Елена Сафонова, 18.11.2020 0

Я и другие: темы сочинений и аргументы по направлению


В декабре одиннадцатиклассников, как стало уже привычным, ждет итоговое сочинение. Хотя и непонятно, как оно будет проходить и в каком формате, готовиться к нему все же необходимо.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

На сочинении будет предложен комплект из пяти тем, каждая — по одному из направлений. Все они ориентированы на собственные размышления ученика и представляют собой рассуждение. Школьникам надо будет раскрыть тему, используя аргументы из литературы.

Сочинения направления «Я и другие»

Это, наверное, самое неудобное для подготовки направление.

При том, что в каждом произведении, разумеется, говорится о взаимоотношениях людей (а значит, подобрать аргументы будет несложно), спрогнозировать, что именно станет содержанием темы, почти невозможно.

Комментарии дают нам не так уж много намеков. В основном они касаются межличностных конфликтов и противостояния личности и общества. А это огромнейший список вариантов примерных тем.

Все же разделим направление на несколько более узких "дорог":

  • добрые, дружеские, любовные (во всех смыслах) отношения, преодоление вражды, предубеждения и т.п.;
  • межличностные конфликты, непреодолимая конфронтация, принципиальные разногласия;
  • конфликт человека и общества, противостояние личности подавляющему социуму и т.п.

«Любовь и дружество»

К первой группе можно отнести произведения о дружбе, о появлении взаимопонимания. Можно рассмотреть, например, рассказ Б. Екимова "Ночь исцеления". Подросток вдруг начинает понимать свою бабушку. Жалость и любовь подсказывают ему нужные слова.

Находят друг друга и обретают любовь такие разные персонажи, как Раскольников и Соня, Пьер и Наташа, Юрий Живаго и Лара. Что их соединило? Только судьба? Или есть что-то чрезвычайно важное в их характерах и мироощущении, что делает их союз неизбежным?

Тщательно проанализировав эти примеры из литературы, можно строить на любом из них свое рассуждение по такой теме, которая затрагивает отношения между людьми.

Интересно наблюдать за отношениями героев в популярном у подростков романе "Дом, в котором..." Мариам Петросян, лауреата ряда престижных литературных премий.

Перед нами замкнутый социум, причем очень своеобразный — интернат для детей с особенностями здоровья и инвалидов.  Становление отношений в этой необычной группе, переплетение жесткого реализма и трогательной фантастики делают это произведение практически универсальным для подготовки по рассматриваемому направлению. Герои этого произведения - подростки-инвалиды, которые живут в интернате, фактически в оппозиции к внешнему миру.

Это странные подростки, жизнь которых проходит словно бы в нескольких параллельных мирах, где есть злые бабушки-ведьмы, чудодейственные амулеты, оборотни, где незрячий видит, а у безрукого появляются руки. Они пьют какую-то дрянь и курят, дерутся и иногда убивают. Но друг друга они любят по-настоящему. И ради дружбы Слепой готов разбить свою "видящую" руку, а Сфинкс сжигает протезы, пытаясь удержать огненного дракона — Македонского. 

Примером такого же тесного братства, проникнутого взаимной любовью, можно, наверное, считать дружбу выпускников Царскосельского лицея, да не шокирует никого мое сравнение.

Но роман имеет большой недостаток — это его объем. Школьникам трудно найти время ознакомиться с таким длинным произведением (если они его еще не читали), а потом нередко возникают трудности с интерпретацией множества сюжетных линий произведения.Но книга имеет своих горячих поклонников. 

Ссоры и конфликты

Вторая группа тем — межличностные конфликты — может оказаться очень легкой. Конфликты между героями описаны фактически в любом произведении. Приведем примеры литературных произведений, которые обычно хорошо знакомы школьникам:

  • "Отцы и дети" И. Тургенева (Базаров и Павел Петрович);
  • "Герой нашего времени" М. Лермонтова (Печорин и Грушницкий);
  • "Преступление и наказание" Ф. Достоевского (Раскольников и Лужин)

В романе Достоевского "Преступление и наказание" мы видим героев, которые очень по-разному относятся к окружающим людям. В качестве примера можно привести Лужина - убежденного и безотчетного эгоиста, проводящего четкую границу между собой и другими. Собственные интересы (даже не жизненные интересы, а просто фантазии, глупые обиды, психологический комфорт) для него настолько важны, что об окружающих даже думать смешно. Лужин до такой степени равнодушен к чужой семье, что не задумываясь обвиняет Соню в воровстве. Ничего личного, просто надо поставить на место Дуню, осмелившуюся счесть своего брата человеком вроде него, самого Лужина! Поразительно, что сама Соня абсолютно безразлична этому человеку, он губит ее походя, между делом, словно жертвует пешку в шахматной партии. Это пример какого-то недоразвития души, шокирующей неспособности видеть в людях — людей. 

