18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст?
Чтение без понимания
Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.
Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.
Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.
Традиционные упражнения на понимание текста
Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:
- найти в незнакомые слова и узнать их значение;
- озаглавить текст, разделить его на абзацы;
- составить план;
- выделить основную мысль и тему текста;
- найти в тексте описание природы или героя;
- ответить на вопросы по тексту.
Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.
Упражнения для работы со словом и предложением
На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды.
Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими способами:
- Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
- Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
- Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.
- Соединение начала и конца предложения.
- Распространение предложений.
- Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых "несуразиц".
- Составление рассказа или предложения по ключевым словам.
Упражнения на понимание и осмысление всего текста
Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:
- Восстановление логической последовательности текста (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).
- Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).
- Определение содержания текста по иллюстрациям.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события в этом случае).
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).
- Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.
- Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").
- Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.
- Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).
Что дают ученикам такие упражнения?
В результате систематического использования подобных упражнений на уроках ученики могут научиться:
- воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
- находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
- с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
- видеть текстовые "сигналы" — ключевые слова, образы;
- читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
- осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
- размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
- при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т.д.
Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.
Об авторе: Бокова Оксана Александровна, к.ф.н., филолог, учитель английского языка.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.