Почему дети не читают? Как сделать изучение литературы интересным занятием?
«Вначале было слово», куда оно исчезло? Проблемы безграмотности, низкой речевой культуры давно уже стали обыденностью. Слушая речь детей и на уроках и вне занятий, я думала: как так случилось, что не выполнили завета «сохранить русскую речь, великое русское слово». Речь детей — отражение речи взрослых. Любой человек, даже с высшим образованием, даже учитель и даже словесник, понаблюдав за собой хотя бы один день, убедится, что ему есть к чему стремиться.
Во многом это результат утраты культуры чтения. Еще 30-40 лет назад почти в каждом доме были полки с книгами, и книги там не просто пылились — их читали. Теперь книга в доме редкость.
Услышав на первых уроках, как читают дети, была неприятно удивлена. Даже у ребят 10 класса проблемы с техникой чтения.
Так сложилось, что мне в первый же год доверили 10 класс. Дети не читающие абсолютно. На родительском собрании одна мама рассказала, что дома дочь как-то произнесла: «С Аленой Викторовной хоть читать начали». С одной стороны, приятно, как учителю, с другой стороны, печально, что только начали, сколько же тогда упущено, ведь уже 17 лет — взрослые люди.
Почему же дети не читают? А главное, что с этим делать?
Для чего создана книга? Книга учит мыслить. А что может побудить человека к размышлениям? То, что его волнует. Значит, решение вопроса, какую литературу читать, зависит от уровня интеллектуального развития, уровня культуры, от круга волнующих человека проблем. Поэтому возникает вопрос о том, насколько возможно и насколько правильно составлять программу по литературе на среднестатистического ученика N класса? Литература огромна. Нужно выбирать. В школе этот выбор делает учитель. И наша главная цель, на мой взгляд, в том, чтобы за школьные годы ребенок полюбил чтение, научился мыслить самостоятельно. В этом случае он будет читать всю свою жизнь и научится выбирать книги.
Безусловно, надо знакомить с золотым фондом литературы, но всегда ли это знакомство происходит? Всегда ли дети готовы встретиться с Раскольниковым и понять героя? Погрузиться в фантастический мир «Мастера и Маргариты» и разобраться в его устройстве? Конечно, существует программа, стандарты и требования. Но ориентируясь только на них, часто теряем самое ценное — желание детей читать.
Важен подбор произведений
Когда мы подошли к изучению творчества В.Г. Распутина в 7 классе, в программе был прописан рассказ «Уроки французского». Дети заявили, что они уже его читали в 6 классе и помнят о чем он. Рассказ замечательный, есть о чем поразмышлять. Если бы я настояла на повторном чтении, уроки бы не получились. По одной простой причине — детям было бы неинтересно. Я стала искать другой текст, ведь Распутин не только «Уроки французского» написал. Так я открыла для себя великолепный рассказ «Женский разговор». Уроки прошли на ура: рассказ задел, затронул, заставил задуматься. Итогом стали сочинения-письма «Я хочу пожелать тебе, Вика ...» Не было ни одной списанной работы. Писали честно, трогательно, откровенно. Значит, доверяют мне, а это дорогого стоит.
Итак, важен подбор текстов. Важно найти в произведении то, что захватит ученика.
На уроках литературы нужно читать
За время моей работы у меня сформировалось прочное убеждение: на уроках литературы нужно читать! Читает учитель, читают дети, включаем записи известных чтецов. Где-то должны слышать красивую правильную русскую речь. Вчитываться вместе с детьми в кусочки текста, разбираться в тончайших оттенках слов, в построении текста, «смаковать» каждое слово.
Читаем на уроке.
Правильно выбираем темы сочинений
Если нам важно воспитать в ребенке способность к мысли и умение красиво ее излагать, значит нужно предлагать такие формы работы, которые этому потворствуют. Главная форма самостоятельной работы по литературе — сочинение. Другой вопрос, как выбрать тему. Тема «Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» как минимум скучная, и ясно, что ученик, даже способный к самостоятельным суждениям, спишет из сборника «золотых сочинений» или Интернета. Тема должна так звучать, чтобы в ней был вопрос, проблема, чтобы была возможность выразить свое мнение. Эту шаблонную тему можно представить иначе:
- «Место семьи в жизни героев романа» (Ростовы, Болконские, Курагины)»;
- «Пьер Безухов в семейных взаимоотношениях»;
- «Жизнь Сони: самопожертвование ради семьи или обманутое ожидание счастья»;
- «Николай Ростов и княжна Марья: было ли счастье?»;
- «Измена Наташи — подлое предательство или «обман неопытной души»;
- «Назначение женщины. Наташа Ростова в эпилоге романа».
Чтобы обратить учащегося к тексту, можно активно использовать домашнее задание в виде ответа на вопрос по конкретной главе, конкретному эпизоду. Например: «Почему автор, сообщая о смерти своего героя, использует слово «помер», а не «умер»? Для чего стоит многоточие перед данным словом, являющимся последним в рассказе?» (А.П. Чехов «Смерть чиновника»); «Обратите внимание на сочетание «Галоша гибнет». Почему именно гибнет? Что может гибнуть? Какую стилевую окраску имеет это слово? Для чего автор использует данный глагол рядом с бытовой вещью — галошей? В чем смысл такого смешения стилей?» (М. Зощенко «Галоша»). В зависимости от способностей учащихся задания должны быть разного уровня. Таким образом создаем ситуацию успеха для учащегося. Ведь когда у нас ничего не получается в каком-либо деле, мы часто отрекаемся от него. Так и дети. С помощью такой работы можно привлечь ребенка к предмету, показать ему, что он может быть успешным.
Интересные формы уроков
Очень полезная, интересная, но сложная форма урока — семинар. На таком уроке у каждого есть возможность проявить себя. Например, семинар «Тема любви в творчестве А. П. Чехова» (можно взять произведения нескольких авторов, например, Куприна, Бунина, Чехова). Предложить конкретные тексты, подготовить по группам анализ 1-2 рассказов. Была любовь, не была, почему счастье невозможно, кто из героев виноват, что такое любовь? Будут спорить до хрипоты, и это замечательно! Значит откликнулись! Вот он воспитательный момент.
Учителя-словесники первые, кто должны стремиться раскрыть в маленьком человеке талант мыслить. Тот, кто почувствовал радость познания, свет, льющийся из книги, никогда не перестанет читать; тот, кто ощутил силу мысли, не останется уже инертным, пассивным потребителем всего, что предлагают в современном мире, сможет отделить зерна от плевел.
Об авторе: А.В. Князева, учитель русского языка и литературы, г. Камышлов.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.