Как научить ребенка понимать текст, используя систему УУД
Для этого достаточно в учебную деятельность включать упражнения, нацеленные на осуществление задач. УУД — новинка в педагогических технологиях. Это не только модно, но и удобно, потому что благодаря знаниям об УУД легко ставить задачи на урок и подбирать упражнения в соответствии с личностными (ЛУУД), регулятивными (РУУД), познавательными (ПУУД) и коммуникативными УУД (КУУД).
Учащимся помогает разбираться в тексте система алгоритмов действий, нацеленных на развитие определенных ЗУНов на уроке чтения. Какие же это действия? Рассмотрим таблицу:
Два основных способа работы над пониманием текста
- Первый способ. Традиционный
План урока составляется в соответствии с методикой обучения чтению. На первый план вторичным анализом выходит проверка учащимися фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы. Проводится разъяснительная работа по неизвестным словам. Анализ 2-ого уровня, предполагающий оценку поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев, заканчивается синтезом, то есть выяснением главной мысли текста.
- Второй способ. Прогрессивный
Проводится подготовительная работа, направленная на внимание к слову и его частям, развитие логики, умение работать над деформированным или незаконченным текстом. Активизация мыслительных процессов учащихся происходит с помощью упражнений на понимание текста, которые делятся на:
- Логические задания. Они направлены на нахождение общих и отличительных признаков, действия с ними.
- «Составь новое слово». Учащимся предлагается с помощью данных слов составить другое слово, используя первый слог из первого столбика и второй слог из второго столбика. Для усложнения работы дается задание составить их на определенную тему. Пример: тема «Цветы» (роза, пион, ирис).
- «Найди четвертое». С помощью этого упражнения учащиеся учатся устанавливать связь между словами из первой пары, чтоб «повторить» ее во второй паре.
- Борщ — повар, Вертолет — ? (инженер, конструктор).
- Парта — дерево. Нож — ? (сталь)
- Осень — весна. Рассвет — ? (закат)
- Задания, требующие внимания к слову и его частям. Внимание — очень важная составляющая сознательного чтения.
- «Превращение». Нужно превратить шар в подарок (для первого ряда), сок в варенье (для второго ряда), мел в задание (для третьего ряда). Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву. При этом все выдуманные слова подчиняются одной теме. Такую игру можно использовать с конца первого класса. Каждое из слов заставляет ученика концентрировать внимание и думать.
- «Найди животное». В группу игровых упражнений относятся также загадки, ребусы и шарады.
В этом сложном, но увлекательном упражнении в строчках стихотворения учащимся надо найти наименование спрятавшегося животного. Примеры стихотворений:
Была гроза. Я целый час (Заяц)
Не открывал от страха глаз.
Гуляю в роще, но к пруду (Щенок)
Через болото не пойду.
Знакома рыбам тень моя, (Комар)
Над гладью рек танцую я.
Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаса за ним следил. (Сазан)
Нырять и плавать плохо разве?
Высоко летает стриж, (Сокол)
Но со мною не сравнишь.
Я худ и щупл. Отваги полный (Плотва)
Жучок таранит носом волны.
- Упражнения по работе с текстом.
- Расположить вопросы последовательно согласно содержанию текста.
- Прочитать ответ на 5-ый вопрос.
- Придумать вопросы к шестому абзацу текста.
- Пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.
- «Быстрая разведка». Упражнение, в котором максимально быстро надо найти ответы на вопросы учителя.
- Составление плана к произведению. Обнаружение ключевых слов, особенных ассоциаций, которые связывают логическую цепь воедино.
Как еще можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью — научить понимать текст?
Прогрессивный урок отличается от обычного нестандартной структурой. Перед знакомством с текстом можно включить этап обсуждения названия рассказа, чтение первого и последнего абзаца, и снова обсудить. Рассуждение — ключ к развитию мыслительных способностей. Дело в том, что нужно обучать пониманию не только фактуальной информации (о сюжете, героях) и концептуальной (главная идея произведения), но и подтекстовой, то есть, той, которая ускользает от внимания, потому как считается само собой разумеющейся. И дети зачастую могут упустить некоторые моменты, связать их с практическим опытом из своей жизни.
При вторичном чтении очень увлекательно становится деткам, когда делаются остановки на самом интересном месте, и следуют вопросы по причинно-следственным связям: «А как вы думаете, что будет дальше? Правду ли сказал Петя?» Предположения, прогнозирование дальнейших событий проверяется дальнейшим чтением текста. Вместе с тем выходит наружу и подтекстовая информация, становится процесс обучения еще более захватывающим.
Интересно в процессе чтения использовать прием «диалог с автором», задавая вопросы.
Например, в предложении «Коля очень обрадовался, когда ему подарили удивительного щенка. Вопросы типа «Кто обрадовался?», «Чему обрадовался Коля?» «Кого подарили Коле?» не будут считаться вопросами к автору. А вот вопрос «Чем же так был удивителен щенок?» — уже и есть интересный вопрос.
Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора учащихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Ученик будет анализировать и обобщать, синтезировать полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в разы быстрее.
Какие еще есть приемы для понимания текста?
- Разные виды пересказа.
- Рисование словами и на рисунках.
- Анализ иллюстраций.
- Дидактические игры.
- Эксперименты стилистические.
- Составление диафильма.
- Чтение по ролям.
- Инсценировка.
- Придумывание небольшого рассказа о герое. Сочинение от лица героя.
- Музыкальная иллюстрация произведения.
Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка нужно не только сознательно, но и выразительно. Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.