Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем)
Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.
Возможные причины:
- Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.
- Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.
- Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.
Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.
Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.
Виды чтения
- Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
- Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
- Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения
- Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
- Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
- Познакомиться со структурой текста.
- Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
- Знакомство с оглавлением.
- Использовать аннотации к текстам.
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения
- Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
- Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
- Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения
- Выделение смысловых частей читаемого текста.
- Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
- Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
- Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
- Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
- Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
- Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
- Составление суждений учащихся.
- Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
- Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
- Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.
Фрагмент урока английского языка, направленного на обучение изучающему виду чтения
Работа над любым текстом по иностранному языку состоит из трех этапов:
- предтекстовый;
- текстовый;
- послетекстовый.
Предтекстовый этап подразумевает ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, а также прогнозирование содержания текста.
Упражнения для предтекстового этапа
- Соотнесение значения слова с темой: заполнение пропусков в предложении из ряда предложенных слов.
- Расширение потенциального словаря учащихся: просмотр текста и нахождение слов общего корня.
- Распознавание значения грамматических явлений: выделение определенных частей речи и их выборочный перевод.
- Прогнозирование языковых средств и содержания текста: чтение вслух только тех частей предложений, которые отвечают на вопрос учителя.
Текстовый этап подразумевает чтение текста и работу над его лексико-грамматическим материалом.
Упражнения для текстового этапа
- Чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов.
- Контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений; ответы на вопросы.
- Выделение основных частей текста.
- Соотнесение отдельных частей текста: чтение определенных абзацев с целью подтверждения фактов.
- Сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.
- Выборочный перевод текста.
Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.
Упражнения для послетекстового этапа
- Определение познавательной ценности прочитанного: комментарий к определенным частям текста.
- Развитие навыков монологической и диалогической речи на основе текста: составить диалог или ситуацию по теме текста. Возможно использование функциональных таблиц Пассова, логико-смысловых карт проблемы.
- Написание аннотации, резюме текста.
Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо:
- Тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей.
- Четко ставить задачи перед учащимися.
- Ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию;
- Не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.
Читайте также:
- Технология продуктивного чтения.
- Методические рекомендации учителям "Работа с текстом на уроках истории в 5 классе. Формирование познавательных УУД".
- Как научить детей понимать текст?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.