Еще раз о пользе практики, или Как развить у детей восприятие информации?
Немного о процессе восприятия информации
Феномен восприятия изучается психологами долго и плодотворно. Еще советский психолог Александр Лурия говорил о том, что восприятие включает в себя четыре последовательно сменяющие друг друга основы:
- обнаружение;
- различение;
- идентификация;
- опознание.
Причем каждый из этих уровней может и должен развиваться и формироваться в школе.
Обнаружение нового — это первое, с чем ребенок сталкивается в начальной школе, любой сенсорный процесс начинается с этой стадии. Очень важно, чтобы на этой стадии возникал стимул для дальнейшего познания. Различение, собственно, и есть восприятие, как итог этой операции — формирование перцептивного образа, после чего становится возможным осуществление опознавательного действия. Школьник идентифицирует информацию, то есть отождествляет ее с некими эталонами, образами, хранящимися в памяти. Опознание же отличается категоризацией, то есть отнесением объекта к воспринимавшимся ранее классам объектов, после чего происходит извлечение из памяти соответствующего эталона.
Сказанное выше показывает, что процессом восприятия информации можно управлять извне, можно направлять его, а, значит, уровень восприятия информации школьником можно повысить.
Интересно? Значит, запомнится!
Какие же методы подсказывает сегодня учителю опыт мирового педагогического процесса?
Самый простой и действенный — сделать информацию интересной для школьников. А для этого она должна быть современной, понятной, но… слегка недосказанной. Например, на уроке литературы в гуманитарном десятом классе можно рассказать о том, что Федор Достоевский создал целую галерею философских типов, в которую вошли Раскольников, Алеша Карамазов, Великий Инквизитор, Сонечка Мармеладова, князь Мышкин и другие… Всего 15 персонажей. Если их не назвать — у школьников проявится и желание выяснить, кто же эти недостающие «экспонаты» галереи, и стремление воспринять новую информацию, прочитав произведения, где фигурируют эти герои.
Метод же постоянного чтения и «разжевывания» прочитанного обычно дает печальные результаты: так, уже через две недели, как показывают исследования, у школьника в памяти останется не более 10% от объема прочитанного. Что свидетельствует о том, что информация принята к сведению, но без должного восприятия благополучно забыта!
Важную информацию преподносим утром!
Многие школьники думают, что физкультуру и труды ставят в расписании последними уроками только для того, чтобы с них сподручнее было сбегать. На самом деле это тоже один из способов активизировать восприятие информации: исследования, проведенные в 2015-2016 гг. учеными Московского социально-педагогического института более чем в 20 столичных школах, показали, что самую важную информацию, которую запомнить не всегда легко, нужно преподносить в промежутке между 9 и 11 утра, то есть на 2-3 уроке.
Соответственно, лицам, составляющим школьное расписание, самые «трудные» уроки надо ставить именно в это время. Информация будет восприниматься учениками легче, а главное — в это время наибольший эффект имеют «творческие» методы работы на уроке. Например, метод работы с кейсами или подготовленными в составе команды презентациями.
Учитывая, что задачу лучшего восприятия информации мы будем решать небольшими 5-минутными примерно тренировками, оптимальным вариантом будет ввод таких задач примерно на 10-20-й минутах урока, когда ученик уже «разогрелся» для «приема» информации, но еще не успел устать от нее.
Загадки восприятия стимулируют его развитие
Начиная с 5-6 класса средней школы, стоит внедрять в структуру урока своеобразные загадки и иллюзии восприятия. Это позволяет начать развивать такой уровень работы с информацией, как ее опознание. Причем делать это стоит исподволь, так, чтобы загадка была как бы укоренена в ткань и структуру урока.
Например, после показа на уроке истории какого-либо исторического живописного полотна, можно попробовать показать школьникам известнейшую (но младшему поколению, скорее всего, незнакомую) картинку со «старой» и, одновременно, «молодой» женщиной:
Если верить одному из отцов-основателей западной когнитивной психологии Роберту Солсо, большинство (порядка 70-80%) учеников после 1-1,5-минутного просмотра увидят в этой картинке молодую женщину, и это означает, что с их восприятием информации все хорошо, надо только постараться сделать его более жестким, избирательным. А вот те немногие, кто разглядит на картинке старушку, уже обладают достаточно адаптированным взглядом на незнакомую зрительную информацию.
