Индивидуальный образовательный маршрут по биологии для обучающегося 6 класса


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Пожарского муниципального округа







Индивидуальный образовательный маршрут

по биологии для обучающегося в 6 «Б»

с особенностями ОВЗ






Автор Ковтун Е.А

Учитель биологии

«МОБУ СОШ №1»


















Пгт Лучегрск 2024




Пояснительная записка


Индивидуальный общеобразовательный маршрут по биологии составлен для ученика 6 «Б» класса в связи с ОВЗ, реализует принцип непрерывного образования по биологии, что соответствует потребностям личности и общества:

  1. Конституция РФ;

  2. Федерального Закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

  3. Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Маршрут рассчитан на 1 час в неделю с 09.01.2024 по 30.05.2024 года.

Итог – 17 часов.

Цель данной программы:

Изучение элементарных сведений, доступных обучающемуся с ОВЗ по разделу «Биология Растения»;

Задачи:

образовательные:

Сообщить ученику знания об основных элементах живой природы (растения).

Познакомить с основными органами цветкового растения и процессами жизнедеятельности.

Способствовать запоминанию основных биологических понятий.

воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

развивающие:

Развивать точность восприятия текста.

Развивать образное и логическое мышление.

коррекционные:

Развивать словесно логическую и зрительную память.

Развивать недостатки моторики учащегося.

Воспитывать устойчивое внимание.


ПЛАНИРУЕМЫЕ освоения биологии результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству). Знание культуры своего народа, своего края, чувство ответственности и долга перед Родиной.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. - - выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- строить логическое рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- вычитывать все уровни текстовой информации.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)

Предметные результаты

Обучающающийся научится

- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;

- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

- проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

- описывать биологические объекты, процессы и явления;

- ставить несложные биологические эксперименты ;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Обучающающийся получит возможность научиться:

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

- выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

















Тематическое планирование

/n

Название раздела

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

(прописывается с учетом специфики предмета)

Контроль

(количество к/р, л/р, п/р, тестов)

1

Органы цветкового растения

10

Выделять существенные признаки строения покрытосеменных растений.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.

Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения.

Стартовая диагностика,

к/р — 1,

л/р – 4

тест -1

2

Микроскопическое строение растений

2

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.



л/р -1

3

Жизнедеятельность цветковых растений

6

Приводить наблюдения за ростом и развитием растений.

Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;

Ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

к/р -1,

л/р 1,

тестов -3



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата проведения

Содержание урока

Домашнее задание


План

Факт

Раздел 1. Органы цветкового растения -10 час.

1

2 неделя января

15.01

Семя. Строение семян растений.

Л/р № 1«Изучение строение семян двудольных и однодольных растений»


п.1, термины.

2

3 неделя января

22.01

Корень. Виды корней. Корневые системы. Функции корня.

Л/р № 2«Определение типов корневых систем»

п. 1

3

4 неделя января

29.01

Побег – сложный орган. Листорасположение. Виды почек: пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные. Рост и развитие побега.

п. 2

4

1 неделя февраля

05.02

Лист. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.


п. 4

5

2 неделя февраля

12.02

Стебель. Строение стебля. Многообразие стеблей. Рост стебля в толщину

п. 5

6

3 неделя февраля

19.02

Л/р № 3 «Определение возраста растений по спилу»


п. 6, 8

7

4 неделя февраля

26.02

Строение цветка. Функции цветка. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.

п. 9, 10


8

1 неделя марта

04.03

Соцветия, биологическое значение соцветий.

Л/р № 4 «Определение соцветий»


п. 11

9

2 неделя марта

11.03

Плоды, их классификация, Распространение плодов и семян

п 12

10

3 неделя марта

18.03

Итоговый тест: «Органы цветкового растения»

п.13,14

Раздел 2. Микроскопическое строение растений — 2 часа

11

1 неделя апреля

01.04

Микроскопическое строение стебля


12

2 неделя апреля


08.04

Микроскопическое строение листа

п.9

Раздел 3. Жизнедеятельность цветковых растений — 5 часов

13

3 неделя апреля

15.04

Обмен веществ и превращение энергии: Минеральное питание растений.

п.7

14

4 неделя апреля


22.04

Фотосинтез.


15

1 неделя мая


29.04

Л/р №5. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения»

п. 15

16

2 неделя мая


06.05

Дыхание растений.

таблица

17

3 неделя мая


13.05

Размножение и оплодотворение.

п. 17

18

4 неделя мая


20.05

Итоговая К/Р за курс.




НАБОР КАРТОЧЕК


Задание

  1. Назовите типы корневых систем изображенных на рисунке


1_______________________________


2_______________________________


Подпишите корни, которые образовали системы.



2_____________________


Задание

Рассмотрите клеточное строение корня и сделайте подписи к рисунку, обозначив цифрами участки (зоны) корня.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

3.

4

7.






Задание

Определить какие листья являются простыми и сложными?

Распишите:


Простые

_____________________


Сложные

_____________________



Задание

1. Назовите орган растений, расположенный на рисунке

_________________________

2. Назовите составные части, обозначенные цифрами:

1.

2.

3.








Задание

Используя данные рисунки, назовите и сравните два процесса протекающие в листьях, заполните таблицу.



