Статья: "Проблема понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи"
Организация продуктивного общения, понимаемого как процесс субъект-субъектного взаимодействия, невозможно без учета использования так называемых невербальных средств коммуникации. Обусловлено это тем, что невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной (В. П. Морозов), дополняя или замещая её (Г. В. Колшанский, И. Н. Горелов). Бедвистл и Мейерабиан приводят данные своих исследований, согласно которым в ходе коммуникативного акта вербальными средствами сообщается 45 % информации, а 55 % информации передается с помощью невербальных средств. Учитывая несомненную значимость «неартикулируемых средств общения».
(М. Критчли), при любой патологии речи следует обратить внимание на развитие традиционных невербальных средств коммуникации, в частности кинетических – жеста, позы, мимики. Между тем, анализ современной логопедической литературы показывает, что при достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи вопрос о специфике развития невербальных средств коммуникации у детей с общим недоразвитием речи изучены в несравненно меньшей степени и есть резервы её улучшения.
С целью изучения особенностей восприятия, понимания и употребления невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) на примере сравнения дошкольников с нарушением речи и нормой речевого развития нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился на базе ДОУ № 60 «Заинька» и ДОУ № 63 «Аистенок» г. Тамбова. В качестве испытуемых были привлечены 30 дошкольников старшей и подготовительной групп с речевым заключением ОНР ІІ – ІІІ уровня и 30 дошкольников старшей и подготовительной групп с нормой речевого развития. Мы использовали стандартные тестовые вербальные и наглядные (графические) с элементами игры методики. В стандартных тестовых методиках описываются параметры, характеризующие компоненты невербального общения и показатели его развития.
- Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
- Изучение возможности вербализации признаков мимических выражений людей, изображенных на сюжетной картинке.
- Изучение понимания эмоциональных состояний по схематическим изображениям.
- Методика составления невербального портрета
- Изучение способности к использованию пантомимических средств при разыгрывании этюдов на выражение различных эмоций.
- Изучение способности к жестикуляции при воспроизведении общеупотребительных понятий и действий.
При определении умения интерпретировать эмоциональные состояния мы основывались на классификации П. Экмана, выделившего шесть так называемых основных эмоций, и мимических кодах к ним, разработанных
В. А. Лабунской, которые определялись сочетанием частей и элементов лица. Предъявлялись следующие фотоэталоны: гнев (рот открыт, глаза сужены, брови сдвинуты к переносице); отвращение-презрение (рот закрыт, глаза сужены, брови сдвинуты к переносице); горе (рот закрыт, уголки губ опущены вниз, глаза сужены, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх); страх (рот приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови подняты вверх); удивление (рот открыт, глаза раскрыты, брови подняты вверх); радость (рот обычно открыт, уголки губ приподняты, глаза слегка прищурены брови приподняты вверх).
Оценка экспрессии осуществлялась методом свободного выбора определений. В расчет принималась только последняя оценка. При этом допускались некоторые вариации в подборе слов, например, при распознавании выражения гнева одинаково правильными считались такие определения, как «злой», «сердитый», «сердится» и др., при оценке выражения радости – «веселый», «счастливый», «радуется» и др.
Согласно полученным данным, все предъявлявшиеся мимические выражения по успешности их распознавания детьми с нормальным речевым развитием и ОНР можно разделить на две группы: 1) хорошо идентифицируемые (к ним отнеслись проявления таких эмоциональных состояний как радость, гнев, горе, страх) и 2) плохо идентифицируемые (в эту группу вошли выражения отвращения-презрения и удивления). Однако анализ полученных результатов показывает, что по мимике дошкольники с ОНР по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, распознают эмоции намного хуже (различия составили в среднем от 10 до 33 %).
Отсутствие правильного вербального обозначения рассматриваемого эмоционального состояния определялось как непониманием «природы» самой эмоции, так и трудностями собственно словесного её обозначения. Однако если для детей с нормальным речевым развитием большинство неправильных ответов при идентификации эмоций было связано, как правило, с незнанием словесного определения для данного эмоционального состояния (об этом свидетельствует выстраиваемый детьми синонимический ряд определений, например, для эмоционального состояния гнева как плохой, нехороший, противный), то для детей с ОНР значительные трудности обнаруживались уже на этапе «прочтения» эмоций (например, при определении эмоционального выражения, связанного с удивлением, дети использовали такие определения как счастливый, веселый, хороший, грустный).
Количество неправильных ответов, данных как детьми с нормальным речевым развитием, так и с ОНР, сократилось при идентификации эмоционального состояния по сюжетной картинке. Отображенная на картинке ситуация, на наш взгляд, явилась внешней опорой для адекватного распознавания эмоций, связанных с ней. Но и в этом случае наблюдался значительный разрыв между количеством неправильных ответов, которые давали дети. У детей с нормальным речевым развитием оно составило 10 %, а у детей с ОНР – 23 %.
При вербализации признаков мимических выражений 40 % тестируемых дошкольников с нормальным речевым развитием в первую очередь ориентировались на расположение частей лица, и соответственно
60 % опирались на сюжетное отображение ситуации, в которой проявлялось рассматриваемое эмоциональное состояние. Однако после того как внимание последних было перенаправлено на подвижность лица и его частей 61 % из них при описании мимики уже больше не возвращались к рассмотрению только ситуации, а указывали на эталонный комплекс признаков, необходимый для характеристики данного мимического выражения.
В отличие от детей с нормальным речевым развитием ответы детей с ОНР при вербализации мимических выражений носили преимущественно описательный характер. Дети данной категории ориентировались, как правило, на сюжетное отображение ситуации, в которой проявлялось рассматриваемое эмоциональное состояние: «Они боятся, гроза потому что. Мальчик злой, кошку бьет». Исключение внешних атрибутов ситуации и привлечение внимания детей только к частям лица как мимическому коду значительно затрудняло возможность идентификации рассматриваемых эмоций.
