Конкурс «Марафон» по маршруту «Отделы растений» в 6 классе
Конкурс «Марафон» по маршруту «Отделы растений» в 6 классе
Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии МОУ Северной СОШ №13, Зимовниковский район
Аннотация
Конкурс состоит из этапов-станций: «Отдел Водоросли», «Отдел Моховидные», «Отделы: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые)». На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают на вопросы и получают очки. Учебники биологии для учащихся 6-х классов изобилуют трудно запоминаемыми названиями и терминами. Такая форма проведения обобщающего урока по теме «Царство Растения» позволяет привлечь учащихся к поиску необходимых сведений в учебнике. Это способствует лучшему запоминанию названий растений. Одновременно учащиеся знакомятся с систематическими категориями классификации растений, изучаемыми позднее более подробно.
Цели: расширить представлении школьников о многообразии растительного царства, их роли в природе и жизни человека; продолжить развитие логического мышления для определения растений по биологическому описанию.
Ключевые слова: царство Растения, отделы растений, водоросли, моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые), ризоиды, межпредметные связи.
Средства обучения: кроссворды в файлах, маркеры, таблицы и картины с изображением растений изученных отделов, гербарные экземпляры представителей этих отделов, сигнальные карточки с цифрами 1,2,3, таблицы в файлах «Сравнение строения растений основных групп» для каждой команды.
Ход занятия
I.Организационный момент. Вступительное слово учителя о целях и задачах проводимого конкурса. Деление класса на группы в количестве 4-5 человек. На магнитной доске проложен маршрут со станциями, где прикреплены задания для соревнующихся команд. Результаты прохождения станций «Марафона» фиксируются помощником учителя на доске мелом.
II.Учитель. Ребята! Наше Марафон по царству Растения мы начнем со станции «Отдел Водоросли».
1.Первое испытание – заполнение кроссворда «Водоросли». Пользуясь учебником и маркером, заполните кроссворд с названиями всех водорослей, упомянутых в тексте и на рисунках учебника §12, с.54-61. Этот этап конкурса заканчивается, как только какая-то команда первой заполнит кроссворд. Количество вписанных слов составляет количество заработанных баллов.
1.У |
|
|
|
|
|
||||||||||||
2.Н |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
3.П |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
4.У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
5.Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
6.А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
7.Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
8.Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
9.С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
10.Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
11.П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
12.Ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
13.Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: 1- ульва; 2 – нителла; 3 – порфира; 4 – улотрикс; 5 – хлорелла; 6 – анфельция; 7 – ламинария; 8 – родимения; 9 – спирогира; 10 – филлофора; 11 – хлорелла; 12 – цистозейра; 13 – хламидомонада.
2.Второе испытание – викторина «Узнай водоросль»:
1) как называется зеленая одноклеточная водоросль, живущая на нижней части деревьев, на заборах? (Плеврококк)
2) какую зеленую многоклеточную водоросль называют «морским салатом»? (Ульву)
3) как еще называют харовую водоросль нителлу, часто выращиваемую в аквариумах? (Блестянка гибкая)
4) какую крупную бурую водоросль называют «морской капустой»? (Ламинарию)
5) какая одноклеточная водоросль при оттаивании верхних слоев снега начинает быстро размножаться и окрашивает снег во все оттенки красного цвета? (Хламидомонада снежная)
III.Учитель. Следующая станция – «Отдел Моховидные», где нам предстоит узнать мхи по их биологическому описанию:
1) плавающее растение – печеночный мох, не имеющий ризоидов, зеленым ковром покрывающий поверхность воды. (Риччия)
2) многолетнее растение, развивающее на женских экземплярах коробочки, напоминающие сидящую кукушку. (Мох кукушкин лен)
3) растение с сильноветвящимся стеблем, содержащее живые и мертвые (водоносные) клетки. (Мох сфагнум)
4) мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Зеленый мох)
5) я – болотное растение, конопатят мною стены. (Зеленый мох)
IY.Учитель. Мы делаем остановку на станции «Отделы: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные». Вам понадобятся сигнальные карточки с цифрами 1,2,3. После предложенных вариантов ответа на вопрос, команды, посовещавшись между собой, поднимают цифру ответа. Ответы команд фиксируются на доске мелом, потом звучит номер правильного ответа. Итак, конкурс «Выбери правильный ответ».
1) растение, стелющиеся побеги которого используют для венков, гирлянд. 1.Папоротник. 2.Плаун. 3.Хвощ
2) растение, своим произрастанием указывающее на влажную (сырую) кислую почву.
1.Папоротник. 2.Плаун. 3.Хвощ
3) споры какого растения раньше широко использовали в аптечном деле для изготовления детской присыпки?