Задание

Строение, какого семени на рисунке

_______________________

Подпишите составные части

1.

2.

3.

4.

5.


Задание

Строение, какого семени на рисунке

_______________________

Подпишите составные части

1.

2.

3.

4.

5.



Задание

1. Назовите орган растений, расположенный на рисунке

_________________________

2.Подпишите составные части, обозначенные цифрам:

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Сравнить процессы жизнедеятельности растений.



Ф__Т__С__Н__ __З


__ЫХ__Н__Е

Что поглощает?





Что выделяет?





В какое время суток происходит?





Какие участвуют клетки?





Органические вещества

(что делают?)





Энергия

( что делает?)





Сравнить растения по способу опыления.

Условие сравнения

_ЕТ__ОП_ЛЯ__М__Е


Н___ЕК_МО__ПЫ____М__Е

Особенность

цветка






Характеристика

пыльцы




Наличие запаха и нектара







Примеры растений







Процессы жизнедеятельности растений.

Процесс жизнедеятельности

Органы, обеспечивающие этот процесс

Значение процесса для растения

Фотосинтез





Дыхание





Размножение





Рост





Испарение





Питание (почвенное)







ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ 1 Вариант

  1. Корневая система, с хорошо развитым главным корнем, называется

А) стержневая Б) мочковатая

  1. Корень, развивающийся из зародышевого, называется

А) боковой Б) главный В) придаточный

  1. Стебель –это . . .

  2. Почка, дающая начало листьям, называется

А) вегетативная Б) генеративная В) боковая Г) верхушечная

  1. Камбий стебля, представлен . . . тканью

А) покровной Б) механической В) образовательной Г) основной

  1. Восходящий ток воды и минеральных солей, осуществляется

А) по лубяным волокнам Б) по ситовидным трубкам луба В) по сосудам древесины

  1. Если, на черешке, расположена одна листовая пластинка, лист называется . . .

  2. Венчик цветка представлен

А) лепестками Б) цветоножкой В) пестиками и тычинками

9. Генеративный орган, служащий для семенного размножения, это:

А) почка Б) цветок В) плод Г) семя

  1. Цветок, в котором есть и тычинки и пестики, называется . . .

  2. Растение, у которого, раздельнополые цветки, находятся на разном растении, называется

А) однодольным Б) двудольным В) однодомным Г) двудомным

  1. Растение, зародыш семени которого имеет две семядоли, называется:

А) однодольным Б) двудольным В) однодомным Г) двудомным

13. Вегетативными органами у растений являются:

А) корни Б) цветок В) побег Г) семя

14. Установите последовательность расположения участков корня, начиная с его кончика:

1. Зона роста 2. Зона всасывания 3. Зона деления 4. Корневой чехлик 5. Зона проведения

15. Распределите растения на группы, по корневой системе:

А) стержневая Б) мочковатая

1.Ромашка 2. Пшеница 3. Береза 4. Рис 5. Подсолнечник


















Критерии оценки достижений обучающихся с ОВЗ по биологии

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности.

Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся. При этом, значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.


Критерии и нормы оценки знаний и умений за устные ответы обучающихся с ОВЗ:

- оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;

- оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;

- оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.

- оценка   «2» ставится, если обучающийся не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений; при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии и нормы оценки знаний и умений за самостоятельные письменные и контрольные работы обучающихся с ОВЗ:

- оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу без ошибок или допускает не более одного недочёта; соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ;

- оценка «4» ставится, если обучающийся выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочета; соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей;


- оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполняет не менее половины работы; допускает не более двух грубых ошибок; допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ;

- оценка «2» ставится, если обучающийся правильно выполняет менее половины письменной работы; допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся с ОВЗ за практические и лабораторные работы:

- оценка   «5» ставится обучающемуся, если он правильно и самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов;

- оценка «4» ставится обучающемуся, если он выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку;
при оформлении работы допускает неточности в описании хода действий;

- оценка «3» ставится обучающемуся, если он правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы; подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы; допускает грубые ошибки в ходе выполнения работы и в соблюдении правил техники безопасности;

- оценка «2» ставится обучающемуся, если он не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы; допускает две и более грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся с ОВЗ

за наблюдением объектов:

- оценка   «5» ставится обучающемуся, если он правильно проводит наблюдение по заданию учителя; выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса; грамотно оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы;

- оценка   «4» ставится обучающемуся, если он правильно проводит наблюдение по заданию учителя; допускает неточности в ходе наблюдений; небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений;

- оценка   «3» ставится обучающемуся, если он допускает одну - две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них;

- оценка   «2» ставится обучающемуся, если он допускает три - четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса; допускает три - четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.



Литература

  1. Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. – Сб. статей: – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – с. 26–28.

  2. Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.

  3. Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010

  4. Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 17–21.

  5. Мустаева Е. Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2008. № 1. С. 79–81.

  6. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / Осмоловская И.М. – Москва: Издательство московского психолого-социального института, 2004 г. – 160 с.

  7. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ» / Югорск, 2014 – 12 с.

  8. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: СНПИ, 2010






Полный текст материала Индивидуальный образовательный маршрут по биологии для обучающегося 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковтун Елена Александровна  Публикатор
14.07.2024 0 139 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК