Слайд 1
Мой первый друг…
Шершнёва Елена Михайловна
МОУ»Каськовская ОО школа»
Куньинский район Псковская область
учитель русского языка и литературы
«Мой первый друг...» называл Пушкин своего лицейского товарища Ивана (Жанно) Пущина. Через много лет, уже после смерти поэта Пущин пишет книгу «Записки о Пушкине». Вот отрывки из нее:, «Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством...
…Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило.
Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об за-
индевевшей шубе и шапке. Было около 8-ми часов утра. Не знаю, что делалось.
Прибежавшая старуха застала нас в объятьях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один - почти голый, другой - весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы
очнулись. Совестно стало перед этой женщиной; впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать.
Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая,- чуть не задушил ее в объятьях..
Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами... Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!.. Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою рукописною комедией, до того ему почти вовсе не знакомой. Потом он мне прочел кое-что свое...
Между тем время шло за полночь. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мною.
Мой первый друг...
Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен. "Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил, — писал много лет спустя Пущин, — но достоинство его состояло в том, что он отнюдь и не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было по 12 лет)". Но вот они выросли. Годы лицея остались позади. Оба уже достаточно ясно сознавали, что живут они в стране бесправной, задавленной царским самовластьем. Юноша Пущин сразу выбрал для себя путь борьбы — вступил в тайное общество. "Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою... — вспоминал впоследствии Пущин. Вольнолюбивые стихи Пушкина ходили по рукам в Петербурге и по всей России. Узнал о них и царь Александр I. И приказал выслать поэта из Петербурга сначала на юг России, а затем в псковское село Михайловское, под надзор местных властей.
Здесь
Пушкин жил в старой усадьбе вдвоем со
старушкой няней, вдали от друзей и
родных. Сюда в январе 1825 года, в санях
по снежной дороге, приехал к нему
верный друг Иван Пущин. Так об этом приезде друга позднее написал Пушкин. А в тайное общество Пущин принял только поэта Рылеева. Того Рылеева, который возглавил затем подготовку восстания в Петербурге... Но 14 декабря на пронизанной холодным ветром Сенатской площади восставшие потерпели поражение. Не рассчитали свои силы. А некоторые просто растерялись — восстание началось без четко продуманного плана... Из воспоминаний декабриста Розена известно, что "всех бодрее в каре стоял И. И. Пущин" и что, хотя он был в штатском, "солдаты охотно слушали его команду, видя его спокойствие и бодрость". Пущин пришел на площадь в шубе и шляпе, и, когда по восставшим начали стрелять картечью, шуба его оказалась пробита во многих местах... Он мог бы сразу бежать из Петербурга, но не захотел. Считал своим долгом разделить участь товарищей. Арестованный и заключенный в Петропавловскую крепость, он стойко держался на допpocax и никого из товарищей не выдал. Пущина, как одного из главных зачинщиков, осудили "по первому разряду". Его приговорили к смертной казни с отсечением головы. Затем смертный приговор заменили вечной каторгой. "Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна", — восклицал Пушкин в письме к поэту Вяземскому. Пущина погнали на каторгу за несколько тысяч верст — в Забайкалье. В морозный зимний день привели новых каторжан в читинский острог. Из-за острожного частокола Пущин услышал, что его зовет женский голос. Оказалось, это жена декабриста Муравьева, Александра Григорьевна, одна из тех самоотверженных женщин, что последовали за мужьями на каторгу. Она подозвала Пущина и передала ему, просунув меж кольев, листок бумаги. "Александра Григорьевна проговорила мне, — рассказывал в своих "Записках" Пущин, — что получила этот листок от одного своего знакомого перед самым отъездом из Петербурга, хранила его до свидания со мною и рада, что могла, наконец, исполнить порученное поэтом". Порученное Пушкиным!