1.Плаун. 2.Хвощ. 3.Папоротник
4) у каких растений сильно изрезанные листья называют вайями?
1.Плаун. 2.Хвощ. 3.Папоротник
5) побеги какого растения раньше использовали при полировке металлических изделий?
1.Папоротник. 2.Плаун. 3.Хвощ
Учитель. А сейчас – кулинарная страничка.
1.Молодые листья какого папоротникообразного растения используются в нашей стране для пищи? (Папоротника-орляка)
2.Весенние побеги какого папоротникообразного растения употребляют в пищу в сыром, пареном виде и как начинку для пирогов? (Хвоща)
Y.Учитель. На станции «Отдел Голосеменные» нас ждут загадки о хвойных растениях.
1) вроде сосен, вроде елок, а зимою – без иголок. (Лиственница)
2) у меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
3) ее всегда в лесу найдешь – пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)
4) что же это за девица: не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Все голосеменные, кроме лиственницы)
5) есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница)
YI.Учитель. Мы прибыли на станцию «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) ». Сначала нас ожидает экскурс в историю. Вам снова понадобятся сигнальные карточки с цифрами 1,2,3 для демонстрации одного ответа из трех предложенных.
1.Мифологические герои седой старины.
1) древнегреческая богиня земледелия и плодородия.
1.Афина. 2.Деметра. 3.Нимфа.
2) древнегреческий бог-покровитель растительности и земледелия.
1.Сет. 2.Нил. 3.Осириус.
3) древнегреческий бог виноделия.
1.Дионис. 2.Гермес. 3.Гефест.
4) древнегреческий ученый-врач, написавший труды о правильном питании, лекарствах, операциях.
1.Геродот. 2.Гиппократ. 3.Гомер.
5) древнегреческий ученый, давший названия наукам ботанике, физике, политике.
1.Демокрит. 2.Гиппократ. 3.Аристотель.
6) еще в I веке до н.э. древние люди отправлялись в зимний лес с жертвенным приношением духам природы, которые селились, по их представлениям, в елях. Еловый запах по поверью этих людей, вселял в охотников и воинов бесстрашие. Кто эти люди?
1.Древние греки. 2.Древние римляне. 3.Древние германцы.
2.Историческая викторина.
1) главное орудие труда в древнейшем земледелии. (Мотыга)
2) кора какого дерева в древнем Новгороде до XYIIв. заменяла бумагу? (Береза – береста)
3) из стеблей какого растения были изготовлены щиты и лестницы у воинов Спартака? (Лозы винограда)
4) стебли какого растения использовались в Древнем Египте для создания первых в мире книг? (Папируса)
5) заросли каких растений тянутся вдоль низких берегов р. Нил? (Камыша, папируса)
6) из древесины каких растений делали финикийцы (жители восточного побережья Средиземного моря) свои корабли? (Кедра, дуба)
3.Завершает наш Марафон заполнение таблицы «Сравнение строения растений основных групп». В ней необходимо проставить плюсами наличие, и минусами – отсутствие органов растений.
Таблица 1
Сравнение строения растений основных групп
Отделы растений |
Органы растения |
|||||
корень |
стебель |
лист |
цветок |
плод |
семя |
|
1.Водоросли |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.Мхи |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
3.Папороткообразные |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
4.Голосеменные |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
5.Покрытосеменные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
YII.Обобщающая беседа по вопросам после выполнения следующих заданий:
1.Укажите цифру, обозначающую низшие растения. (1)
2.Какими цифрами обозначены высшие растения? (2-5)
3.Выберите цифры растений, размножающихся спорами. (1-3)
4.Какие растения размножаются семенами? (4,5)
5.Почему голосеменные растения так называются? (Их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек)
6.Объясните смысл второго названия цветковых растений. (У покрытосеменных семена развиваются внутри плода, т.е. они защищены (покрыты))
7.Почему покрытосеменные растения заняли господствующее положение на нашей планете? (Они имеют наиболее высокую организацию и лучше приспособлены к условиям окружающей среды)
8.Какой вывод можно сделать, проанализировав заполненную таблицу 1? (Растения в ходе эволюции усложнялись, самосовершенствовались, приспосабливались к изменяющимся условиям окружающей среды)
YIII. Подведение итогов Марафона, выставление поурочного балла всем учащимся.
IX.Домашнее задание: изучить §17, ответить на вопросы на с.82 учебника, прочитать обобщающий текст на с.83-84 учебника.
Литература
1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва: «Дрофа», 2007.
2.Коровкин Ф.И. История древнего мира. 5 класс. Москва: «Просвещение», 1988.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевченко Сергей Александрович
→ sach 01.12.2010 3 2984 597 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.