Урок-творческая мастерская "Особенности жизнедеятельности папоротников, их роль в природе"
Урок-творческая мастерская
Автор:
Гафарова Наиля Вагизовна
учитель биологии
МОУ "Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С."
Тема: Особенности жизнедеятельности папоротников, их роль в природе.
Задачи: расширить знания о высших растениях, раскрыть жизнедеятельность папоротников как наиболее сложных; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать принадлежность растений к отделу; воспитывать бережное отношение к делу, уважение друг к другу.
Тип урока: изучение новой темы
Метод: частично-поисковый
Оборудование: таблица «папоротник», листья живые, микроскопы, препараты «сорусы», белая глина, таблица «Эволюция органического мира», каменный уголь.
1. Историческая справка
Учитель.
В древние времена папоротники образовывали на Земле обширные леса из высоких растений. В настоящее время папоротники так же процветают в разных условиях
Фронтальная работа
2. Рассмотрите их на рисунках . стр. 64-65
Как выглядят современные лесные папоротники? Вспомните домашнее задание: строение папоротника. |
Ученик: Называют условия в горах в воде на стволах на почве…
Рассказывают по таблице у доски: стебель короткий, представляет собой корневище с почкой, отходят придаточные корни. Листья вырастают из почек, сложные перистые. |
Учитель
Уточняем:
Папоротник – высшее растение, так как имеет настоящие органы, они связаны с размножением, в связи с этим различают два типа органов. Какие?
Ученик:
Вспоминают из домашнего задания и показывают по таблице
У доски:
Вегетативные органы – для бесполого размножении;
генеративные (репродуктивные) – для полового размножения.
(собирают на свободной части доски схему из терминов и рисунков)
Учитель.
3. Мы сегодня говорим об особенностях жизнедеятельности папоротников.
Новая тема. Записывают в тетрадях.
У папоротников нет цветка. Задача урока: выяснить – как размножаются папоротники.
Предлагаю поисковую работу с микроскопом.
(задания к работе даны на партах)
Задания:
а) Отдели пластинку с живого листа (они даны на столах), рассмотри нижнюю поверхность под микроскопом: коричневые бугорки.
б) Определи по учебнику стр. 62, I абзац, что там образуется, какую роль выполняют эти структуры.
в) Сравни рассматриваемый препарат с рисунком на стр. 63 «Раскрывающиеся спорангии» с рисунком на блице на доске.
г) Составь рассказ из «терминов» на доске (даны в разброс) о размножение папоротников.
д) Рассказать друг другу последовательность из собранных терминов «Размножение папоротника»
Учитель.
4. Закрепление:
а) Собрать на доске схему размножения из рисунков и терминов:
(Эту схему собирают двое учеников)
б) Записать эту схему в тетрадях
в) Учитель.
В жизненном цикле папоротника – два поколения – какие?
Ученик.
половая стадия – ГАМЕТОФИТ
бесполое поколение – СПОРОФИТ
Учитель.
Отметить эти стадии на схеме и показать на таблице у доски.
Демонстрирую пример: корневище папоротника, посаженное в горшке, даёт побеги, какой способ размножения доказывает этот пример.
Ученик.
Размножение растений частью тела называется вегетативным размножением.
Учитель.
Подведём итоги – в жизненном цикле споровых растений – две стадии: гаметофит и спорофит, и два способа размножения: споровое и вегетативное.
г) Итоговый контроль.
Написать схему жизненного цикла папоротника гаметофита и спорофита.
(пишут на отдельных карточках)
Учитель.
Роль папоротников в природе.
Ученик выступает с сообщением.
Они оставили Земли большой след. Папоротники – деревья падали в воду, давили друг на друга, но не гнили, так как в воде почти отсутствуют бактерии. Стволы уплотнялись и чернели. Образовывали залежи каменного угля, которые использует человек. Можете подержать в руке кусочек ископаемого папоротника.
Учитель. Приглашаю всех для работы в творческую мастерскую.
6. Творческая мастерская.
Предлагаю всем оставить на память отпечаток листа папоротника в керамике.
Творческая работа
Цель работы: изобразить внешнее строение листа папоротника, используя технологию народно-прикладного искусства в керамике.
Рабочий процесс:
а) напоминание правил техники безопасности – не размахивать стекой, не брызгать мокрой губкой, не крошить глину на одежду, надеть нарукавники.
б) приготовить рабочее место – убрать учебные принадлежности, расправить клеёнку.
в) выбрать цель работы – живой лист папоротника или рисунок со страницы 64 учебника.
г) - Необходимо промять глину мокрыми пальцами, смоченными о влажную губку.
- Раскатать глиняный ком в пластину
- Наложить лист на пластину и прикатать скалкой или вырезать стекой любой выбранный рисунок.
- Вырезать контур и нанести детали рисунка, сгладить края получившегося панно.
- Проделать деревянной «иглой» отверстие для шнурка.
- Выполненную работу, но ещё «сырой материал» раскладывают на демонстрационном столе.
После звонка дежурные приводят рабочее место в порядок.
7. Итоги работы.
Выделить оригинальны работы, оценить деятельность учащихся в ходе урока.
Список литературы
1. Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд. , стереотип.-М.:Дрофа, 2001.-248 с.:ил.
Биология 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т.В. Козачек.-Волгоград: Учитель, 2007.-328 с.
3. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл.: метод. Пособие. М.: Дрофа, 1996.-160 с.: ил.
Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Полиграфуслуги», 2005.- 128 с
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гафарова Наиля Вагизовна
→ Гафарова 16.12.2010 5 7271 576 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.