Индивидуальный образовательный маршрут по биологии для обучающегося 6 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Пожарского муниципального округа
Индивидуальный образовательный маршрут
по биологии для обучающегося в 6 «Б»
с особенностями ОВЗ
Автор Ковтун Е.А
Учитель биологии
«МОБУ СОШ №1»
Пгт Лучегрск 2024
Пояснительная записка
Индивидуальный общеобразовательный маршрут по биологии составлен для ученика 6 «Б» класса в связи с ОВЗ, реализует принцип непрерывного образования по биологии, что соответствует потребностям личности и общества:
Конституция РФ;
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Маршрут рассчитан на 1 час в неделю с 09.01.2024 по 30.05.2024 года.
Итог – 17 часов.
Цель данной программы:
Изучение элементарных сведений, доступных обучающемуся с ОВЗ по разделу «Биология Растения»;
Задачи:
образовательные:
Сообщить ученику знания об основных элементах живой природы (растения).
Познакомить с основными органами цветкового растения и процессами жизнедеятельности.
Способствовать запоминанию основных биологических понятий.
воспитательные:
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
развивающие:
Развивать точность восприятия текста.
Развивать образное и логическое мышление.
коррекционные:
Развивать словесно – логическую и зрительную память.
Развивать недостатки моторики учащегося.
Воспитывать устойчивое внимание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ освоения биологии результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству). Знание культуры своего народа, своего края, чувство ответственности и долга перед Родиной.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. - - выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- строить логическое рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- вычитывать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
Предметные результаты
Обучающающийся научится
- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
- проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
- описывать биологические объекты, процессы и явления;
- ставить несложные биологические эксперименты ;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Обучающающийся получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Тематическое планирование
№/n |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика видов деятельности (прописывается с учетом специфики предмета) |
Контроль (количество к/р, л/р, п/р, тестов) |
1 |
Органы цветкового растения |
10 |
Выделять существенные признаки строения покрытосеменных растений. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. |
Стартовая диагностика, к/р — 1, л/р – 4 тест -1 |
2 |
Микроскопическое строение растений |
2 |
Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. |
л/р -1 |
3 |
Жизнедеятельность цветковых растений |
6 |
Приводить наблюдения за ростом и развитием растений. Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; Ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; |
к/р -1, л/р 1, тестов -3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Дата проведения |
Содержание урока |
Домашнее задание
|
||
План |
Факт |
||||
Раздел 1. Органы цветкового растения -10 час. |
|||||
1 |
2 неделя января |
15.01 |
Семя. Строение семян растений. Л/р № 1«Изучение строение семян двудольных и однодольных растений»
|
п.1, термины. |
|
2 |
3 неделя января |
22.01 |
Корень. Виды корней. Корневые системы. Функции корня. Л/р № 2«Определение типов корневых систем» |
п. 1 |
|
3 |
4 неделя января |
29.01 |
Побег – сложный орган. Листорасположение. Виды почек: пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные. Рост и развитие побега. |
п. 2 |
|
4 |
1 неделя февраля |
05.02 |
Лист. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
|
п. 4 |
|
5 |
2 неделя февраля |
12.02 |
Стебель. Строение стебля. Многообразие стеблей. Рост стебля в толщину |
п. 5 |
|
6 |
3 неделя февраля |
19.02 |
Л/р № 3 «Определение возраста растений по спилу»
|
п. 6, 8 |
|
7 |
4 неделя февраля |
26.02 |
Строение цветка. Функции цветка. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. |
п. 9, 10
|
|
8 |
1 неделя марта |
04.03 |
Соцветия, биологическое значение соцветий. Л/р № 4 «Определение соцветий»
|
п. 11 |
|
9 |
2 неделя марта |
11.03 |
Плоды, их классификация, Распространение плодов и семян |
п 12 |
|
10 |
3 неделя марта |
18.03 |
Итоговый тест: «Органы цветкового растения» |
п.13,14 |
|
Раздел 2. Микроскопическое строение растений — 2 часа |
|||||
11 |
1 неделя апреля |
01.04 |
Микроскопическое строение стебля |
|
|
12 |
2 неделя апреля
|
08.04 |
Микроскопическое строение листа |
п.9 |
|
Раздел 3. Жизнедеятельность цветковых растений — 5 часов |
|||||
13 |
3 неделя апреля |
15.04 |
Обмен веществ и превращение энергии: Минеральное питание растений. |
п.7 |
|
14 |
4 неделя апреля
|
22.04 |
Фотосинтез. |
|
|
15 |
1 неделя мая
|
29.04 |
Л/р №5. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения» |
п. 15 |
|
16 |
2 неделя мая
|
06.05 |
Дыхание растений. |
таблица |
|
17 |
3 неделя мая
|
13.05 |
Размножение и оплодотворение. |
п. 17 |
|
18 |
4 неделя мая
|
20.05 |
Итоговая К/Р за курс. |
|
НАБОР КАРТОЧЕК
|
Задание Назовите типы корневых систем изображенных на рисунке
1_______________________________
2_______________________________
Подпишите корни, которые образовали системы.
