Екатерина Пашкова, 31.03.2020 5

5 ошибок перехода на дистанционное обучение в России и как их избежать + видео


К текущему сценарию развития событий не был готов никто, и Минпросвещения, и ваша школа тоже. И нет единого решения, как и с помощью чего нужно обучать детей дистанционно. В сети много информации — статьи, вебинары, курсы — каждый предлагает что-то свое. На мой взгляд, это инструменты, которые можно эффективно использовать, но они не являются базой. База — это основной поток учебной информации, учебный процесс, который должен быть организован удобно, понятно, стабильно, и в который в дальнейшем последовательно нужно встраивать те или иные инструменты. 


Обсудить статью (уже 5 коммент.) Опубликовать свой материал

Главная задача сейчас — найти платформу или способ, где будет вестись основная учебная деятельность, будет передаваться основной поток видео и текстовой информации, переписка. И нужно научиться стабильно в нем работать: и педагогу выходить на связь постоянно, справляться с возможными техническими трудностями, и ученикам научиться работать: быстро организоваться, найти нужные страницы учебника, упражнения, уметь переключаться с одного режима на другой, уметь еще раз подключиться к системе, если пропала связь, электричество или что-то еще. Организовать свое рабочее место и ученику, и учителю, выработать привычку работать дистанционно, чтобы ничего не отвлекало — это серьезная задача на первое время.

Начинать дистанционное обучение, внедряя сразу множество различных технических инструментов типа онлайн-рабочих листов, онлайн-досок, опросов и проч. можно, но, думаю, это будет распыление, и это будет отвлекать от основной задачи — в принципе научиться стабильно обучать и обучаться через интернет.

Потом, когда общий принцип работы будет усвоен каждым участником, можно постепенно вводить различные инструменты, тестируя, при необходимости менять один инструмент на другой. Помните выражение: достаточно доски и мела, чтобы давать качественные знания? Этот принцип работает и сейчас, достаточно сначала научиться и отработать передачу основной учебной информации от учителя к ученику и от учеников к учителю. Если вы освоите только это — это будет хороший результат работы.

Невозможно за один день или неделю научиться делать то, чему люди учатся месяцами и годами. Невозможно в один миг стать экспертом дистанционного обучения. Не нужно ставить себе нереальные цели и потом расстраиваться, что не получается. Не нужно психовать: «Как так! Вот взяли заставили нас всех работать дистанционно! А где условия?! О какой работе дистанционно можно говорить, когда…?! И т.п.». Спокойно и ровно работайте в почти обычном режиме, только онлайн, берите на себя ту ответственность, которую вы можете взять. Вы не можете научиться всему и сразу. Вы не можете контролировать то, что делают дети дома. Вы не можете гарантировать их учебный успех, как не могли и ранее это гарантировать при работе в обычных классах.

Не кидайтесь на множество вебинаров, курсов, статей, которые сейчас предлагаются на каждом шагу

Составьте свой личный план обучения и осознанно и целенаправленно следуйте ему. Все равно вы не успеете познакомиться со всеми инструментами сразу. Приберегите свои деньги и время, чтобы уделить их главным вещам, а не бегать в панике, собирая разрозненную информацию, которая может вовсе и не пригодиться.

Мотивированные дети с мотивированными родителями прекрасно обучатся по школьной программе, потому что материалов в интернете море. Есть классные платные курсы, есть бесплатные уроки в Ютубе и на сайтах. Бери и работай. Учитель может дать ответы на вопросы, направить на изучение той или иной цели. Но учится всегда ученик.

Как обеспечить это общение?

Отвечать каждому индивидуально в той системе, в которой удобно ученику — безумие. Приучать к этому детей и родителей — рыть яму себе. Учитель — не обслуга, у которой удовлетворяет «любой каприз за ваши деньги», учитель работает в своих инструментах и преследует общие учебные цели.

Найдите общий канал, где можно вести переписку со всеми учениками (можно даже не с одним классом, а со всей параллелью, в которой вы работаете). Не используйте мессенджеры — в них проблематично написать текст (ну разве вы используете мессенджер на ПК), в них трудно найти более раннюю переписку, в них нет структурирования. Можно использовать связку:

  • мессенджер для неформального общения по классу, параллели, группе, отдельно для родителей, отдельно для вообще всех;
  • рабочий структурированный чат, например, в комментариях к каждому выложенному уроку и теме, куда можно прикреплять фото (проще написать на листке решение той или иной задачи, формулы, сфотографировать и приложить).
  • или форум в рамках системы дистанционного обучения.

Введите правила: никакой паники, нытья и негатива в чатах, никакой непрофильной информации. Для болтовни создайте отдельный чат или пусть родители его создадут сами, но вы не будете за ним следить и даже интересоваться им.

В рабочем чате обсуждаем только заявленную тему, например, по каждой теме урока свой отдельный чат с вопросами и ответами. Удаляйте и переносите все непрофильные темы. Лучше всего, чтобы в чате можно было прикрепить фото, голос, видео для экономии своего времени и времени учеников, потому что порой голосом ответить гораздо проще. В школе вы тоже отвечали голосом.

Лучше, чтобы где-то вся эта информация сохранялась и была структурирована, то есть если вы провели урок для 5а и возникли вопросы, то лучше, чтобы все вопросы и ваши ответы смогли увидеть и 5б, и 5в, и 5г, чтобы вы не писали одно и тоже по несколько раз. Пусть учатся работать, как взрослые: находить вопросы, находить ответы.

