Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Сопоставительная характеристика"; 5 класс


А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

(Урок развития речи. Обучение составлению сопоставительной характеристики героинь сказки.)

Цели урока.

Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

Деятельностная. Дать навыки анализа текста сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на понятие истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст , знать содержание прочитанного произведения; научиться сопоставлять, формулировать идею, проблематику произведения, давать сопоставительную характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: формировать умение планировать свою деятельность при работе с текстом, оценивать результат своей работы, делать вывод.

Познавательные: формировать умение понимаеть информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач, работать с таблицей.

Коммуникативные: формировать умение строить небольшие монологические высказывания, формулировать и доказывать свою точку зрения с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Портрет А.С.Пушкина. Текст сказки.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята. Рада вас приветствовать на уроке, посвященном творчеству самого моего любимого поэта, А.С.Пушкина. Надеюсь, что этот поэт станет и вашим любимым, этому поможет наше внимательное прочтение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Сегодня нам предстоит еще ближе познакомиться со сказкой замечательного русского поэта А.С.Пушкина, заглянуть в его творческую мастерскую и понять, как же поэт создает образы двух таких разных героинь сказки как Царевна и Царица.

Учитель рассказывает притчу.


 

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.


 

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

3 этап Формулирование учебной задачи урока.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о доброй и злой героинях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и царице, будем сравнивать их.


 

- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героинь, анализировать текст, учиться создавать словесный портрет.

Вашим домашним задание было найти и выписать в тетрадь определение слова портрет в живописи и литературе. Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Портрет ( в живописи) - форма изображения человеческого облика, в котором лицо является центральной частью изображения. Картина в жанре портрета специально написана для того, чтобы показать характер и уникальные особенности человека.

Перед вами портрет А.С.Пушкина, который написал Орест Адамович Кипренский, что вы можете сказать о поэте? Каким вы его себе представляете? Какими чертами характера он обладает? Как художнику удается передать свое отношение к А.С.Пушкину?

Что помогает художнику в создании образа поэта?

Краски, кисти, выражение лица, тени, одежда, задний план, интерьер.

Может ли эти же инструменты использовать поэт, художник слова?

Нет, ему потребуются другие инструменты.

Что же помогает поэту создать портрет героя и выразить свое отношение к изображаемому человеку?

Портрет в литературе (от фр. portraiter - изображать) - одно из средств характеристики персонажа или нескольких героев через описание внешности (черты лица, фигура, жест, мимика, поза, одежда, манера двигаться и говорить и проч.) и духовного мира.

4 этап – работа с текстом и таблицей.

Давайте рассмотрим двух героинь сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семь богатырях»

Предлагаю вам заполнить таблицу и сопоставить изображение героинь в сказке.

 

Царевна

Царица

Портрет

 

 

 

 

 

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Речевая характеристика

( как говорят героини?)

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали;

Груба

Ах ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне на зло.

Делать нечего. Она,

Черной зависти полна…

Отношение к другим персонажам.

Добрая, смирная,

 

Приберет и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

Жестокая

 

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Отношение других персонажей к героиням

Ей на встречу пес, залая,

Прибежал и смолк, играя..

Пес бежит за ней, ласкаясь.

Братья милую девицу

Полюбили

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху.

Прямая характеристика автора

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

Черт ли сладит с бабой гневной?

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;

Что происходит с героинями в конце сказки?

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Вывод: Царевна в сказке – олицетворение добра, она любит людей и животных, жизнь ее полна добра и света, она кроткая и трудолюбивая, за свое добро она награждена счастливой жизнью, а Царица злая, жестокая, она ненавидит людей и любит только себя, поэтому она умирает в конце сказки, так ка она олицетворение зла, а добро в сказке всегда побеждает. Обе героини красивы внешне, но душевная красота гораздо важнее.


 

  1. Найдите в тексте описание героинь, давайте создадим портрет и внимательно его рассмотрим.

  2. Что говорит А.С.Пушкин о внешности героинь? Обе они прекрасны, белолицы, но обладают разными чертами характера. Царевна кроткая. Как вы понимаете значение этого слова? (Кроткий- Незлобивый, покорный, смирный). А царица горда и ломлива (Ломливый - Склонный ломаться упрямый и спесивый).

  3. Какая из героинь больше нравится поэту? А вам? Почему?

  4. Кроме создания портрета героинь, описания их внешности, автор дает им и речевую характеристику. Как вы думаете, может речь человека рассказать нам о его характере? Да, конечно может. Давайте посмотрим на речевую характеристику героинь.

  5. Создать образ героинь помогает и отношение их к другим персонажам и отношение к ним самим других героев сказки. Давайте понаблюдаем за тем, как героини относятся к людям и как люди относятся к ним. Автор нам показывает не только различное отношение людей к героиням, но и собаки. Ведь пес впервые видит обеих героинь, почему же он так по-разному их встречает? Он чувствует добрую и злую душу.

  6. Вывод: Что происходит с героинями в конце сказки? Царевна в сказке – олицетворение добра, она любит людей и животных, жизнь ее полна добра и света, она кроткая и трудолюбивая, за свое добро она награждена счастливой жизнью, а Царица злая, жестокая, она ненавидит людей и любит только себя, поэтому она умирает в конце сказки, так ка она олицетворение зла, а добро в сказке всегда побеждает. Обе героини красивы внешне, но душевная красота гораздо важнее.


 

5 этап. Рефлексия деятельности.

Чему вы, ребята, научились на уроке? Понравилось ли вам работать с текстом, сопоставляя образы героинь. Стал ли вам понятен замысел автора сказки? Почему одна героиня умирает, а вторая награждена счастливой жизнью?

- Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Д/З .Составить синквейн на Царицу и Царевну.


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Сопоставительная характеристика"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Светлана Александровна  Публикатор
29.10.2021 0 10103 381

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК