Марина Гладко, 07.10.2017 1

Как научить ребенка читать в домашних условиях: советы опытного учителя начальных классов


Умение читать — одно из главных умений, которыми ребенок овладевает на первой ступени обучения. Но ведь далеко не в каждом детском саду обучают детей грамоте. И родителям приходится самостоятельно заниматься данной проблемой. В таком случае у них появляются вопросы: по какой методике обучать ребенка чтению, как сделать это правильно, какие пособия или упражнения могут помочь в этом? Представим для родителей практические рекомендации, как научить ребенка читать в домашних условиях. 


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Общие рекомендации

Здоровый ребенок уже в пятилетнем возрасте способен научиться читать. Поэтому желание учителей набрать к себе в первый класс хорошо читающих деток вполне оправдано. Однако, сталкиваясь с ситуацией, когда ребенок неправильно обучен чтению, все они в один голос заявляют, что лучше бы он вообще не умел читать, потому что теперь придется приложить немало усилий для его переучивания.

Так что родители, решившие самостоятельно учить ребенка читать, должны понимать, что это сложный и системный процесс. Им обязательно нужно учесть такие важные моменты:

Советы по обучению чтению дома

  • Не надо специально выделять время для «домашних» уроков! Занятия должны занимать около 10 минут и проходить в непринужденной обстановке.
  • Организовывайте изучение букв в процессе игровых и практических упражнений. 
  • Необходимо сделать так, чтобы изучаемая буква была всегда на виду у малыша. Ее изображение и рисунки, которые к ней подходят, должны быть красочными и вызывать у малыша интерес.
  • Объем памяти у дошкольника очень ограничен, поэтому учить нужно по одной букве, посвящая ей несколько занятий подряд, и уделять внимание многократному повторению для прочного закрепления изученного.
  • Для ребенка 5-6-летнего возраста характерно копирование действий взрослых. Поэтому родители должны предоставлять им образец правильного произношения звуков, прочтения слогов или слов при любом удобном случае.  

И еще одно очень важное замечание: звук и буква — это разные вещи! Для обучения чтению ребенка надо знакомить не с названием буквы, а со звуками, которые она обозначает. Это принципиальный момент. Ни в коем случае нельзя учить читать по алгоритму: «эм» и «а» — будет  «ма». Именно это и является главной ошибкой в процессе обучения чтению и серьезным препятствием для правильного формирования навыка чтения.        

Основная методика обучения чтению

Основной метод, который используется при обучении чтению в школе,— это звукобуквенный метод. Он основан на развитии у ребенка умений соотносить буквы со звуками, которые они обозначают, и составлять из этих звуков слоги и слова. Происходит это в такой последовательности.

Знакомимся со звуками и буквами

Для начала малыш должен запомнить буквы, угадывать их и правильно называть звуки. Причем, не нужно сначала учить весь алфавит, а потом переходить к разъяснению принципа прочтения слогов. Достаточно познакомить ребенка с четырьмя основными гласными звуками [а], [о], [у], [ы] и согласными [м], [л]. Чтобы малыш хорошо запомнил букву, рекомендуется предлагать ему такие упражнения.

На что похоже?

Обязательно обсудите с ребенком, на что похожа изучаемая буква. Если нужно, помогите ему придумать нужные ассоциации:

  • А — похожа на домик с окошком;
  • О — на бублик и т.д.

Если родители тоже затрудняются подобрать подходящие сравнения, можно воспользоваться специальными азбуками, которые так и называются «На что похожи буквы». Польза от такого пособия еще и в том, что в нем представлены картинки, где буквы перевоплощаются.

Будет очень хорошо, если родители сами смогут нарисовать такой рисунок для малыша, поясняя ход своих мыслей: «Смотри, вот наша буква А. Давай мы представим, что дырочка в центре — это окошко (и сразу же рисуют в нем раму, шторки), а сверху — это крыша, как на нашем доме (нарисовать трубу, покрасить в цвет черепицы).

Подобное преображение буквы будет происходить на глазах у ребенка, и он хорошо поймет и запомнит, на какой предмет и чем именно похожа буква. Для ассоциаций нужно выбирать такие образы, которые ребенку хорошо известны.

Желательно связать зрительные ассоциации со звуковыми. Например, рассмотрев, что буква А похожа на домик, можно сказать «Ах, какой домик!». Еще лучше, если удастся придумать для буквы образ предмета, название которого начинается с этой буквы: О — обруч, Ж — жук, Б — бегемот, Т — топор и т.д.