Ваша задача — наиболее важные вопросы (частые вопросы) сделать более видными или вынести на отдельный лист, страницу и т.п. Если вопрос очень важный, волнует многих, то можно сделать с ним отдельный урок, отдельный разбор, чтобы ученики посмотрели ответ на него.

Заранее скажите детям и родителям:

  • как и куда они могут задать вопрос;
  • как и когда вы будете на них отвечать (не сразу, как задан вопрос, а когда у вас будет рабочее время по расписанию. Хорошо на первых порах на энтузиазме отвечать круглосуточно, но вымотанный учитель — плохой учитель. Нам еще очень долго предстоит учить и учиться удаленно, поэтому правила придумываем и соблюдаем сразу. Дисциплина должна быть и при дистанционной работе, и это не только дисциплина учеников, но и учителей: смена труда и отдыха, известное всем расписание работы — залог долгосрочного успеха);
  • куда и когда писать по вопросам техподдержки;
  • объясните, что они могут отвечать и помогать друг другу, если видят вопрос, на который они знают ответ.

Помните, что ваше рабочее время ограничено, вы получаете деньги за обучение, а не техподдержку

Уважайте себя.

  • Даже в самой непростой ситуации сделайте себе часы тишины, когда вы не читаете сообщения и не отвечаете на них, как бы вам этого ни хотелось. Не читаете.
  • Блокируйте тех, кто названивает вам по телефону в нерабочее время.
  • Выделите для техподдержки 1 час своего времени в 2 дня или другой объем времени (на первых порах). Пусть сначала прочитают и попытаются сделать то, что написано в Частых вопросах (вы помните, все поступающие вам вопросы и ответы вы структурируете). Чем строже вы поведете себя на первых порах, тем проще вам будет работать в дальнейшем. Родители и дети сами могут найти решение большинства вопросов, без вас: они могут поискать в интернете, спросить друг у друга, вызвать мастера (мастера тоже работают удаленно). Они научатся уважать ваше время и будут учиться и заниматься сами.
  • Не нужно оказывать им больше помощи и услуг, чем требуется. Ваша задача как педагога — учить детей в рамках уроков, а не 24/7 отвечать на глупые вопросы родителей, которые не уважают и не ценят ваш труд.
  • Скорее всего, в коллективе родителей и даже учеников, может быть, из старших классов, найдутся желающие, у кого есть свободное время и кто готов оказывать техническую и иную поддержку другим ребятам и родителям. Найдите таких людей и дайте им полномочия помогать вам. Для многих это будет в радость. Они тоже должны работать по расписанию, чтобы их запала хватило надолго, пусть они тоже работают по расписанию.

Не нужно ныть и негодовать по поводу карантина, дистанционного обучения, пандемии

Детям и так хватает родителей и новостей, чтобы еще и учителя вешали на них свои проблемы. Придумайте себе стоп-слова и не используйте их, как бы трудно ни было. Обратите этот кризис в возможность. Это реально крутая возможность.

Все мы знаем, что сейчас дети слабо мотивированы, их интересуют только гаджеты. Ок. Вот именно их и давайте сейчас использовать. Скажите им, как классно учиться дистанционно! Пусть они интересуются учебой только из-за гаджетов и технологий, ок. Возможно, в будущем этот интерес перейдет к интересу к предмету. А уж будучи взрослыми всем им еще предстоит много учиться дистанционно.

Сейчас можно разбить классы по своему усмотрению, можно сформировать более сильные группы, более слабые группы, группы по интересам, группы по устранению пробелов в определенных темах.

Учитель — представитель разума. Учитель должен демонстрировать разумно отношение к карантину и самоизоляции, объяснить, почему необходимо находиться дома, и каковы последствия распространения вируса для экономики.

А уж когда все вернутся к очному обучению, как они будут его ценить!

Ответственность родителей — ответственность родителей. Ответственность детей — ответственность детей. Ответственность школы — ответственность школы. Ответственность государства — ответственность государства

Вы отвечаете только за себя. Вы работаете в тех условиях, которые у вас есть. Договоритесь с учениками, что вы делаете то, что можете, а они делают то, что могут они.

Видео обзор решений от Педсовет.су

Вот обзор тех решений, которые мы используем на Pedsovet.su для дистанционных курсов и как это можно применить в ситуации с учителями.

Вы можете получить сертификат слушателя этого вебинара за 150 р. Закажите его в интернет-магазине или напишите на info@pedsovet.su 

Контакты

Если вам нужно установить систему дистанционного обучения СДО на сервер, вы можете обратиться к нам на +79200777397 в смс или мессенджеры или пишите на info@pedsovet.su  Наш специалист на возмездной основе может сделать это.

Смотрите также видеокурсы и инструкции:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
5 Slata • 11:49, 15.05.2020
Большое спасибо! Четко, полезно, логично.
[Материал]
avatar
3 МарияКосолова • 18:59, 07.04.2020
Miro можно просто сразу начать пользоваться, там бесплатная регистрация, и даже есть бесплатный тариф для учителей и учеников
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Екатерина_Пашкова • 14:39, 08.04.2020
Да, об этом мы как раз говорим в курсе: https://pedsovet.su/index/0-157 Только, уточните, пожалуйста, что за специальный тариф для учителей? К сожалению, я его не нашла.
[Материал]
avatar
2 vpsaveleva • 10:25, 05.04.2020
Очень приятно услышать то, что действительно помогает, что не только поддерживает, но и указывает верный путь. Здоровья вам, наш надежный маяк!
[Материал]
avatar
1 Никнейм7808 • 16:14, 02.04.2020
Грамотно, доступно, понятно! Спасибо!
[Материал]