Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Симкина Мария Максимовна - учитель химии и биологии МБОУ Лицей №34 г.о. Мытищи
В обновлённом ФГОС конкретизированы требования к указанным результатам: предметные знания и умения разделены по годам освоения программы, метапредметные результаты дифференцированы на группы, личностные – подобраны к каждой учебной дисциплине. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Предметные результаты прописаны в Федеральной рабочей программе по биологии очень детально. Особенно следует отметить, что они требуют от школьника умений оперировать понятиями, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи.
Перед учителем стоит задача создать такие условия в образовательном процессе, чтобы учащиеся смогли добиться поставленных задач. Но в реальности личный опыт работы в школе показывает, что учащиеся большинстве случаев, не стремятся к приобретению новых знаний и умений. От учащихся в процессе обучения реже поступают такие вопросы, как «почему?», «зачем?». Те немногочисленные вопросы, которые задают учащиеся на уроках во время бесед направлены на выяснение отдельных фактов, а не на выяснение взаимосвязей явлений. Учащиеся не проявляют любопытства, познавательной активности, не заинтересованы в изучении нового, выполняют только те задания, которые учитель отмечает как основные для получения оценки «удовлетворительно». Можно сделать вывод о том, что учащиеся пассивны. Также хотим отметить, что в настоящее время отмечается негативное влияние гаджетов на качество усвоения информации, получаемой непосредственно на уроках. Смартфоны препятствуют качественному выполнению домашних и контрольных работ, даже если задания не являются чисто репродуктивными, а требуют логических рассуждений. Учащиеся копируют ответы из интернета, не вникая в суть задания. По данным психологов, увлечение видеоиграми делает детей более нетерпеливыми и снижает их мотивацию. Работа над активизацией познавательной деятельности обучающихся заключается в активном вовлечении их в учебный процесс с помощью различных методов, приёмов и средств обучения, с целью вызвать у них интерес к учебе, развить желание более полно понимать изучаемые предметы.
В современной педагогической теории и практике одной из важных задач является активизация познавательной активности учащихся. Развитие самостоятельности, инициативы и креативного подхода к обучению определяет стратегию улучшения учебного процесса. Педагоги стоят перед задачей обнаружить способы активизации познавательной активности учащихся, которая объединяет чувственное восприятие, теоретическое мышление и практические действия. Эту задачу может решить технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения заключается в том, что перед учеником ставится проблемный вопрос\задача\сама проблема и ученик самостоятельно начинает исследовать пути и способы её решения при непосредственном участии учителя. Ученик самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открывает неизвестные ему знания, а учитель направляет и наблюдает за ходом решения проблемы.
Проблемное обучение можно назвать развивающим, поскольку в ходе решения учебных задач возникают противоречия. Они возникают закономерно в процессе исследовательской и учебной деятельности. По применению данной технологии учащиеся активно входят в работу, решая проблемные ситуации, при этом у каждого ученика формируются свои способы решения. В таких заданиях нет готового ответа.
Приведём несколько примеров проблемных вопросов:
На прошлом уроке один учащихся сказал, что фотосинтез у растений происходит на свету, а дыхание – в темноте. В этом основное различие изученных процессов? А вы согласны с этим утверждением? Дайте полный ответ об отличиях между дыханием и фотосинтезом.
Изменится ли количество и расположение устьиц на листе растения, который переходит от водного к наземному образу жизни? Объясните причину этих изменений.
Подобные вопросы подразумевают активную деятельность учеников, Проблемное обучение не является одинаково эффективным на всех уроках биологии. Практика показывает нам, что во время образовательного процесса учащиеся не могут усваивать полноценно информацию исключительно путем проблемного обучения. Изучение абсолютно незнакомых тем подразумевает объяснительно-иллюстративный метод, но допускается включение элементов проблемного обучения для мотивации учащихся к изучению нового материала.
Целью современного урока, по нашему мнению, является научить учащихся учиться, думать, анализировать и обобщать, интегрировать знания из других предметов. Школьный курс биологии обладает огромным потенциалом включения интересного и практически значимого материала в урок.
Понимая важность активизации познавательной деятельности обучающихся, учитель должен подобрать материал для проблемных вопросов, разработать такие вопросы и задачи на каждый урок и включать их на разных этапах урока: при проверке знаний, при изучении нового, в ходе закрепления, когда требуется отработать понятия, включить их в систему уже сформированных биологических знаний.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симкина Мария Максимовна
→ Публикатор 30.09.2024 0 113 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы