Не последней причиной является обеднение словарного запаса школьников. Современные дети не знают многих слов: например, из слов «туесок», «кузовок», «лукошко», «корзинка» они поймут, наверное, только слово «корзинка». Поэтому искажается понимание тематики и проблематики текста, деталей и оттенков смысла.
Сейчас редко молодые семьи живут с бабушками и дедушками, внуки не слушают «бабушкины сказки», прибаутки, пестушки, ушла традиция чтения вслух книг. А ведь когда читает взрослый человек книгу ребенку происходит целое таинство общения людей между собой, с книгой, со словом, с мыслями и эмоциями, выраженными автором. Можно и новые, непонятные слова объяснить в ходе чтения, и обменяться впечатлениями, поспорить, посмеяться и поплакать вместе над книгой. Прекрасный повод и для общения, и для развития, кстати, взрослого тоже!
Существует мнение, что у школьников потерян интерес к изучению родного языка. Как научить детей любить свой родной язык? Как привить интерес к чтению? Очень многое зависит от уроков, их содержания и формы. Бесконечные диагностики нацеливают на такой же бесконечный тренинг орфографии и пунктуации, на натаскивание к проверочным работам и экзаменам, а эта зубрежка и долбежка интереса поддержать не может. Тогда как огромный простор имеет история языка, этимология слова, способного раскрыть внимательному взгляду важнейшие процессы народной жизни, прошлых событий, пережитых глубоко, эмоционально, оставивших след в языке; интерес способна вызвать и образность, метафоричность, символичность слова, которая является в прекрасных текстах как писателей-классиков, так и современных хороших писателей и поэтов. Подбор таких текстов – важнейшая задача авторов учебников, ведь учебник, при наличии ныне богатого дидактического материала, остается основным средством обучения русскому языку.
Но не только содержание материала, на котором учат детей владению родным языком, имеет значение. Очень важна форма проведения уроков! Повезло иностранным языкам: там пособия составлены так, что предполагают общение – говорение – по теме текста, даже дискуссии. Языковой материал выстроен по тематическим блокам, которые начинает достаточно большой текст, поднимающий важную проблему современной жизни, культуры, истории. Вокруг этого текста строится система грамматических, лексических упражнений, мини-текстов, дополняющих и развивающих основную линию. Учебники по русскому языку выстроены в логике изучения грамматических явлений, тексты упражнений не связаны между собой по смыслу, не дают возможность приучить к целостному мышлению, да зачастую просто не интересны современным школьникам. А ведь именно на русский язык как на метапредметный урок смотрят с надеждой учителя других предметов и ждут, что на уроках русского языка детей научат проблемно мыслить, и эту способность ученики перенесут на другие предметы.
Конечно, личность учителя способна одухотворить любой материал, заразить своей любовью к родному языку, основанной на знании его действительной глубины и красоты. Но и талантливому учителю необходим инструментарий в виде новых, развивающих, методик и технологий, применяющих деятельностный подход. Все это уже существует, но не действует из-за скопившихся противоречий в нашем языковом образовании: ЕГЭ и ГИА требуют своих методов и приемов, учебники других, а живой человек – третьих.
А Вы в чем видите причину угасания интереса к чтению?
Какими Вы представляете себе интересные учебники по русскому языку?
Как Вы со своими учениками или детьми работаете над расширением их лексикона?
Полезны ли, с Вашей точки зрения, постоянные диагностики знаний? Чем именно?
Как Вы понимаете воспитание в детях активности и самостоятельности в получении знаний?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.