Разработка критериев оценки чтения и работа над улучшением качества чтения
На мой взгляд этому во многом способствуют современные учебники литературного чтения, особо среди них хочется выделить «Литературное чтение» Е.И. Матвеевой. Автор выстраивает материал, деля процесс обучения на этапы познания текстов. Рассмотрим 2 класс.
На первом этапе знакомства с разными жанрами ученик проходит путь от обычного слова до создания особого текста о нем. Детям предлагается выступить в позиции исследователя смысла слова в речи, языке, литературе, обратить внимание на разные способы передачи настроения в текстах. Ученикам предлагается пройти путь осмысления роли слова у разных авторов. С этой целью в процессе чтения разножанровых текстов ученики самостоятельно выявляют особенности создания словесного образа слова, знакомятся с его значениями и функциями.
На втором этапе предлагается методический ход, основанный на контрастном восприятии текстов. Если ранее слово представлялось красивым, гармоничным, то теперь предлагается увидеть его иным: невыразительным, невежливым, порой обидным. Для этого в программу включены произведения, наполненные «воспитательным» содержанием, подсказывающие ученикам, что «так говорить» нежелательно, потому что речь — показатель культуры человека.
Эти произведения носят в основном игровой, юмористический характер, они как бы «дорисовывают» картину о возможностях человеческого слова и предоставляют ученику право выбора: говорить грамотно, образно, культурно или наоборот.
На третьем этапе знакомства с видами и жанрами литературы изучаются объединенные согласно жанровым особенностям такие произведения, как русские народные сказки, сказки-притчи, авторские (литературные) сказки.
Ученики выступают в позиции исследователя жанра сказки: рассматривают содержательные, интонационные, структурные и видовые особенности.
Цель уроков чтения в начальном звене, как отмечает Е.И. Матвеева, — воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения — решается с помощью творческих задач.
«Тщательное» чтение предполагает осмысленность восприятия литературного источника, способность ребенка решать частные задачи по содержанию прочитанного (услышанного), воспроизведение данного содержания в личной интерпретации ученика и его желание продолжить разговор с автором текста.
«Тщательное» чтение способно пробудить в ребенке эмоции, настроения, желание узнавать новое из книг на основе непосредственного восприятия текста. Оно рассчитано и на стремление обмениваться новой информацией с собеседником (учителем, родителями, одноклассниками), полученной из текста книги. Такое чтение предполагает самостоятельный выбор учеником темы, проблемы, текста в процессе знакомства с миром литературы, подталкивает ребенка к самостоятельному чтению, стимулирует выбор книг по интересам.
Трудность заключается в том, что восприятие каждого ребенка индивидуально, неповторимо. На этапе восприятия текста важно не разрушить тот слышимый, видимый им «образ», который чувствует только данный ребенок.
Ученик, знакомясь с разными текстами, старается понимать их, чувствовать тот мир, который изображается автором. На данном этапе важно не разрушить живое непосредственное читательское восприятие ребенка, позволить ему фантазировать по поводу прочитанного. В дальнейшем для более глубокого понимания постепенно вводятся элементы анализа текста, чтобы не разрушить читательского восприятия, учитель помогает осмыслить произведение, перевести на новый уровень сознательного открытия его «смыслов».
Критерии оценки чтения
Для того, чтобы дети могли оценить свой уровень чтения, им необходимо научиться формулировать критерии чтения. Лучше всего такие критерии начинать определять с детьми с первых уроков чтения, но не все сразу, а поэтапно.
- При тактовом чтении дети учатся читать, выделяя голосом «ключевые» слова более сильным ударением. Значит, одним из критериев обязательно будет такой: «Умение выделять «ключевые» слова».
- Одновременно с выделением «ключевых» слов ученики делят высказывание на такты. Следовательно, следующим критерием чтения будет: «Умение соблюдать паузы».
- Важным критерием для второклассников является так же чтение целыми словами.
- В дальнейшем вводится и такой критерий как «Умение находить ответы на вопросы в тексте».
- Повышение и понижение голоса в соответствии с «синтагмами».
Базовые критерии оценки чтения ребенка
Необходимо работать с детьми над формулированием каждого критерия, исходя из базовых требований к чтению любого текста, которыми являются:
- быстрота;
- выразительность;
- безошибочность;
- осмысленность чтения.
Выразительности можно добиться, если постоянно обращать внимание ребенка на ритм, темп, тон (повышение и понижение), громкость, паузы, ключевые слова. В то же время работа над выразительностью не должна превращаться в «самоцель» и восприниматься учителем как отдельная задача.
Необходимо так же отметить, что критерии должны быть понятны детям, носить иметь четкие рамки и границы. Важно также, что при обсуждении с детьми критериев чтения мы разрабатываем систему баллов, таким образом, любое чтение может иметь максимальную и минимальную баллированную оценку, не «привязанную» к традиционной «пятибалльной» шкале, что позволяет, не снижая самооценку ребенка, которая начинает формироваться именно в начальной школе, добиваться достаточно качественного чтения текстов.
Использованная литература:
1. Е.И. Матвеева. Литературное чтение. Класс 2. Учебник в 2-х частях
2. Е.И. Матвеева. Обучение литературному чтению в начальной школе. 2 класс
3. М.Ю. Алексеева, Е.И. Матвеева. Литературное чтение. 2 класс. Контрольно-диагностические работы. Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе»
Об авторе: Татьяна Петровна Герасимова , учитель начальной школы, МБОУ «СОШ №77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.