Исследование показало, что при описании мимических выражений дошкольники с нормальным речевым развитием и с ОНР указывали лишь на часть признаков эталонного описания эмоционального состояния. Однако в процентном соотношении у детей данных групп наблюдались значительные различия. Так, характеризуя мимику страха, признак «брови подняты вверх» отметили почти 70 % детей с нормальным речевым развитием и только 43 % детей с ОНР; на изменения в нижней части лица назвали 53 % детей с нормальным речевым развитием и 36 % детей с ОНР. Помимо количественных расхождений в ответах детей исследуемых групп, были обнаружены и качественные особенности. В частности, указывая на определенный мимический признак, дети с ОНР активно использовали указательные и изобразительные жесты, звукоподражания. К примеру, обозначенный выше признак страха «брови подняты вверх» дети изображали при помощи полусогнутых указательных пальцев обеих рук, поднятых к своим бровям, а для открытого рта подобрали звукоподражание «ах».
Не вызвало значительных трудностей у детей с нормальным речевым развитием и задание на определение эмоциональных состояний по стандартным схематическим изображениям. Правильно идентифицировать и соотнести схематическое изображение эмоции с её рисуночным вариантом смогли 77 % детей указанной категории, в то время как дети с ОНР правильно выполнили аналогичное задание только в 47 % случаев. Неправильные ответы детей с нормой речевого развития, как правило, возникали на этапе соотнесения схематического изображения эмоции с её рисуночным вариантом. Дети же с ОНР столкнулись с трудностями значительно раньше – уже на этапе опознавания эмоционального состояния по его схематическому изображению. Они не смогли словесно обозначить рассматриваемое эмоциональное состояние или подобрали к нему определение, не соответствующее прорисованной эмоции. Наибольшие затруднения как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с ОНР вызвала идентификация эмоций страха и удивления. На наш взгляд, это обусловлено тем, что мимические проявления рассматриваемых эмоций имеют сходную мимику (рот и глаза широко открыты, брови подняты вверх). Однако если дошкольники с нормальным речевым развитием большую часть ошибок совершали только при дифференциации указанных эмоций, то дети с ОНР не смогли изначально правильно идентифицировать их.
Последующим этапом исследования было составление детьми портрета человека в определенном эмоциональном состоянии по отдельным частям лица. Успешно справились с данным заданием 70 % дошкольников с нормальным речевым развитием, и только 40 % – с ОНР. Дети с нормой речевого развития большинство ошибок допускали при выборе частей лица, характеризующих эмоциональные состояния со сходными мимическими проявлениями, в то время как дети с ОНР часто использовали невербальные признаки, совершенно неадекватные данной эмоции.
При сравнительном изучении способности к использованию пантомимических средств при разыгрывании этюдов на выражение различных эмоций у детей с ОНР и нормальным речевым развитием были получены данные, свидетельствующие о своеобразии использования пантомимических средств детьми с ОНР. Наиболее доступны для выражения были эмоции радости и гнева. В выражении всех остальных видов эмоций дети испытывали значительные трудности.
Особенностью внешнего проявления эмоционального состояния у детей с ОНР явилась вялая, смазанная, а порой и неадекватная мимика. Показательно резкое снижение качества жестового языка детей с ОНР в сравнении с их мимикой. Как правило, дети с ОНР практически не использовали какие-либо движения, поясняющие их речь. В том случае если они и прибегали к использованию жестовых движений, то отмечались их маловыразительность, бедность, фрагментарность и неадекватное использование. Аналогичные нарушения наблюдались и при выполнении задания на воспроизведение жестами некоторых общеупотребительных понятий и действий: «это я», «да», «нет», «иди сюда», «тихо», «до свидания», «отлично, здорово», «благодарю», «нельзя этого делать». Легче всего детям с ОНР давались жесты согласия и прощания. Маловыразительно были выполнены действия, демонстрирующие жесты восхищения и благодарности. В некоторых случаях до 1/3 детей отказывались от выполнения действия, так как были с ним не знакомы.
Интерпретация полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
- у детей с ОНР отсутствует адекватный целостный образ базовых эмоциональных состояний; даже видя различие в невербальном поведении, предъявляемом для восприятия, они не способны его правильно идентифицировать, распознать и обозначить вербально;
- при восприятии и анализе ситуации дети с ОНР, как правило, не учитывают невербальные средства, не придают им значения, а нередко и вовсе их не замечают.
- целенаправленно используемые детьми невербальные средства характеризуются дефицитарностью, инфантильностью и замороженностью;
- невербальное общение дошкольников в стихийных условиях развивается недостаточно, приобретение ими невербальных коммуникативных умений на должном уровне затруднено.
Выявленные особенности использования и употребления невербальных средств общения детьми с ОНР мы склонны объяснять несформированностью речемыслительной деятельности, недостаточным запасом знаний и неумением использовать имеющиеся языковые средства, снижением коммуникативной потребности, а также состоянием психоневрологической сферы и темпераментных особенностей детей.
В этой связи возникает необходимость в разработке приемов работы по развитию невербального общения дошкольников с ОНР, направленных на совершенствование подражательной деятельности детей, эмоциональности, мелкой моторики, активизацию их мыслительной и познавательной деятельности.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Горелов И. Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.: Наука, 1985.
- Зальцман Л. М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения // Дефектология. – 2002. № 4. – С. 63.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
- Критчли М. Афазиология. – М., 1974.
- Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д., 1995.
- Морозов В. П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. – 1993.
- № 1. – С. 18-31.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ситникова Н.В., Кривощапова Л.О.
→ Публикатор 27.10.2015 0 5213 270 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.