |
Подведемитогинашегоурока.(Слайд8,9,10)
Привдохе: А.Межреберныемышцыидиафрагмаподнимаются,объемгрудной клеткинеизменяется Б. Межреберные мышцы и диафрагма опускаются,объемгрудной клеткиуменьшается. В.Межреберныемышцыподнимаются,диафрагмаопускается,объемгруднойклетки увеличивается.
Привыдохе: А.Объем грудной клетки не изменяется, амежреберные мышцы и диафрагма расслабляютсяБ. . Объем грудной клетки уменьшается, амежреберные мышцы расслабляются, диафрагмаподнимается В. Объем грудной клетки увеличивается, легкиесдавливаются.
Во выдыхаемом воздухесодержание какогогазаизменяется? |
Отвечают на тестовыезадания сигнальнымикартами |
|
|
А. Углекислого газаБ.Кислорода В.А+Б |
|
6 |
Домашнеезадание |
Изучитьстр.164-168,отв.навопрос1ПРЕЗЕНТАЦИИнавыборпотемам: Действиеникотинанаорганыдыхания Борьбаспылью Болезнидыхательнойсистемы Перваяпомощьутопающему Перваяпомощьприэлектротравмах Клиническаяибиологическаясмерть Влияниеокружающейсредынадыхание |
Записываютдомашнеезадание |
7 |
Итогиурока.Рефлексия |
Мы прошли интересный путь. Вы показали себяхорошими, наблюдательными экспериментаторами,способныенетолькоподмечатьвокруг себяновоеиинтересное, но и самостоятельно проводитьисследования.(Слайд 11) -Какиезатруднения увасвозниклинауроке? -Чтоновоговыузнали? -Чтобылоинтересно? -Чемунаучились? Просит заполнить карту оценки деятельности науроке и поставить самооценку в виде отметки покритериям,выведенныенаэкран. Ответилилимынавопросы,поставленныевначалеурока? (1.Какпроисходитвдох ивыдох? Какие мышцы принимают участие в движениегруднойклетки? Какой состав имеет вдыхаемый и выдыхаемыйвоздух?)
Оценисвоюработунауроке. «5»- выполнилвседанныемнезадания. «4»- выполнилвсезадания,ноиногдаошибался «3»- частоошибался,выполнилтолькополовину. «2»-ничегонесмогвыполнитьправильно.Спасибовсемзаурок. Молодцы! |
Отвечаютнавопросы
Проводятсамооценку |
Лабораторнаяработа«Определениечастотыдыхания»
Цельработы.Изучить,как изменяетсячастотадыханиядоипослефизическойнагрузки
Задачиработы
Определить частоту дыхательных движений в минуту у товарища в спокойномсостоянии
Определить частоту дыхательных движений в минуту у товарища послефизическихнагрузок
Сделать вывод, как изменяется частота дыхания в зависимости от физическогосостоянияутоварища(до ипосленагрузки).
Оборудованиеиматериалы
Цифроваялабораториявобластинейротехники.Практикумпобиологии»
Сенсормеханическихколебанийгруднойклетки
Центральныймодуль
Кабельдляпоключенияцентральногомодуля
ПКсОСWindowsиустановленнойпрограммой
Ход работы1).Сборкаэкспериментальнойустановки
Подключите сенсор механических колебаний грудной клетки к компьютеру как показанонарисунке1.
Рисунок1
Проверкаэкспериментальнойустановки
ЗапуститеПО BitrohicsStudio
Расположитесенсормеханическихколебанийгруднойклеткинастолекакнарис.2
Рисунок2
Перейдитенавкладку «Дыхание»изапуститезаписьсигнала,нажавнакнопку
«Подключитьпорт»,выувидитесигналследующеговида(рис.3)
Рисунок3
Ходэкспериментаизаписьрезультатов
Лабораторную проводим в паре. Нажмите на кнопку «Подключить порт». Запишитесигнал колебаний грудной клетки в состоянии покоя. Подсчитайте количество ударов за60 с. Подсчитайте количество дыхательных циклов (вдохов, выдохов) за 60 с. Заполнитетаблицу.
Таблица.Изменениечастотыдыханиядоипосле физическойнагрузки
-
Частота дыханиявпокое, мин.
Эксперимент1
Эксперимент2
Эксперимент3
Среднеезначение
Частота дыханияпосле физическойнагрузки,мин.
За1-ю
минуту
За2-ю минуту
За3-ю минуту
Среднее
значение
Далее предложите испытуемому выполнить 20 приседаний в быстром темпе за 60 сЗапервую, вторуюитретьюминуту.Подсчитайтесреднеезначение.Данныевнеситевтаблицу.
По результатам эксперимента сделайте вывод, как частота дыхания изменяется поддействиемфизическойнагрузки
Литература
Анисимова В.С., Брунов Е.П., Реброва Л.В.Самостоятельные работы учащихся поанатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1987.
Контрольно-измерительныематериалы.Биология8класс.М.:ВАКО,2019
Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебныхдействий//справочникзаместителя.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алтухова Татьяна Александровна
→ Публикатор 17.01.2024 0 568 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.