Отметим, что для «чистоты» эксперимента проводить его следует только с теми школьниками, которые еще не пытались разгадать и не разгадывали эту «загадку восприятия» ранее. Для остальных стоит поработать с новыми загадками, причем не только зрительными, но и слуховыми, ведь немалую долю информации ученики сегодня воспринимают исключительно на слух!
Побольше активности!
В современной психологии общепризнано, что улучшить восприятие информации могут активные действия, такие, как участие в проблемной дискуссии на тему урока (например, «История: импровизация или предначертание?») или, если речь идет о старшеклассниках — выступление с заранее подготовленной речью на заданную тему, например, «Суд над свободой».
Неопровержимым доказательством того, что информация, воспринятая и «переваренная» таким образом, остается в голове надолго, является факт, что в нашей памяти спустя 2 недели после работы с такого рода данными остается от 60 до 80% от первоначального объема. См. статью Какие методы обучения самые эффективные.
Кроме того, учителю нужно постараться включить в канву учебного процесса такие виды работ, как показы презентаций, разработанных школьниками, имитацию их реального жизненного опыта (например, в форме ролевых игр), реальную работу с текстами и другими источниками информации. Все это также суть формы активного восприятия информации, а значит, и большой объем их запечатлеется в памяти надолго!
А вот чтение и восприятие слов на слух, изучение иллюстраций, даже прослушивание музыкальных фрагментов и просмотр видео не способствуют прогрессу в восприятии информации, поскольку в основе их лежит пассивная составляющая. Сказанное не означает, что эти методы нужно исключить из школьного преподавания (это и вряд ли осуществимо), но методы активного восприятия информации должны постепенно вытеснять стандартные.
Равняйся на равного!
Метод развития восприятия «Равняйся на равного!» основывается на том, что для школьников, особенно среднего и старшего возрастов очень важно ни в чем не отстать от одноклассников.
Рассматриваемый метод реализуется в парах или небольших (по 5-6 человек) командах одноклассников. Учитель, предлагая школьнику решить сложную задачу, требующую размышлений, привлечения дополнительного материала, наконец, обращения к своему жизненному, пусть и не очень большому, опыту может рассчитывать на то, что во-первых, ученику не захочется подвести свою команду, а, во-вторых, ему не захочется уступить в знаниях, умениях своему однокласснику, да еще и на глазах всего класса. И это нежелание уступить заставит многих школьников совершить усилие над собой, результатом которого станет более эффективное усвоение нового.
Конкретный пример реализации метода: на уроке обществознания в 10-м классе разбирается тема «Глобальные проблемы современности». Класс делится на микрокоманды по 3 человека в каждой команде, задача каждой из команд — подготовить презентацию на заранее оговоренную тему: «Политические глобальные проблемы», «Демографические глобальные проблемы», «Экологические глобальные проблемы» и т.д.
После выступления всех команд учитель задает задание подготовить примеры из личного опыта школьников, как глобальные проблемы отражаются на жизни их семьи. Только та группа, которая готовила «политические проблемы», подбирает примеры для презентации «Экологические глобальные проблемы», группа, выступившая с этой презентацией — ищет иллюстрации в теме «Демографические проблемы» и т.д. Желание не отстать от сверстников подхлестнет ребят к тому, чтобы взглянуть на проблему более глубоко, подойти к выполнению заданий не формально, а, что называется, проникнувшись им. Ну а подготовка презентации и ее объяснение, которое, как мы помним, является активной формой работы с информацией, только усиливают положительный эффект метода.
Немного об авторитете учителя
В заключение хочется упомянуть о таком важном моменте, как отношение в классе к личности учителя. Он должен быть авторитетом. Потому что информацию, воспроизводимую человеком, не имеющим веса в глазах школьников, и воспринимать будут как второстепенную, «неважную», «не имеющую веса». А подобное отношение, как вы понимаете, не способствует пробуждению желания развиваться.
Как бы ни банально это звучало, учитель должен любить свою работу, показывать школьникам, что он заинтересован донести до них что-то новое, а в ответ и ученик будет не прямолинейно заучивать материал, по сути, не воспринимая его, а пытаться идентифицировать сказанное, выходя тем самым на новый уровень освоения информационного поля.
Конечно, для достижения большего педагогического эффекта желательно совмещать несколько методов развития восприятия у обучаемых, тем более, что в современных условиях хорошего технического обеспечения большинства школ РФ, сделать это не так трудно!
Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, кандидат философских наук, доцент, доцент на кафедре философии Астраханского государственного университета. Источник иллюстрации.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.