Как выглядит буква

Для запоминания формы буквы полезно вылепить ее из пластилина. Самостоятельно моделируя букву, ребенок хорошо запомнит, из каких элементов она состоит и как выглядит.

Мастерить букву можно не только из пластилина. Попробуйте сделать ее из тонкой легко гнущейся проволоки (в продаже есть цветная проволока для рукоделия или синельная (пушистая) проволока). Некоторые буквы легко выкладываются из спичек или моделируются с помощью конструктора. Буквы округлой формы сделайте с помощью лент.  

Предложите малышу попробовать самому написать эту букву. Можно купить специальные прописи, где он будет тренироваться писать буквы.

Однако дошкольнику еще сложно ориентироваться в тетради, правильно наклонять линии, доводить их до нижней черты и т.д. Поэтому я бы порекомендовала заготовить для такого упражнения небольшую коробочку с песком и пусть ребенок пальчиком выводит на нем букву. Если у него не получится, можно будет быстро все разгладить и попробовать еще раз.

Таким образом, малыш не будет расстраиваться, если попытка окажется неудачной. Да к тому же, игры с песком всегда очень нравятся детям, и они намного охотнее будут писать буквы в такой коробочке, чем в прописях.

Найди букву

После того, как вы выучили с ребенком новую букву, нужно сформировать у него умение угадывать ее среди других букв. Для этого поиграйте с ним в такие игры:

  • составьте слова из разрезной азбуки или кубиков и предложите найти в них выученную букву и поднять ее;
  • напишите слова на листочке, а ребенок пусть обведет (закрасит, зачеркнет) нужные буквы;
  • попросите найти новую букву на странице книги (для этого нужно использовать только книги для дошкольников, на их страницах мало текста и крупные буквы);
  • в упаковке некоторых продуктов детского питания вкладывают детали магнитной азбуки — собирайте их и разместите на холодильнике, а потом предложите малышу показать нужную букву;
  • спросите, есть ли буква на вывеске магазина, мимо которого как раз прогуливаетесь, и т.д.

Еще один очень интересный способ провести подобное упражнение — использовать съедобные буквы. В продаже есть печенье в форме буковок. Насыпьте перед ребенком горсть таких печенек и предложите найти и съесть только нужную букву.

Когда ребенок хорошо запомнит букву, можно предложить игру «Угадай и дорисуй». Малышу показывают не полностью написанную букву, а он должен догадаться, что это за буква и дорисовать недостающие элементы.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Очень важно помнить, что учить с малышом следует только звуки! Ни в коем случае не говорите ребенку название букв («эм», «бэ»), а сразу же обучайте ребенка, какой звук он должен произносить, увидев ту или иную букву.  Именно поэтому на первом этапе изучения каждой буквы предлагается сделать звуковой анализ слова, которое с нее начинается.

Этот принцип используется практически во всех методиках. В любом букваре, азбуке, на кубиках рядом с буквой есть картинка. Нужно предложить малышу назвать нарисованный предмет и выделить только первый звук.

Не думайте, что дошкольник легко справиься с этим заданием. Сначала вам нужно будет делать это вместе, показывать ему образец.

Первыми учатся гласные звуки, которые можно произносить протяжно. Поэтому попросите ребенка «потянуть» первый звук и услышать его отдельно от остального слова (а-а-а-а-апельсин). Когда он сможет это сделать, укажите, что поскольку мы первым в слове слышим звук [а], то и буква, помещенная рядом, называется «А». Для таких упражнений можно использовать специальные буквари или азбуки для дошкольников:

Кроме этого, в ходе знакомства с буквой нужно не только добиться запоминания ее названия. Очень важно научить ребенка слышать обозначаемый ею звук, выделять его в словах, определять его местоположение. Для этого используйте такие упражнения:

  • послушай слово и хлопни в ладоши, если услышишь в нем нужный звук;
  • посели в домик (вагончик, цветочек и т.д.) изображения тех предметов, названия которых начинаются с указанной буквы;
  • добавь (убери) первый (последний) звук в слове.

Обязательно используйте в играх со звуком звукоподражание: мы говорим «А-а-а-а!», когда укачиваем младенца, «О-о-о-о!» — если удивлены и т.д.

