Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет
Общая характеристика
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
- морфологических;
- психологических;
- личностных.
Степень их сформированности зависит от:
- правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
- уровня развития его психических процессов;
- социальной среды, в которой малыш воспитывался;
- личностных качеств, которые у него выработались;
- наличия основных универсальных учебных умений.
Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.
Физическая |
Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья. |
|
Психологическая |
Интеллектуальная |
Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию. |
Социальная |
Готовность взаимодействовать с окружающим социумом. |
|
Личностная |
Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника. |
|
Эмоционально-волевая |
Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок. |
|
Специальная |
Основные учебные умения |
По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
- Уровень биологического развития:
- рост;
- масса;
- работоспособность;
- утомляемость;
- система условных словесных реакций;
- зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
- Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
- ловкость;
- скорость;
- сила;
- скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
- бег;
- прыжки;
- наклоны;
- приседания;
- ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
- держать ручку или карандаш;
- проводить четкие линии;
- перекладывать мелкие предметы;
- складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
- умываться;
- чистить зубы;
- мыть руки;
- пользоваться туалетом;
- одеваться;
- застегиваться и завязывать шнурки;
- следить за своим внешним видом;
- пользоваться столовыми приборами;
- убирать за собой посуду;
- организовывать рабочее место;
- собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
- важности быть здоровым;
- необходимости беречь здоровье;
- режиме дня;
- значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
Психологическая готовность
Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.
Умственная готовность включает:
- достаточный багаж знаний об окружающем мире;
- умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
- любознательность, потребность в получении новых знаний;
- уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
- наличие словесно-логического и образного мышления;
- развитую речь, достаточный словарный запас;
- сформированные сенсорные навыки;
- устойчивое внимание;
- крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
- коммуникативность;
- стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
- умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
- умение выслушивать собеседника;
- готовность соблюдать очередь;
- готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
- понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.
Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
- радостное ожидание поступления в школу;
- принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
- способность подчинять свои мотивы коллективным;
- умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
- сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
- присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Специальная готовность
Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
- называть буквы;
- читать слоги или слова;
- считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
- писать отдельные элементы;
- рисовать простые предметы;
- выполнять несложные физические упражнения.
Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.
Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.