Пущин
развернул листок, и можно себе
представить, как взволновали его
пушкинские строки, обращенные к нему,
Пущину: До конца жизни Пущин хранил это послание Пушкина как святыню. Пущину разрешено было вернуться в европейскую Россию только через тридцать лет после того, как его погнали на каторгу в Сибирь. В Петербурге его встретил старый лицейский товарищ Константин Данзас. И рассказал о том, как раненный на дуэли Пушкин перед смертью жалел, что рядом нет Пущина: — Легче было бы умирать... Пущин узнал об этом через двадцать лет после смерти поэта. Теперь уже и ему самому оставалось жить недолго. Но и поныне жива память о первом друге Пушкина. С. Тхоржевский Опубликовано в журнале "Костер" за май 1973 года |
|
Шершнёва Е.М. учитель русского языка и литературы
Урок и презентация по литературе в 6 классе «Мой первый друг…»
Цели урока:
Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «И.И. Пущину»;
Формировать умение анализировать лирическое произведение;
Дидактические задачи урока:
Кратко познакомить учащихся с Лицейским и Михайловским периодами жизни А.С. Пушкина;
Дать сведения об И.И. Пущине;
Выяснить, какое место в жизни и творчестве Пушкина занимала дружба;
Научить видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.
Аннотация: презентация и урок по литературе предназначены для изучения в 6 классе темы «А.С. Пушкин. «И. Пущину»». В 6 классе продолжается формирование у учащихся умения анализировать лирические произведения. В этом возрасте дети с затруднением воспринимают поэзию. Поэтому презентация наполнена яркими фотографиями мест и людей, тесно связанных с судьбой А.С. Пушкина, историческими материалами о Пушкине и Пущине, которые должны подвести детей к осознанному анализу стихотворения, определению для себя значимых личностных ценностей.
.
Портрет Пущина
и одностишие «Моя душа тобой полна…»
Этот стих пушкинисты старших поколений просто не заметили. в Пушкинском Доме выяснилось, что хранитель рукописей поэта Татьяна Краснобородько тоже разглядела эту строку и зафиксировала ее как самостоятельную запись. Уточним: это не просто запись, а стихотворная строка.
Шершнёва Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы
МОУ»Каськовская ОО школа»
Куньинский район Псковская область
2010г.
Урок литературы в 6 классе «Мой первый друг…»
Цели урока:
Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «И.И. Пущину»;
Формировать умение анализировать лирическое произведение;
Дидактические задачи урока:
Кратко познакомить учащихся с Лицейским и Михайловским периодами жизни А.С. Пушкина;
Дать сведения об И.И. Пущине;
Выяснить, какое место в жизни и творчестве Пушкина занимала дружба;
Научить видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания: актуализация знаний биографии А.С. Пушкина в пределах статьи учебника (Литература 6 класс: часть1/авторы-состав. В.П. Полухина и др./под ред. В.Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2009.)
Расскажите о детстве поэта, его занятиях в библиотеке отца, чтении книг по русской и французской литературе.
Что вы узнали о Лицее? Слайд № 4,5
Какие черты характера воспитывали профессора у лицеистов?
Слайд № 6,7
Дружба – это…
Как вы поняли высказывание А.С. Пушкина о дружбе?
Что такое, по-вашему, дружба?
Что вас связывает с другом?
В помощь учителю: Нет на Земле человека, который не задумывался, что такое дружба, в чём её сила, её непроходящая ценность, её духовное обаяние. И почему, если нет рядом друга, так его не хватает? Дружба – отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.
3. Работа по теме урока «Мой первый друг…»
Слово учителя: Сегодня мы продолжим говорить об А.С. Пушкине, уделим внимание одному из важных периодов жизни поэта – ссылке в Михайловское и выясним значение дружбы в его жизни. Прочитаем стихотворение поэта «И. Пущину»» и проанализируем его.
Слайд №8 культ дружбы ( беседа о друзьях Пушкина, сообщение ученика об И.И. Пущине)
Слайд № 9 Михайловское
Слово учителя: С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г. Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.
"Бешенство скуки пожирает мое глупое существование", - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей.
|
И вот однажды, тайно, к Пушкину в Михайловское приезжает И. Пущин.
Слайд 10,11 ( выразительное чтение учителем стихотворения «И. Пущину», сообщение учащегося об истории написания стихотворения, анализ стихотворения)
Слайд № 12 ( Итоги урока)
Слайд № 13 ( домашнее задание)
Автор: Шершнёва Елена Михайловна
→ 21091961 25.08.2010 18 23820 4419 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.