Кейс "Как научить детей не делать однотипные ошибки" (активизация функции контроля)
С точки зрения психолого-педагогической теории, это помогает активизировать функцию контроля. В головушке у дитя сидит потребность анализировать каждую буковку: та эта буковка, которую надо выделить зеленым или не та? При непрерывном письме он будет думать о непрерывном письме, а потом только спохватываться.
Разумеется, вечно так писать не будут. После контрольной работы, когда функция контроля перешла в режим "чистой мысли" или "внутренней речи" (с) такую необходимость можно снять.
Я преподаю математику.
В 6 классе проходят сложение чисел с разными и одинаковыми знаками.
Самая распространенная ошибка — это потеря знака. Ну в смысле, дали пример -14,7+2,4.
Ребенок запросто расскажет правило, почему ответ будет с минусом, складывать или вычитать нужно модули. Но вот пока будет считать столбиком, он про этот знак забывает! И пишет что придется! Сколько угодно можно заставлять учить правило, сколько угодно можно ставить двойки — бесполезно.
Пока я не прочитала (давно, лет 15 назад) про функцию контроля. И дети стали носить синий карандаш и красный карандаш. И выделять минус синим, плюс красным.
И всё! Дети перестали делать ошибки.
После проверочной работы по теме те, кто получил пятерки, от этой необходимости освобождаются.
После контрольной работы освобождаются от этого те, кто получил положительную отметку.
Почему освобождать от этого надо обязательно? Потому что функция контроля обязана перейти во внутреннюю речь! Если не перешла, этому ребенку нужно придумывать другой методический прием, потому что функция контроля не задействована. Бесполезняк то есть.
В данном случае отрабатываются (то есть принудительно ребенка заставляют контролировать себя) следующие вещи: предложение начинается с большой буквы, безударные гласные, словарные слова.
Разумеется, первую букву в предложении дети не будут выделять всегда, а тогда, когда перестанут делать в этом правиле ошибку.
Эта психолого-педагогическая теория называется поэтапно-планомерное формирование умственных действий на основе полной схемы ориентировочной основы действия. 40-50 годы 20 века, СССР, Петр Яковлевич Гальперин.
Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.