Алина Бикеева, 18.11.2016 0

Разные стили учения: размышление девятое. Не требуйте от детей невозможного, или «Взрослые, что вы хотите от детей?»


Человеку, как это ни странно, свойственно хотеть невозможного и требовать этого невозможного от других. Часто взрослые именно так и поступают в отношении детей. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Примеры:

  • Мы хотим, чтобы маленькие дети не плакали, хотя понимаем, что любой человек испытывает целую палитру разных чувств и эмоций, что нормально для человеческой психики. Как, интересно знать, маленькому человечку без крика и плача передавать все свои чувства и эмоции миру?! А еще делать разрядку нервной системы, сбрасывая или высвобождая напряжение.
  • Мы хотим, чтобы дети, учась ходить, не падали, хотя знаем, что без падений этому научиться невозможно.
  • Мы не хотим, чтобы дети задавали нам свои бесконечные вопросы, а иногда и вовсе требуем, чтобы они закрыли рот. А ведь через наши ответы на их бесконечные вопросы дети учатся, познают мир, развиваются, а еще просто общаются с нами.
  • Мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились по всем школьным предметам, хотя прекрасно осведомлены о физиках и лириках, а также о том, что у каждого человека свои склонности, способности, таланты, интересы, и он не может преуспевать во всех сферах и областях.
  • Мы хотим, чтобы дети не бегали, не шумели, а смирно сидели, желательно с закрытыми ртами, не мешая нам, взрослым. Хотя, конечно же, понимаем, что развитие человека, как и любого другого живого существа, происходит именно в движении, а активности. Живому существу как раз свойственно двигаться, что-то постоянно делать и издавать много звуков.
  • Мы не хотим, чтобы дети пачкались, а чаще всего просто требуем это, хотя знаем, что для детей — это вполне естественно, и именно так растущий человек познает мир.

А также:

  • Мы хотим, чтобы дети в школе сидели пять или шесть уроков неподвижно, не сводя при этом глаз с учителя, и лишь изредка поднимая руку, а на переменах не бегали. Но разве это естественно для живого здорового молодого организма сидеть каждый день в застывшей позе 5-6 часов?!
  • Мы хотим, чтобы дети слушали учителя на всех уроках в режиме: «Слушай, запоминай, делай по образцу», не разговаривая при этом ни с учителем, ни с находящимися рядом одноклассниками. И еще мы хотим, чтобы таким странным образом наши дети чему-то научились. Хотя догадываемся, что так учиться очень тяжело и малоэффективно. И что у каждого человека есть свой предпочтительный стиль учения: 1) слушать; 2) иметь текстовую опору перед глазами; 3) через игру; 4) через активное действие; 5) через живое общение с находящимися рядом людьми. Но мы, взрослые, почему-то упорно требуем с детей одинаковый стиль учения — «Сиди — слушай — запоминай — воспроизводи».
  • Мы очень хотим, чтобы дети освоили иностранный язык и свободно на нем говорили, хотя вокруг них отсутствует языковая среда.
  • Мы требуем, чтобы наш ребенок освоил иностранный язык, хотя понимаем, что ребенок — далеко не гуманитарий.
  • Мы требуем, чтобы наш ребенок все делал быстро, был активным и энергичным, хотя у него совершенно другой психотип.
  • Мы хотим, чтобы дети понимали, как нам, взрослым, трудно их растить; сколько сил и времени мы посвящаем родительствованию; и чтобы они были нам за это благодарны. Хотя как человек может понять, что значит растить ребенка, пока не заимеет своих детей?!
  • Мы хотим, чтобы дети наши выросли независимыми личностями, но при этом шага не даем им ступить самостоятельно.
  • Мы хотим, чтобы наши дети много читали, а сами перед их глазами не читаем совсем или читаем очень мало и не совсем то, что следовало бы.
  • Мы не находим времени общаться с детьми в их детстве и юности, а хотим, чтобы они постоянно общались с нами в нашей старости.
  • Мы хотим, чтобы дети были вежливыми, а сами не очень-то следим за собственной речью и манерами, позволяя себе обзывать ребенка, унижать, оскорблять его, а еще критиковать всех и вся вокруг при детях, не стесняясь в выражениях.
  • Мы очень хотим, чтобы дети росли здоровыми, а сами перед их глазами ведем не совсем здоровый, или совсем не здоровый, образ жизни.

Чего мы только ни хотим от своих детей! Чего мы только с ним ни требуем!

Возглас ребенка: Да уж, все-таки удивительные и непонятные эти взрослые! Чего хотят — сами не знают!

Давайте задумаемся, уважаемые думающие взрослые, что мы хотим от наших детей, чего мы с них требуем. И не будем требовать невозможного.

Ну, очень простое пожелание взрослым: Не требуйте от детей невозможного!

Ведь ребенок верит родителю безоговорочно. Родитель для ребенка — всё! Поэтому ребенок вполне может броситься выполнять все то, что требует от него взрослый. А, не сумев выполнить (ведь требования-то заведомо невыполнимые), решить, что дело в нем. Это он — такой плохой, что никак не может выполнить требований взрослого. В результате растущая личность может превратиться в запуганное, робкое (или наоборот — развязанное и наглое) существо, не уверенное в себе, с низкой самооценкой и совершенно несчастное. Мы точно этого хотим, уважаемые взрослые?

По книге А. С. Бикеевой Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.

Кратко об авторе:

Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?