Артикуляция

При произношении звуков большое внимание нужно уделять артикуляции. Обязательно объясняйте и показывайте ребенку, какое должно быть положение губ и языка. Это является основой  для формирования умения слитно произносить звуки.

На первых порах артикуляция должна быть интенсивной. Растягивайте рот, вытягивайте или смыкайте губы с увеличенным усилием, чтобы ребенок хорошо разглядел и скопировал ваши движения. Можно давать малышу смотреть в зеркало, когда он учится произносить звуки.

Тренируйте его в четком произношении звуков. Когда он выучит несколько букв, проводите упражнение на поочередное протягивание звуков. Вы должны показать ребенку букву (на карточке, на странице в Букваре), а он ее называет. Пока он будет тянуть этот звук, ему нужно показать другую букву и малыш должен сразу же переключиться на другой звук.  

Составляем слоги

После описанной выше подготовительной работы (она занимает не больше двух недель) наконец-то наступает самый ответственный этап — обучение чтению слогов. Как показывает практика, сложнее всего научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. 

Традиционно первым слогом, который предлагают прочитать малышу, является слог «МА». Сразу же после знакомства с буквой «М» ребенку предлагают «найти ей подружку» или «составить с ней пару» и показывают написанный слог.

Нельзя приучать ребенка сначала вслух произносить каждый звук отдельно и только потом проговаривать их слитно! Сразу же говорите, что стоят эти буквы рядом и произносить их нужно вместе.

Покажите образец. При этом попросите ребенка очень четко следить за артикуляцией. Далее плотно сожмите губы для произношения звука [м], а потом резко откройте рот, протягивая звук [а]. Сделайте это еще раз и предложите малышу все повторить. Проговорите этот слог вместе несколько раз, дайте ребенку задание произнести этот слог громко и быстро, потом тихо, почти шепотом, потом протяжно и т.д.

Поиграв таким образом с одним слогом, переходите к следующим, повторяя тот же алгоритм. Помните, что занятие обучения чтению по слогам должно быть непродолжительным и не заставляйте малыша работать над прочтением слогов до тех пор, пока у него не начнет все получаться идеально.

Обучение чтению первых слогов может растянуться и на три дня. Зато, когда ребенок поймет принцип слитного произношения звуков, в дальнейшем не придется каждый раз возвращаться к объяснению этого процесса. Ребенок станет уже самостоятельно воспроизводить данный алгоритм и с другими буквами. Т.е. это уже практический этап отработки навыка чтения, который не представляет особой сложности.

Схема, как правильно научить ребенка читать, следующая.

  • Познакомиться с новой буквой и звуком, выполнив несколько упражнений на их запоминание.
  • Предложить прочитать слоги с новой и уже выученными буквами.

Ваша задача  состоит в том, чтобы ребенок хорошо запомнил букву и потренировался читать слоги с ней. Для этого можно использовать карточки из пособия «Учимся читать по слогам»

Также хороший результат получается при использовании кубиков по методике Н.А. Зайцева или таблицы слогов.

Читаем целые слова

Теперь перейдем к рекомендациям, как научить ребенка читать небольшие слова. Это нужно делать сразу же после того, как он потренировался составлять слоги с буквами «А», «О», «У», «ы», «М», «Л».  Для этого лучше использовать кубики или паззлы со слогами.

Предложите малышу прочитать первый слог, затем второй. А после этого попросите произнести их еще раз, только вместе. На первом этапе можно пользоваться пособиями, в которых слова разделены на слоги (МА-МА, МЫ-ЛО) или записаны с помощью лучевых схем. 

Также в работе с дошкольниками можно использовать принцип методики, как научить читать ребенка 6 лет путем заучивания целых слов. По моему мнению, сама по себе она не очень эффективна, ведь объем памяти у ребенка небольшой. Но вот отдельные маленькие слова можно предлагать запоминать целыми. Тогда малыш в строчке текста будет их сразу же угадывать и называть. Это немного увеличит скорость чтения.

Вообще существует несколько разных методик, как научить ребенка читать в домашних условиях. При желании, можно подробно ознакомиться с ними и попробовать применить их в своей практике. Например, в изучении методики С.Н. Федина поможет серия книг «Я научу тебя читать» и книга «Как научить ребенка читать».

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 irina111112 • 17:08, 30.04.2019
Ссылки в статье, кроме последних не существуют.
[Материал]