Если Раскольников создает теорию, в соответствии с которой есть "твари дрожащие" и небольшая группа "имеющих право", то для Лужина к высшей касте относится, похоже, один человек - он сам.

Интересно порассуждать о том, что у конфликтующих обычно есть не только различия, но и то, что их объединяет. Скажем, Грушницкий – позер. Но и Печорин не чужд самолюбования: с каким вкусом он описывает свой черкесский костюм! А Лужин вообще рассматривается критикой как сниженный «двойник» Раскольникова. Обратив на это внимание, старшеклассники могут сделать интересные выводы.

Один против всех

Может ли личность не противопоставлять себя обществу? И если да, то как это получается? Ведь подчиняя свои желания и интересы интересам общества, коллектива, мы неизбежно стесняем свою свободу, причиняем себе неудобство. Значит, все-таки конфликт неизбежен?

Ответ прост: человек сам, своей волей, подчиняет свои интересы чужим по любви, которая, как писал Апостол Павел "не ищет своего".

Однако чаще личность принимает законы социума «по привычке» или находится с ним в конфронтации. Причины конфронтации также могут скрываться как в личности, так и в социуме.

Рассмотрим все эти случаи кратко.

  • Если причины конфликта в самой личности, то, очевидно, она обладает качествами, делающими ее неспособной к сосуществованию с окружающими. Например, речь идет о крайнем эгоизме и крайней же безнравственности. Мы уже приводили такой пример, это Лужин. Но Лужину выгодно остаться в обществе, поэтому свои аппетиты он подчиняет внешней благопристойности. А вот герой «Старухи Изергиль» М. Горького Ларра не сдерживает свои порывы. Он прямо демонстрирует обществу свое презрение к морали и свою готовность нарушить законы. Однако и он оказывается в конечном итоге зависим от общества. «Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается; но тот, кто воображает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается ещё больше.» (Ф. де Ларошфуко)
  • Подчинение обществу «по привычке», наверное, самая страшная из всех вариантов. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» (Ю. Фучик) Работая над такой темой, можно обратиться к одной из знакомых школьнику антиутопий: «Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир!» О. Хаксли и т.п. Хочется порекомендовать пьесу Е. Шварца «Дракон», в которой эта безмолвная толпа, покорно и привычно терпящая произвол, показана очень ярко. Второй плюс – небольшой объем произведения, с ним нетрудно ознакомиться и тем, кто еще не читал эту книгу, а жанр сказочной пьесы позволяет без труда сделать выводы.
  • Противостояние личности и общества мы видим и в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Произведение обычно подробно и внимательно изучается на уроках, ребята его неплохо помнят и легко анализируют.

Интересно, что почти все произведения такого плана имеют склонность к изображению «социума надежды», то есть автор дает понять, что перед нами не все общество, есть и другие люди: те, кто за куполом («Мы»), пролы («1984») и т.д. Об этом можно упомянуть в заключении, чтобы сочинение не выглядело излишне пессимистично.

Темы и произведения

Приведем список тем, которые могут быть сформулированы по направлению «Я и другие».

  1. Согласны ли вы с мнением, что «я познает себя в общении с ты»?
  2. Почему дружба важна для человека?
  3. Что такое «настоящий друг»?
  4. Почему важно проявлять внимание к человеку?
  5. Можно ли любить человека, не уважая его?
  6. Какие качества характера важны для дружбы?
  7. Как избежать конфликтов?
  8. Возможно ли избежать конфликтов?
  9. Правда ли, что в споре рождается истина?
  10. Что такое толерантность?
  11. Почему люди не всегда понимают друг друга?
  12. Надо ли зависеть от мнения окружающих?
  13. Всегда ли право большинство?
  14. Кого называют «белой вороной»?
  15. Герой-одиночка: возможна ли победа над заблуждениями общества?

Что почитать?

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
  3. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  4. И. С. Тургенев «Отцы и дети».
  5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели».
  6. Л. Н. Толстой «Война и мир».
  7. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго».
  8. Е. Замятин «Мы».
  9. Е. Шварц «Дракон».
  10. М. Горький «Старуха Изергиль».
  11. В. Шаламов «Шоковая терапия».
  12. В. Тендряков «Хлеб для собаки».
  13. В. Железников «Чучело».
  14. М. Петросян «Дом, в котором…».
  15. Б. Екимов «Ночь примирения».
  16. Т. Толстая «Кысь».
  17. С. Лукьяненко «Купи кота», «Танцы на снегу».
  18. Дж. Оруэлл «1984».
  19. Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».
  20. О. Хаксли «О дивный новый мир!».
  21. Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня».

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?