2_____________________
|
|
Задание Рассмотрите клеточное строение корня и сделайте подписи к рисунку, обозначив цифрами участки (зоны) корня.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 3. 4 7.
|
|
Задание Определить какие листья являются простыми и сложными? Распишите:
Простые _____________________
Сложные _____________________ |
|
Задание 1. Назовите орган растений, расположенный на рисунке _________________________ 2. Назовите составные части, обозначенные цифрами: 1. 2. 3.
|
|
Задание Используя данные рисунки, назовите и сравните два процесса протекающие в листьях, заполните таблицу. |
|
Задание Строение, какого семени на рисунке _______________________ Подпишите составные части 1. 2. 3. 4. 5.
|
|
Задание Строение, какого семени на рисунке _______________________ Подпишите составные части 1. 2. 3. 4. 5.
|
|
Задание 1. Назовите орган растений, расположенный на рисунке _________________________ 2.Подпишите составные части, обозначенные цифрам: 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Сравнить процессы жизнедеятельности растений.
|
Ф__Т__С__Н__ __З
|
__ЫХ__Н__Е |
Что поглощает? |
|
|
Что выделяет? |
|
|
В какое время суток происходит? |
|
|
Какие участвуют клетки? |
|
|
Органические вещества (что делают?) |
|
|
Энергия ( что делает?) |
|
|
Сравнить растения по способу опыления.
Условие сравнения |
_ЕТ__ОП_ЛЯ__М__Е
|
Н___ЕК_МО__ПЫ____М__Е |
Особенность цветка |
|
|
Характеристика пыльцы
|
|
|
Наличие запаха и нектара
|
|
|
Примеры растений
|
|
|
Процессы жизнедеятельности растений.
Процесс жизнедеятельности |
Органы, обеспечивающие этот процесс |
Значение процесса для растения |
Фотосинтез |
|
|
Дыхание |
|
|
Размножение |
|
|
Рост |
|
|
Испарение |
|
|
Питание (почвенное) |
|
|
ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ 1 Вариант
Корневая система, с хорошо развитым главным корнем, называется
А) стержневая Б) мочковатая
Корень, развивающийся из зародышевого, называется
А) боковой Б) главный В) придаточный
Стебель –это . . .
Почка, дающая начало листьям, называется
А) вегетативная Б) генеративная В) боковая Г) верхушечная
Камбий стебля, представлен . . . тканью
А) покровной Б) механической В) образовательной Г) основной
Восходящий ток воды и минеральных солей, осуществляется
А) по лубяным волокнам Б) по ситовидным трубкам луба В) по сосудам древесины
Если, на черешке, расположена одна листовая пластинка, лист называется . . .
Венчик цветка представлен
А) лепестками Б) цветоножкой В) пестиками и тычинками
9. Генеративный орган, служащий для семенного размножения, это:
А) почка Б) цветок В) плод Г) семя
Цветок, в котором есть и тычинки и пестики, называется . . .
Растение, у которого, раздельнополые цветки, находятся на разном растении, называется
А) однодольным Б) двудольным В) однодомным Г) двудомным
Растение, зародыш семени которого имеет две семядоли, называется:
А) однодольным Б) двудольным В) однодомным Г) двудомным
13. Вегетативными органами у растений являются:
А) корни Б) цветок В) побег Г) семя
14. Установите последовательность расположения участков корня, начиная с его кончика:
1. Зона роста 2. Зона всасывания 3. Зона деления 4. Корневой чехлик 5. Зона проведения
15. Распределите растения на группы, по корневой системе:
А) стержневая Б) мочковатая
1.Ромашка 2. Пшеница 3. Береза 4. Рис 5. Подсолнечник
Критерии оценки достижений обучающихся с ОВЗ по биологии
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности.
Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся. При этом, значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Критерии и нормы оценки знаний и умений за устные ответы обучающихся с ОВЗ:
- оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
- оценка «2» ставится, если обучающийся не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений; при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений за самостоятельные письменные и контрольные работы обучающихся с ОВЗ:
- оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу без ошибок или допускает не более одного недочёта; соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ;
- оценка «4» ставится, если обучающийся выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочета; соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей;
- оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполняет не менее половины работы; допускает не более двух грубых ошибок; допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ;
- оценка «2» ставится, если обучающийся правильно выполняет менее половины письменной работы; допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся с ОВЗ за практические и лабораторные работы:
- оценка «5» ставится обучающемуся, если он правильно и самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов;
-
оценка «4» ставится обучающемуся, если
он выполняет практическую (лабораторную)
работу полностью в соответствии
с требованиями при оценивании
результатов на «5», но допускает в
вычислениях, измерениях два - три
недочёта или одну негрубую ошибку;
при
оформлении работы допускает неточности
в описании хода действий;
- оценка «3» ставится обучающемуся, если он правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы; подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы; допускает грубые ошибки в ходе выполнения работы и в соблюдении правил техники безопасности;
- оценка «2» ставится обучающемуся, если он не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы; допускает две и более грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся с ОВЗ
за наблюдением объектов:
- оценка «5» ставится обучающемуся, если он правильно проводит наблюдение по заданию учителя; выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса; грамотно оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы;
- оценка «4» ставится обучающемуся, если он правильно проводит наблюдение по заданию учителя; допускает неточности в ходе наблюдений; небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений;
- оценка «3» ставится обучающемуся, если он допускает одну - две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них;
- оценка «2» ставится обучающемуся, если он допускает три - четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса; допускает три - четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Литература
Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. – Сб. статей: – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – с. 26–28.
Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.
Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010
Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 17–21.
Мустаева Е. Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2008. № 1. С. 79–81.
Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / Осмоловская И.М. – Москва: Издательство московского психолого-социального института, 2004 г. – 160 с.
Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ» / Югорск, 2014 – 12 с.
Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: СНПИ, 2010
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковтун Елена Александровна
→ Публикатор 14.07.2024 0 177 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы